Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Режим работы

ПН-ВС с 830 до 1700.

в тур. сезон музеи работают по графику стоянки теплоходов

Музейные программы

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

Статьи

100-летию музея

Картина Т. Неффа «Портрет детей Олсуфьевых»

Отрывок из книги «Художественно-исторический музей им. А.В. Григорьева», изданной в Москве в издательстве «Белый город» (2004г.)

Тимофей Нефф (Карл Тимолеон) (1805-1876), профессор исторической и портретной живописи. Родился художник в Эстляндской губернии (Эстония), учился живописи в Дрездене и Риме, а в 20-летнем возрасте приехал в Петербург, где и приобрел большую известность в среде высшей аристократии. Т.Нефф был придворным художником Николая I. Вельможи с удовольствием приобретали картины у модного живописца, который был в чести у петербургской знати. Его многочисленные купальщицы и нимфы регулярно появлялись на всех выставках, а затем заполняли салоны и гостиные петербургских особняков. От заказчиков не было отбоя. Успех Неффа объясняется тем, что в русской живописи того времени еще продолжалось стремление к строгости композиции и правильности рисунка, что порою наносило ущерб грации сочинения, блеску колорита и изяществу письма. Произведения же Неффа отличались именно этими последними качествами. Однако, коллеги по кисти довольно скептически относились к нему, как к художнику, называя Тимофея Неффа бездарным салонным угодником. Несмотря на это, он стал профессором в Академии художеств, заняв место «Великого Карла» (Брюллова), и заимел своих последователей-учеников, которые стали щедро «сдабривать» свои картины приемами салонного письма нового профессора.

Т.Нефф как придворный художник писал множество портретов особ Императорской фамилии и знатных людей, с особенным удовольствием он изображал детей из дворянских семей. Одна из этих картин - заказной портрет детей семьи Олсуфьевых (1842). На ней изображены дети Василия Дмитриевича Олсуфьева: Алексей, Ольга и Мария.

Картина красива чистотой, благородной яркостью красок, изяществом сюжета. Композиция полотна довольно своеобразна, то есть явно прослеживается непропорциональное изображение детских фигурок: крупная голова и небольшое туловище. Это можно объяснить несколькими предполагаемыми причинами. Возможно, так модно было писать в тот период развития живописи. Или таков был заказ художнику: видимо, на картине Василий Олсуфьев хотел видеть своих наследников именно в таком ракурсе, поскольку это не ребятишки из простонародья, а дворянские дети. И крупная голова – это символ того, что именно дворяне олицетворяют собой ум и интеллект, и за ними – будущее России.

Картина поступила из Москвы в 1920-е гг.

Сотрудник музея Татьяна Киреева

neff
Т. Нефф. Портрет детей Олсуфьевых. 1842. Х.м

 
Еще статьи...