Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Режим работы

с 28 мар. по 29 июня МУЗЕИ НЕ РАБОТАЮТ.

ВТ-ВС с 830 до 1700.

ПН–выходной день.

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

Яркий представитель пейзажного жанра Павел Тимофеевич Горбунцов

(к 125 летию со дня рождения художника)

gorbuntzov02

Пейзажный жанр живописи играет в марийской художественной культуре ведущую роль. Одним из ярких представителей в этом направлении является Павел Тимофеевич Горбунцов, - живописец и график, заслуженный художник РСФСР, заслуженный деятель искусств и лауреат Государственной премии Марийской АССР (присуждена в 1971 году, посмертно), награждён медалью «За трудовую доблесть».

gorbuntzov08

Родился он 3 июня 1894 года в селе Брейтово Ярославской губернии (ныне Мологский район Ярославской области). В 1917 году окончил училище барона Штиглица в Петрограде, по классу живописи театральных декораций у профессора П. Ламбина. Практику проходил в знаменитом Мариинском театре. С 1919 по 1923 год работал художником Рыбинского драматического театра, где отшлифовывал своё мастерство как художника-декоратора; оформлял спектакли «Обрыв», «Гибель надежды», «Потонувший колокол». Принимал активное участие в создании Рыбинского краеведческого музея, для которого Павлом Тимофеевичем были написаны картины «Рынок», «Шексна», «Покинутая усадьба», «Собственник».

В 1926 году переехал в Йошкар-Олу, где устроился по специальности в Марийский драматический театр имени Шкетана, работе в котором отдал почти десять лет своей жизни. Здесь он был первым художником-профессионалом. Это не замедлило сказаться и на популярности самого театра: в 1930-м году спектакли «Пасека» и «Живая вода» по пьесам С. Чавайна, над которыми художник работал вместе с режиссёром Н. И. Календаром, на Всесоюзной олимпиаде театров в Москве получили Диплом 1-й степени.

П. Т. Горбунцов очень любил бывать на природе. Будучи охотником, он исходил леса и болота, озёра, реки и селения Марийского края. С тех пор осталось множество его рисунков и акварельных работ, которые на сегодняшний день обладают особенной не только художественной, но и этнографической, исторической ценностью. Так, например, тщательно зарисованные Павлом Тимофеевичем старые улицы Йошкар-Олы давно уже не существуют.

В 1937-м году П. Т. Горбунцов начал работать в Марийском республиканском краеведческом музее (ныне Национальный музей имени Т. Е. Евсеева). Именно тогда начался новый период в творчестве художника. Павел Тимофеевич проявил себя с новой стороны – как мастер лирического пейзажа. Этому во многом способствовал большой опыт общения с природой Марийского края. В то время им написаны картины: «Весна», «Луга цветут», «Лесная глушь», «Лоси» и другие.

Во время Великой Отечественной войны П. Т. Горбунцов состоял в обществе «Марий художник», служил своей кистью борьбе и победе над фашизмом. С 1961 г. член Союза художников СССР.

gorbuntzov01
И. А. Михайлин, П. Т. Горбунцов и А. И. Бутов у мастерских на Оршанском шоссе. 1962

Позже Павел Тимофеевич переселяется из Йошкар-Олы в село Ново-Троицкое и всё своё творчество посвящает пейзажной живописи. Здесь можно упомянуть такое известные картины как «Осенние дали» (1961 г.), «Марийский край» (1963 г.), «Леса бескрайние» (1966 г.), «Приволье» (1967 г.) и другие.

Многолетняя работа художником-оформителем не могла не оказать влияния на пейзажное творчество П. Т. Горбунцова. Масштабность, красочность, своеобразная декоративность, яркие краски, ощущение радости жизни, неповторимости каждого момента находят отражение на полотнах художника.

Павел Тимофеевич Горбунцов ушёл из жизни 8 декабря 1971 г., оставив после себя богатое культурное наследие, являющееся гордостью всей республики.

