Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Режим работы

ПН—выходной день;
ВТ-ПТ с 830 до 1700;
СБ-ВС с 830 до 1700.

Музейные программы

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

Несколько знаменательных дней из жизни А.В.Григорьева

Много замечательных сынов взрастила Марийская земля. Один из них заслуженный деятель искусств МАССР, великий мастер кисти Григорьев Александр Владимирович.

28 мая мы будем отмечать 125-летие со дня рождения художника. Много было сказано о деятельности Александра Владимировича, о том, что он способствовал открытию музея в Козьмодемьянске в 1919г, являлся организатором Ассоциации художников революционной России, руководил союзом советских художников и многое другое.

Сегодня хочется рассказать о не   известной страничке жизни Григорьева. Буквально несколько дней из неё, которые не забывались Александром Владимировичем никогда. Речь пойдет о поездке советских художников в 1926г во главе с Григорьевым к великому русскому живописцу Илье Ефимовичу Репину в Финляндию.

Сохранились воспоминания художников: «... Июльский полдень 1926г. По лесной дорожке идем мы, советские художники — Илья Бродский, Александр Григорьев, Евгений Кацман и я (Павел Радимов). Наш путь лежит в Куоккалу к великому Репину... Каков он этот знаменитый старик?... Незаметно прошли от станции четыре километра. Вот и Куоккала — тихое местечко, на берегу Финского залива.»

Вот и решётка ворот, на ней дощечка «Пенаты». Сегодня среда и к Репину может зайти любой гость. Это обычай мастера. В этот день он беседует с гостями, и те могут осмотреть его мастерскую. « Мы сообщили Репину, что все мы художники. Меня (Григорьева), Радимова, Кацмана, он не знает, а вот Бродский его ученик. Мы привезли Репину привет от его друзей художников В.М. Васнецова и И.С. Оструухова, а так же письма от поэта Сергея Городецкого». После этого Илья Ефимович стал относиться к нам доверчивее и ласковее. Предложил позавтракать и отдохнуть.

Так прошла встреча, я бы даже сказала, двух поколений мастеров художников с разными взглядами на происходящее в России после революции. Убежденных коммунистов слепо верящих в светлое будущее и «старика» Репина повидавшего жизнь и наблюдавшего со стороны за советами и всем происходящим на его Родине. Далее последовали долгие беседы о пути развития Советского Союза, о «новой жизни». К полному взаимопониманию художники пришли лишь в мастерской Репина. «Величайшее было наслаждение - брать из рук мастера, для просмотра, его рисунки. Вот папка с «бурлаками», а вот другая — с «запорожцами», вот эскиз маслом, а это портрет Пушкина» - вспоминал Радимов.

Позже И.Репин согласился, чтоб молодые художники написали с него портреты. Он позировал около 3 часов, как опытный натурщик. Портрет, нарисованный Радимовым, позже был приобретен для фондов Третьяковской галереи. Григорьев же свою работу, о которой Репин отозвался одобрительно, привез домой для «малой Третьяковки» то есть в Козьмодемьянский художественный музей, здесь портрет и хранится по сей день.

Нужно сказать, что Григорьев с товарищами пустились в дальний путь не только чтобы рассказать о Советском Союзе, а еще, чтоб познакомить маститого художника с состоянием искусства в СССР. И главной задачей делегации было приобретение картин для музеев. Но живописец не торопился, что либо предлагать, долго отказывался от продажи. Затем все таки решил уступить портрет Керенского. Это очень удивило «ахровцев», но они решили не отказываться и приобрели портрет для музея революции.

Несколько дней пребывания в «Пенатах» пролетели, как одно мгновение. Холодно начавшаяся встреча завершилась теплыми объятиями, прощаниями и обменом подарков. Александру Владимировичу посчастливилось получить от Ильи Ефимовича книгу, «Воспоминания, статьи и письма из за границы И. Е. Репина» с подписью «А. В. Григорьеву на память о не забываемых днях, проведенных в Куоккале». Этот подарок, так же как и портрет находится в фондах художественного музея.

Радимов вспоминал: «Илья Ефимович очень сожалел об отъезде художников, что опять останется в одиночестве и вновь будет оторван от родного, любимого искусства»

Григорьев, уезжая из Куоккала был приободрен тем, что смог рассказать Репину о лучших сторонах жизни советских людей, тем что мнение Ильи Ефимовича о новых направлениях в искусстве изменилось в лучшую сторону. И конечно же Александр Владимирович был доволен подарками, которые вез на Родину.

Позже Репин Много вспоминал о делегации, писал письма друзьям, в которых по-доброму отзывался о молодых художниках.   В одном из них он так охарактеризовал Григорьева - «...святая душа человек». Таким Александр Владимирович остался и для нас, тех, кто продолжает его дело.

Зав.отдела хранения
Кораблева О.В.

repin
1926г Куокала, Финляндия. А.Григорьев, П.Радимов, И.Бродский сидит И.И.Репин, Е.Кацман
repin
1926г Поездка к Репину. Е.Кацман, И.Бродский,сын Репина Юрий, А.Григорьев, П.Радимов
repin
Григорьев А.В. "Портрет И.Е. Репина" 1926 г. бумага карандаш
repin
Дом Репина в Пенатах