Территория Победы
В рамках реализации работы Международного проекта «Территория Победы» проходит ежегодная акция в социальных сетях «Коллекция «Территории Победы»: Онлайн-выставка музейных раритетов, приуроченная к Международному дню музеев. Козьмодемьянский музейный комплекс Республики Марий Эл принимает участие в акции #ТерриторияПобеды и рассказывает об уникальном фронтовом блокноте местного художника В.М.Кириллова.
Виктор Михайлович был призван на фронт в 1942 году Горномарийским военкоматом. Службу нес в 9-ой армии в 906 артиллерийском полку Южного фронта. Выполнял обязанности военного радиста, а потом и начальника радиостанции. Виктор Михайлович участвовал в ожесточенных боях за Сталинград и Кавказ, в форсировании Дона и Северного Донца, сражался за Изюм на Барвенском направлении. Именно в этот период он создал целую серию рисунков. Рисовал своих близких товарищей в боевой обстановке. Солдаты посылали его рисунки домой. Много радости приносили солдатские треугольники женам и матерям, когда те, развернув письмо, получали портрет своего сына или мужа, нарисованный фронтовым художником Кирилловым. Свои рисунки, рассказывающие о войне, Виктор хранил в специальной папке, но сотрудники особого отдела изъяли их и, пригрозив оружием, строго запретили рисовать.
Несмотря на это, Виктор Михайлович, пользуясь свободной минуткой, продолжал рисовать наброски. Так были созданы такие работы: «Топограф Кузьменко С.», «Командир отделения Пинченко Н.», «Связист Нестеров В.», «Радист Сараев из Новороссийска», «Письмо домой». «Связист Оганесян В.», «Мои товарищи», «На политинформации», «Полевая кухня», «Разведчик Карапетян», «Палатки санчасти», «Видавший виды».
Блокнот с фронтовыми зарисовками был передан автором в музей в 1991 году. И теперь, спустя много лет, сотрудники музея и посетители имеют возможность проследить жизненный и творческий период Виктора Михайловича в Великой Отечественной войне.
Ефим Михайлович Охварин (родился в 1920 году). Скульптура «Скорбящая мать». 1975 год. 49х11х14. Эпоксидная смола. Женская фигура в полный рост со сложенными руками на торсе. В скульптуре выражен образ матери, скорбящей об убитых детях на фронтах Великой Отечественной войны.