Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Режим работы

ВТ-ВС с 830 до 1700.
ПН–выходной день.

Музейные программы

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

Вышивка. Традиция и современность.

В жизни и в культуре марийского народа вышивка занимала и занимает особое место. Орнаментальное искусство её имеет древние традиции. Выводы марийского археолога Г. А. Архипова об археологических и этнографических параллелях свидетельствуют о преемственности материальной культуры IХ-ХI и ХVI-ХVIII вв. вплоть до ХIХ века.

Вышивка – это типичный вид женского рукоделия, продукт творчества многих поколений марийских женщин. [Соловьева Г. И. стр. 3]. Вышивкой украшали многие элементы марийского народного костюма, рушники, занавески, наволочки, подзоры, панно. Для вышивания использовали домотканый холст, иголки, деревянную швейку, пяльцы.

Марийская вышивка – это традиционная четырехцветность, которая ограничивалась естественными цветами сырья: красный, желтый, зеленый и черный [Соловьева Г.И. стр. 44].

Основными мотивами в орнаменте были три вида вышивки. Геометрический орнамент – изображение комбинаций различных геометрических фигур. Зооморфный и антропоморфный орнамент – воспроизведение стилизованных фигур животных, птиц, человека. Растительный орнамент– изображение деревьев, цветов, листьев и т.д. [Молотова Т. Л. стр.87]

Техника исполнения разнообразная. Основные швы, сохранившиеся в терминологии вышивальщиц следующие: «роспись» - это двухсторонний шов, рисующий узор линейными стежками [Соловьева Г.И. стр. 53]; «косая стежка» - этой вышивкой обычно зашивали фон узора…внутри созданного уже контура; «счетная гладь» вышивается по счету нитей ткани без контура; «набор» напоминает узорное тканьё,…отсчитывают нити основы ткани и пропускают иголку с ниткой через определенное и необходимое количество нитей для узора [Соловьева Г.И.. стр. 54].

Начиная с ХХ века, происходят значительные изменения в технике вышивания под влиянием городской культуры. Сложные приёмы технологии заменяются более легкими. В современной вышивке наблюдается ряд изменений: в расцветке используются все краски цветовой палитры; используются ткани промышленного производства; техника исполнения вышивки – «крест» и «гладь», позаимствованный у русского народа. Изменение растительного орнамента путем заимствования из многочисленных печатных изданий и из образцов фабричной продукции. [Соловьева Г.И.. стр. 67].

В Этнографическом музее им. В. И. Романова в павильоне «Ткачества» организована выставка традиционной и современной вышивки. Представлены экспонаты конца ХIХ – ХХ веков с различными техниками вышивки; традиционная марийская и современная вышивки. Так же представлены работы геометрическим, зооморфным и растительным орнаментами.

В марийском крае есть мастерицы-вышивальщицы, которые продолжают вышивать, соблюдая как традиционные, так и современные техники марийской вышивки. Традиция и современность вышивания продолжает творить красоту, радуя ценителей прекрасного.

Научный сотрудник отдела учета и хранения Таюкова Л. В.

Литература:

  1. Соловьева Г. И. Орнамент марийской вышивки. - Й-Ола, Марийское книжное издательство, 1982.
  2. Вопросы истории, археологии и этнографии мари. - Й-Ола, Марийское книжное издательство. 1961.
  3. Этнография марийского и русского населения Среднего Поволжья.
  4. Вып.11 - Й-Ола, МИИ им. В.М. Васильева,1987. (статья Т.Л.Молотовой «Материалы и технология изготовления марийского народного костюма».
  5. Соловьева Г. И. Терминология марийской вышивки. Ч. 1.- Йошкар-Ола, 2002.

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://www.kmkmuzey.ru/exhibition/5119-vyshivka#sigProId432c88ade6