Художник Вышеславцев Николай Николаевич
Николай Николаевич Вышеславцев родился в Полтавской губернии в семье управляющего имением Кочубеев. Его художественный талант проявился рано, и в 1906 году он отправился в Москву, где учился в студии известного художника Ильи Машкова.
В 1908 году Вышеславцев уехал в Париж – центр мирового искусства того времени. Шесть лет он жил на средства отца, совершенствуя мастерство, изучая современные течения и классическую живопись. Однако с началом Первой мировой войны вернулся в Россию, окончил школу прапорщиков (1916–1918), участвовал в боях, был ранен и награжден Георгиевским крестом.
После демобилизации Николай Вышеславцев поселился в Москве, получив место библиотекаря во Дворце искусств на Поварской. Он зарабатывал на жизнь заказными портретами, продажей картин и рисунков, а позже стал преподавать живопись.
Его творчество отличалось глубиной и разнообразием: он создал галерею портретов выдающихся современников – Андрея Белого, Бориса Пастернака, Федора Сологуба. В 1921 году написал знаменитый портрет Марины Цветаевой.
Но искусство было не единственной его страстью. Николай Николаевич увлекался философией, историей религии, литературой. Он собрал огромную библиотеку – десятки тысяч томов по искусству, философии, истории, ставшую одной из лучших частных коллекций.
В 1923 году художник связал свою жизнь с Ольгой Николаевной Баратовой, воспитав ее сына Вадима (погибшего впоследствии на фронте). Их дом в Кривоарбатском переулке стал центром притяжения для учеников и друзей. Здесь царила атмосфера творческой мастерской – «боттеги», где искусство, философия и свободные дискуссии объединяли людей.
Однако в годы сталинских репрессий такое неформальное сообщество вызывало подозрения. Только тяжелая болезнь – инсульт в 1948 году – спасла Вышеславцева от ареста. Последние четыре года жизни он был парализован и умер в Москве в 1952 году.
Николай Николаевич Вышеславцев оставил после себя не только художественные работы, но и уникальную модель творческого сообщества, вдохновленную ренессансными традициями. Его жизнь – это путь художника, мыслителя и наставника, сумевшего сохранить внутреннюю свободу в непростую эпоху.
#ХИМ
Из собрания Козьмодемьянского музейного комплекса.
Вышеславцев Н. Н. Небо над Кремлем. Бумага, акварель.

