Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Режим работы

ПН-ВС с 830 до 1700.

в тур. сезон музеи работают по графику стоянки теплоходов

Музейные программы

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

Развлечения наших предков в зимнее время

Любимым развлечением деревенской молодёжи наших предков были игрища на Святках, продолжавшихся от праздника «Шартял»до «Крещения». По традиции древних марийцев, в праздник «Шартял», как только петухи запоют, рано утром хозяин берёт лопату, идёт на гумно и пригребёт снег кучками на току в виде ворохов зерна. Детей посылали в сад под яблони, чтобы их трясли и приговаривали: «Падает множество яблок» и они имитировали будто собирают яблоки. Затем ходили в овчарню, где хватали овец за ноги со словами, чтобы овцы принесли ягнят двойнями. Овечка у марийцев марийцев - это сакральное животное, поэтому на праздник «Шартял» закалывали овечку. Из головы и ножек овечки готовили ритуальный суп, из кишок пекли пироги, а из мяса – «кравец» («курник»). Накрывали стол и зажигали свечку или лампадку. Помолившись божествам покровителям овец о благополучии, о хорошем приплоде, рассаживались откушать. После застолья благодарили бога. Косточки, собрав вместе, уносят на улицу: для того, чтобы духи предков помогли компактно собрать скотину. А крошки со стола означают «добро», поэтому их собирают так же вместе – и кладут в корыто для курочек или в пойло для скота. Готовились к празднику и мясные вареники, куда подкладывались «сюрпризы». Для этого выстругали из небольшой деревянной щепки «лодыря», «шустрого», «топор» (плотник значит), подкладывали «верёвку» (за телёнком всё лето ходить), «монетку» (богатым быть) и т.д. В итоге, кому что достанется - то и ожидает человека в этом году. На праздник варили ритуальную кашу из семян конопли.

Деревенская молодежь устраивала в избранной избушке посиделки, где проводился девичий пир. Закончив приготовления, девушки занимались рукоделием: пряли, вышивали, вязали, шили. Обычно в это время к девушкам приезжали гостить родственницы из других деревень. Парней на танцы и игры без угощения не пускали. Вечерами девушки гадали о будущей своей судьбе: выйдут ли в этом году замуж, каков будет суженый. Среди этих гаданий непременным было одно: выйти ночью в хлев и ухватить за ногу овцу. По масти овцы определяли, какой будет жених – светловолосый или темноволосый. Одним из элементов праздника являлся обряд приумножения домашнего скота, прежде всего – овец. Этой цели были подчинены детские игры и ритуальное поедание мяса филина. Кроме того, праздник имел и аграрную символику, направленную на магическое стимулирование урожайности. Помимо молитвенных обращений к богам, магия выражалась в выделывании снежных куч, имитирующих хлебные скирды. Считалось, сколько будет таких куч, столько же урожайности конопли. В праздничные дни в каждой семье слегка обжаривали конопляные зёрна, которые издавна грызли вместо семян подсолнечника. В этот день подбрасывали семена вверх, имитируя длину будущей конопли, разбрасывали их при спуске с ледяной горы. Ряженые бросали горсточку семян к потолку, приговаривая, чтобы зерна было много, а волокно получилось длинное. Гадание было одним из главных действий в обряде. Но при переходе на православную веру гадание стало преследоваться под видом ворожбы и в народе сохранилось как народная забава.

Праздник «Шартял» отождествлялся, в итоге, с питьём пива и ряжеными, которые полноправно веселились до 18 января. В ночь на Крещение рядившиеся обязаны пойти на речку, прочитать молитву и искупаться в проруби, чтоб очистить свои грехи перед людьми и богом. Вечером перед крещением верующие на дверях, окнах изб и хлевов ставили мелом крестики. Это производилось с той целью, чтоб не проникли нечистые силы в крещенский сочельник в чужой дом. Крещение – большой христианский праздник. Им завершается цикл святочной обрядности. В горномарийском районе на Крещение ходили с иконами на Волгу святить воду, где производился обряд водосвятия. Для этого на реке вырубали крест изо льда. Крест отличался большим размером, иногда до трёх метров в высоту. По свидетельствам очевидцев, вырезанный крест обливали водой и обсыпали его с двух сторон влажным зерном. Или же «делали в нём ямочки и клали туда пшено». Обращает на себя внимание мотивировка действий: «чтобы хлеб родился». По народным представлениям, купание в проруби было особенно необходимо участникам святочного ряженья. Они проходили своего рода испытание: вокруг креста вырубали чашу, оставив при этом тонкий слой льда; к подножию креста клали три зёрнышка пшеницы или колоска, нужно было пройти по льду и взять зёрнышко.

Этнографический музей под открытым небом уже много лет сотрудничает с МДОУ «Детский сад №4 «Теремок». На днях проводилось очередное музейное мероприятие под названием «Развлечения наших предков в зимнее время». Вначале дети услышали познавательную информацию, которая была взята из глубины истории жизни горных марийцев. Данные сведения у детей вызвали искренние глубокие переживания. А в дальнейшем, музейное занятие было украшено увлекательными играми - гаданиями в костюмированном образе, от которых дети были просто в восторге.

МУ «Козьмодемьянский культурно-исторический
музейный комплекс» старший научный сотрудник
Отдела по национальной культуре Акцорина А.Я.

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://www.kmkmuzey.ru/nackult/4619-zimrazvlech#sigProIda431b7741d