Династию продолжил его сын, самобытный художник Александр Павлович Горбунцов. В фондах Козьмодемьянского музейного комплекса есть переданные им в дар живописные работы «Зимний пейзаж», «Осенний мотив» (2004 г.), «Весенний день», «Тучи над озером» (2000 г.). Александр Павлович, как и его отец, использовал при создании своих работ масляные краски. Также следует отметить, что, в отличие от Павла Тимофеевича, писавшего картины большого формата и пастозно - работы сына, наоборот, небольшие, краска лежит тонким слоем, большое внимание уделяется деталям. В творчестве художника заметна тяга к изображению яркости окружающего мира, поэтичность. Так, например, на картине «Зимний пейзаж» силуэты деревьев с ещё не опавшей листвой и лесной массив на заднем плане контрастно выделяются на фоне укрытого снегом поля, где группкой стоят три стожка в весёлых белых снежных «шапках». Видно, что зима ещё только-только наступила. А на картине «Осенний мотив» природа в чудесном золотом одеянии особенно красочно смотрится на фоне неба и озера нежных светлых оттенков.

В Козьмодемьянском Художественно-историческом музее имени А. В. Григорьева имеется несколько картин Павла Тимофеевича Горбунцова, вот некоторые из них: «Студёнка», «Утро», «Зимний пейзаж» и «На опушке». Все перечисленные написаны в зрелые годы, когда в творчестве художника всё отчётливее стали проявляться строгие ноты, монументальность исполнения живописных работ. 1960-е годы являются самым плодотворным периодом в творчестве художника.

gorbuntzov06
Горбунцов П. Т. Зимний пейзаж (1964)
gorbuntzov04
Горбунцов П. Т. На опушке (1969)
gorbuntzov05
Горбунцов П. Т. Студёнка

gorbuntzov03
Горбунцов П. Т. Утро (1963)

Картина «Студёнка» была передана музею Министерством культуры Марийской республики 22 июля 1962 года. В картине чувствуется глубина и пространство. Снег уже выпал, но осень ещё не ушла окончательно, несмотря на первые заморозки. По лесу, словно тропинка, пробегает дорожка потемневшей от холода ледяной воды. А за деревьями, на втором плане, видна занесённая снегом полянка, а за ней – снова лес, уже более густой и дремучий, чем предыдущий.

Картина «Утро» написана в 1963 году. Её подарил музею в 2002-м сын художника, Александр Павлович Горбунцов. Нежно-голубой фон, разлитый в пространстве пробуждающейся ото сна природы, придаёт картине настроение неповторяющегося момента; зеркальная гладь воды отражает словно застывший окружающий мир, деревья, всматривающиеся в своё отражение. А вдали, в туманной дымке, виден лес. Всё вокруг приветствует начало нового дня.

«Зимний пейзаж» был написан в 1964 году. Здесь уже чувствуется веющее с картины морозное дыхание зимы. Овраги, пригорки и поляны стоят в снегу, хотя на деревьях ещё держатся последние жёлтые листочки - признак ушедшей осени. Сейчас день, и вокруг светло, но небо по-зимнему пасмурное, безоблачное. Снег показан широкими мазками, чувствуется его фактура, - что ещё более подчёркивает трёхмерную пространственность пейзажа.

Картина «На опушке» создана в 1969 году. В лесу повсюду лежит ковёр из жёлтых листьев, но из-за частых дождей вокруг видны лужицы и весёлые ручейки. Это придаёт пейзажу особое, немного меланхоличное настроение.

Живописные работы Павла Тимофеевича Горбунцова и по сей день продолжают приносить радость и эстетическое удовольствие людям, воспитывают любовь к родному краю и бережное отношение к окружающей природе.

gorbuntzov10
Гобунцов А. П. Зимний пейзаж

gorbuntzov11
Горбунцов А. П. Весенний день
gorbuntzov09
Горбунцов А. П. Осенний мотив (2004)
gorbuntzov07
Горбунцов А. П. Тучи над озером (2000)

 

Старший научный сотрудник КМК

Емелин Е. В.