Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Онлайн покупка

buyticket
«Пушкинская карта»: как и где оформить, кому положена...
pushkincard

Режим работы

Понедельник ̶ выходной;

ВТ-ПТ с 830 до 1700.
СБ, ВС с 830 до 1500.

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

КОЛЛЕКЦИЯ ДУХОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИЗ ФОНДОВ КОЗЬМОДЕМЬЯНСКОГО КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЙНОГО КОМПЛЕКСА

Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс располагает значительным книжным фондом, который создавался с 1919 года. Основу фонда составили книги из библиотек мужской и женской гимназий, Козьмодемьянской общественной библиотеки, библиотеки Сурского женского монастыря. Хронологические границы этих изданий: XVIII — 1910-е гг. XX вв.

Коллекция духовной литературы представлена следующими изданиями: «Сочинения св.Димитрия, митрополита Ростовского», «Беседа св. Иоанна Златоустого на I послание св.апостола Павла к коринфянам», «Нравоучения св.Иоанна Златоустого, находящиеся в Послании св.апостола Павла к римлянам», «Творения св.Иоанна Златоустого на толкования св.апостола Павла филиппийцам», «Щит веры. Часть V. Вопросы и ответы об антихристе», «Служебная книга за май», «Служебная книга за июнь», «Деяния церковные и гражданские от Рождества Христова до половины 15 столетия», «Поучительное слово Григория Богослова», «Творения святых отцов в русском переводе», «Памятники древней христианской письменности в русском переводе» и др.

В данной статье мы рассмотрим подробнее некоторые издания, которые можно отнести к духовной литературе.

Сочинения св.Димитрия, митрополита Ростовского. Часть III. М.: Синодальная типография, 1818.

Автор данного издания - митрополит Димитрий Ростовский (1651-1709), российский церковный деятель, епископ Русской Церкви; духовный писатель, оратор. В 1757 году прославлен в лике святых Православной Российской Церковью. Димитрий Ростовский известен как составитель сборников житий святых - «Четьи-Минеи» в четырёх книгах. «Четьи-Минеи» Димитрия Ростовского выдержали множество изданий и стали самым любимым житийным сборником в России [1].

Известно несколько изданий сочинений св.Димитрия Ростовского 1805-1807, 1818 и 1824 гг. Можно определить год издания книги из нашего музейного фонда. Буквы кириллицы имели числовое значение, следовательно, это 1818 год.

duhlit10
Числовое значение букв кириллицы - 1818 год

Беседа св.Иоанна Златоустого на I послание св.апостола Павла к коринфянам.

Первое послание к коринфянам — это книга Нового Завета. Послание было написано апостолом Павлом, адресовано христианам города Коринф. Послание датируется 54-57 гг. Христианская община Коринфа была основана самим апостолом Павлом около 50 г.н.э. Много страданий в этом городе претерпел апостол Павел, здесь ему явился Христос и сказал: «Но говори и не умолкай, потому что у меня много людей в этом городе». В «Беседе св.Ионна Златоустого» рассматриваются следующие вопросы с точки зрения христианской морали: «Приветствие», «Мудрость ложная и истинная», «О браке», «Женщины в церкви», «О Евхаристии и достойном участии в ней», «О христианской любви», «О вере в воскресение мёртвых» и др. Иоанн Златоуст объясняет и объединяет содержание этих глав: «Имя Церкви — это имя не разделения, но единения и согласия».

Щит веры. Часть V. Вопросы и ответы об антихристе. М., Христианская типография при Преображенском богадельном доме, 1912.

В фондах Козьмодемьянского культурно-исторического музейного комплекса находится издание отдельной части книги «Щит веры», напечатанное в типографии старообрядцев-поморов. Книга на церковнославянском языке, издательский переплёт — доски в коже, сохранились две застёжки жёлтого металла с растительным орнаментом.

duhlit16
Щит Веры. Часть V

«Щит веры» - один из важнейших памятников старообрядческой литературы, созданный в XVIII веке. Автор неизвестен, возможно, это был Тимофей Андреев (1745-1809), старообрядческий писатель и наставник.

Интересным представляется то, что книга была адресована не оппонентам, а старообрядцам другого согласия. «Щит веры» состоит из ответов старовера-беспоповца на 382 вопроса, заданных старовером-поповцем. Пятая часть рассматриваемого издания содержит учение об антихристе, поэтому она была издана самостоятельно: староверы-беспоповцы считали, что после проведения реформ патриарха Никона наступает время антихриста [2].

duhlit13
Щит веры. Год издания 1912 (лето 7420 С.М.)

«Эта святая книга вопросов-ответов о антихристе напечатана с поморской рукописи Щит Веры, часть пятая, первым тиснением в христианской типографии при Преображенском богадельном доме, в Москве, в 1912 году».   Год издания старообрядческой книги определяется следующим способом:   от представленной буквами кириллицы дате 7420 вычитается 5508 (год сотворения мира), т.к. старообрядцы не приняли новое летоисчисление, следовательно, книга была издана в 1912 году. Отметим, что до 1905 года книга не могла быть издана и распространялась только в рукописных списках.

Служебная книга за июнь месяц. Пролог.

Данная старообрядческая книга напечатана на голубовато-зеленоватой бумаге, на такой бумаге печатали церковные книги во 2 пол. XVIII- начале XIX вв. О времени издания можно сказать по дате, сделанной кириллическими цифрами, вероятно, это 1798 год. Служебная книга была издана в Вильно, вероятно, в типографии Виленского Свято-Троицкого монастыря. С 60-х гг. XVIII в. типография Виленского Свято-Троицкого монастыря, принадлежавшего греко-католическому ордену чина Св. Василия Великого, одной из первых начинает печатать книги по заказу русских старообрядческих общин. Монастырь рассматривал такое сотрудничество прежде всего как важный дополнительный источник дохода. К концу первого десятилетия XIX в. в Вильно было выпущено более 50 старообрядческих изданий, для которых было характерно частое указание ложной даты выхода книги. После войны 1812 года типография больше не возобновляла сотрудничества со старообрядцами. О том, кто инициировал печатание книг для старообрядцев в Вильно, кто был их заказчиком, достоверных сведений нет [3].

Таким образом, книжный фонд Козьмодемьянского культурно-исторического музейного комплекса обладает высокой культурной, художественной и научной ценностью, рассмотренные нами экземпляры изданий относятся к числу книжных памятников национального значения.

Литература:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Димитрий_Ростовский
  2. http://www.rusbibliophile.ru/Book/Schit_Very__Chast_V__Voprosy
  3. Старообрядческая книга в фонде Национальной библиотеки Беларуси // http://www.knizhkult.narod.ru/Kireeva.htm
  4. http://www.vnikitskom.ru/ru/antique/auction/16/5335/
  5. http://days.pravoslavie.ru/Life/life1208.htm
  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Иустин_Философ

 

Сильвестрова Н.В.
Заведующая структурным подразделением
Козьмодемьянского музея купеческого быта

duhlit1
duhlit2
duhlit17
Беседа св.Иоанна Златоуста
duhlit3
Деяния церковные и гражданские
duhlit4
Коллекция духовной литературы
duhlit5
Поучительное слово
duhlit6
Служебная книга. Пролог
duhlit7
Служебная книга. Разворот
duhlit8
Служебная книга за июнь месяц
duhlit9
Сочинения св.Димитрия, митрополита Ростовского
duhlit11
Числовое значение букв кириллицы
duhlit12
Щит Веры
duhlit14
Щит веры. Застёжка жёлтого металла
duhlit15
Щит веры. Оглавление

Скачать презентацию в виде файла PDF (5.33 МБ)