Чудесный мир бересты
Ах, нет прекраснее и тоньше,
Чем тот берёзовый простор.
Где пахнет хлебом, пахнет рощей,
Наш дом на берегу озёр.
А береста, белея всюду,
Пейзаж российский бережёт
Напоминая про былое
Где у истоков счастье ждёт.
Пожалуй, на Руси не встретишь другое такое дерево, о котором бы слагалось столько пословиц, поговорок, песен. Во всём мире не сыщешь дерева с такой ослепительной белой корой. За эту белую кору и получило дерево своё название «берёза». У марийского народа берёза считается символом чистоты, красоты и здоровья. Её ставят на марийских свадьбах. Накануне праздника Троицы храмы и дома до сих пор украшают свежими зелёными ветками берёзы.
Ещё в эпоху каменного века, не зная металлического топора, ножа и шила, человек в совершенстве овладел плетением корзин, сосудов, сетей, других предметов быта, охоты и рыболовства. Плетение было прародителем макроме, ткачества, обусловило появление кружев. И главную роль здесь сыграла «берёзовая кора» и «щепа». Когда же и как возник в России этот нужный промысел? Каждый из вас скажет: «Давно», - и будет прав. В русских, марийских деревнях чуть ли не любой мальчишка мог, играючи, сплести лукошко, корзину- берестянку или кошёлку для сбора грибов и ягод, а о стариках и говорить нечего:
Когда зацветёт июньская рожь,
Тогда бересту для себя подберешь.
Она золотистая, чистая вся,
Легко отделяется вмиг от ствола,
Плетёшь – и получится чудо – краса:
Посуда, цветы, сундучки, туеса.
Ещё лапоточки она принесла.
Оказывается, из давних источников нам известно, что сам промысел – плетение из бересты развивался стихийно. В 1830 году из-за границы вернулся князь Д.В.Голицын и привёз с собой несколько корзин иностранной работы, чтобы заставить крепостных плести такие же. Первым испробовал свои способности некий мастер Голубёнок – самый известный в округе (Звенигородская вотчина). После ряда неудачных попыток он преподнёс князю корзину, ещё даже лучше, чем у заморских мастеров, за что и получил разрешение обучать этому искусству всех желающих. Вот так и до наших краёв дошло это ремесло. У марийцев, как и у всех народов России, на какие только нужды не шла береста! Начиная строить дом, деревенские строители подкладывали под нижний складной венец избы, заканчивая – стелили на крышу под тесовую кровлю, защищая постройку от сырости. Рыбаки делали поплавки для сетей и удочек. Среди многообразных берестяных изделий, использовавшихся в народном быту особое место занимают берестяные изделия самого разнообразного назначения: пестери, корзины, лукошки, солонки, детские игрушки и даже обувь. Изготавливались они из берестяных лент косого плетения или куска бересты, согнутого пополам и прошитого бечёвкой или мочалом. Использовались для переноски продуктов и сбора грибов, ягод, орехов. Охотники носили в них припасы и предметы, которые надо было сохранить от сырости: табак, соль, спички. Зачастую все эти изделия не только не уступают изделиям из современных материалов, но и превосходят их.
В 1960-1970 годах плетением из бересты в основном занимались козьмодемьянские мастера: Александр Иванович Бакулин и Александр Иванович Хлупин. Интересны берестяные изделия в исполнении мастера Вениамина Игнатьевича Иванова. Замечательные изделия горномарийских мастеров вы можете увидеть в Этнографическом музее под открытым небом им. В.И.Романова в павильоне плетения, которые были сделаны в конце 19 начала 20 в.в.
В настоящее время особое внимание уделяется возрождению этого древнего ремесла. И в заключении хочется добавить, что все мы стремимся к корням своим. А мир плетения из бересты многолик и интересен, соприкасаясь с ним, мы лучше узнаём историю своей страны, своего края.
М.М.Дёгтева – методист по музейно-образовательной деятельности КМК.