Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Режим работы

ВТ-ВС с 830 до 1700.
ПН–выходной день.

Музейные программы

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

Национальная культура

Хочется поговорить о кочерге.

А что о ней говорить – скажете вы – кочерга она и есть кочерга, ею только угольки ворошить и больше ни чего. Не всё так просто, как кажется на первый взгляд. Начнём с названия.

Всем привычное слово «кочерга» появилось только в XVIII веке, хотя человек изобрел кочергу еще задолго до того, как додумался на скале от нечего делать оленей изображать. Слово «кочерга» возникло на основе диалекта кочера (т.е. коряга). Этимологически связано со словом кокора – дерево с корнем-крюкою. Путь в кочергу был следующий: кочера – кочерка – кочерга. До XVIII века кочергу называли «ожиг», и представляла она из себя обычную толстую палку, обгорелую с одного конца. Потом стали брать для очага и печных нужд палку суковатого дерева или ствол молодого дерева с корнем-крюкой «кочеры».

Наши предки к кочерге относились уважительно, как к нужной, полезной вещи. Кочерга всегда была символом домашнего очага. Ею шевелили дрова, чтобы лучше горели, ворошили угольки, выгребали золу, отворяли горячую заслонку и так далее. Поэтому и говорили: «Кочерга – в печи хозяйка». Кроме того, кочергу (ожиг/кочеру) использовали вместо лучины. А копоти от неё было! Так появилось выражение «ни Богу свечка, ни чёрту кочерга» – этой фразой отмечали что-нибудь никчёмное. Постепенно кочерга из суковатой палки превратилась в металлический крюк на длинной рукояти или толстый железный прут с загнутым концом.

У каждой хозяйки была не одна, а как минимум две кочерги. Одна рабочая, ею отодвигали поленья вглубь печи, укладывали угли кучно и так далее. А вторая кочерга загребная, предназначалась для выгребания из печки мелких угольков и золы.

Хорошая рабочая кочерга должна быть удобной, лёгкой и вёрткой. Поэтому рукоятка такой кочерги была тонкая, короткая, металлическую часть делали узкой, длинной по отношению к деревянной ручке. Ведь ею приходилось достаточно долго работать в печи при высокой температуре. Если расстояние от изгиба до деревянной рукояти будет коротким, то дерево быстро обуглится и может даже загореться. Конец крюка кочерги скашивали под углом 45̊, благодаря этому, при необходимости, можно было подвинуть или повернуть даже самый маленький уголёк или щепу, словом, выполнить любую тонкую работу в печи. Но такая кочерга становится беспомощной, когда требуется освободить печь или подтопок от золы. Здесь необходимо

работать кочергой с широким, длинным гребком (более загнутым). Такой кочергой удобно сгрести угольки к стенке, которую нужно нагреть сильнее.

Кочергу, как и все печные инструменты, издревле ковал по заказу деревенский кузнец. Лёгкую, рабочую кочергу он ковал из металлической полоски толщиной около 2-3мм, для большой кочерги требовалась заготовка толщиною 4-5мм. Технологический процесс изготовления кочерги был очень простым. Один конец заготовки нагревался в горне докрасна, расплющивался. В расплющенной части, в центре, пробивали отверстия под шурупы. Правый и левый край раскованного места загибали так, чтобы образовалась коническая втулка для насаживания рукояти. Уже дома хозяин насаживал рукоять нужной длины, такой, чтобы можно было дотянуться до самого дальнего угла пода. Рукояти мастерили из ели или берёзы.

Рано или поздно все вещи приходят в негодность. Рачительные крестьяне зря ничего не выбрасывали. Например, сломался один рог у ухвата, хозяин отпиливал остаток, нагревал целый рог докрасна, выпрямлял, сгибал под прямым углом по отношению к рукоятке – таким образом, в хозяйстве появлялась новая кочерга, которая ещё служила не один год.

Значение и применение кочерги в крестьянском быту не ограничивалось работой в печи. Кочерга нередко применялась в медицинских целях. Раскалив докрасна, кочергу подносили к больному месту на расстоянии в несколько сантиметров, вращали по солнцу (обязательное условие) с заговором. Для каждой болезни был свой заговор. Причём кочергой лечили не только телесные недуги, но и душевные, которые в настоящее время называют депрессией.

В старину кочерге приписывали и пророческие качества, её использовали для гаданий. Летом в полночь на растущей луне подвешивали кочергу на сук выше головы со словами «кочерга-кочерга, скажи, как мои дела?» и далее задавали конкретный вопрос, предполагающий однозначный ответ (да - нет). Наутро проверяли её положение: висит – значит, ответ положительный, упала – отрицательный. Зимой кочергу не подвешивали, а втыкали в сугроб. Если на утро выяснялось, что она стоит прямо – хорошо, покосилась – не очень, но есть надежда; упала – плохо.

Считали, что кочерга, помимо пророческих качеств, обладает небольшими мистическими свойствами. С кочергой караулили снопы на гумне от лешего. В великий четверг женщины верхом на кочерге оббегали вокруг хозяйства, прося защиты «от воров, лихих людей». А 14 января верхом трижды

объезжали вокруг дома, прося счастья и благополучия в Новом году, затем вокруг хлева для защиты скотины от мора и порчи. В Пасху кочергой сталкивали куриц с насеста, чтобы они начинали раньше нестись. Самое невероятное: чтобы уберечься от града, нужно выбросить кочергу за дверь во двор, и град через минуту-две прекращается. Здесь я должна признаться, этот эксперимент я проделывала несколько раз – работает! Как? Не понимаю!

Кочерга иногда принимала участие в обрядах и ритуалах. Во многих местностях свахи, отправляясь в дом потенциальной невесты, прихватывали кочергу с собой, чтобы «выгрести девку». После благополучного сватовства родители заинтересованной стороны – невесты/жениха – связывали вместе ухват и кочергу или кочергу и метлу, чтобы свадьба не расстроилась. Кое-где бытовало правило, согласно которому новобрачную в доме свекровь должна была встречать, «оседлав» кочергу. Обустраивая первую брачную ночь, кочергу вместе с несколькими поленьями и сковородником клали под кровать «для оберега». В некоторых регионах полагалось список свадебных подарков чертить кочергой на печке, – вот даже как!

Детей с ранних лет учили узнавать «печную труженицу», про кочергу существует множество загадок:

«Черный (или железный) конь скачет в огонь».

«Без работы — холодна, после работы — красна от огня».

«Полно поле рыжих лошадей, одна вороная придёт - всех разгонит».

«Бабка-кривоножка огня не боится. Суну, посуну в золотую посуду, там поколочу, назад поволочу».

«Мать толста, дочь красна, сын кудреват, отец горбоват». (Печь, огонь, дым, кочерга).

«Черная гагара по полю скакала, золото собирала».

В этой загадке загребная кочерга сравнивается с какой-то сказочной Туторьей: «Вышла Туторья из подполья, зачала золото загребать».

А вот для вас морфемная загадка: «Вот кочерга лежит возле моста, на берегу другом сорвало ветром крышу. Для вас загадка, думаю, проста: что под мостом? Ответ от вас услышу?». - В данном случае речь идет о разборе слова по частям. Фигурой, похожей на кочергу, обозначается приставка. Далее идет некий мост полуаркой, затем суффикс, который и напоминает сорванную крышу. В конце находится окончание, обозначающееся квадратом. Вот и получается: дом без крыши. А под мостом находится корень слова.

Как ни удивительно, но про кочергу часто пишут в литературных произведениях. Например: «Секретарь тотчас стал склонять это слово. Кто, что? - кочерга... Кого, чего? - кочерги... Кому, чему? - кочерге... Но, дойдя до множественного числа, секретарь запнулся и сказал, что множественное число вертится у него в голове, но он сейчас не может его вспомнить».

Михаил Зощенко, «Кочерга».

Но, как чёрная железная нога побежала, поскакала кочерга ...

Корней Чуковский, «Федорино горе».

В конце статьи любопытный факт с кочергой. Великий русский химик Александр Михайлович Бутлеров, создатель теории химического строения органических соединений, был не только выдающимся учёным, но и просто очень сильным человеком. Физически крепким. Однажды он зашёл в гости к своему приятелю, но не застал его дома. Он мог бы оставить в дверях записку или визитку, но он поступил оригинально – передал очень необычное послание о своём визите. Бутлеров взял кочергу и согнул её в виде буквы «Б». И ушёл. Когда хозяин вернулся домой, то сразу понял – кто именно приходил. История умалчивает, какие именно слова на букву «Б» говорил приятель Бутлерова, когда пытался выпрямить свою кочергу.

Старший научный сотрудник
Отдела учёта и хранения
Лобанова С.Ю.

Литература и источники:
Копилка народной мудрости. Традиции, обряды, приметы, пословицы и поговорки.-Харьков, Белгород: Книжный клуб. Клуб семейного досуга, 2015.- 240с.
Русский народный календарь. Обычаи, поверья, приметы на каждый день /Авт. – сост. Н.В. Белов.- Минск: Харвест, 2010.-384с.
https://shkolazhizni.ru/culture/articles/76032/

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://www.kmkmuzey.ru/nackult/nackult#sigProId8409fd7612

 
Еще статьи...