Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Режим работы

ПН-ВС с 830 до 1700.

в тур. сезон музеи работают по графику стоянки теплоходов

Музейные программы

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

Статьи

100-летию музея

Картина С.Ю. Жуковского «Интерьер»

Отрывок из книги «Художественно-исторический музей им. А.В. Григорьева», изданной в Москве в издательстве «Белый город» (2004г.)

Вслед за пейзажем, господство которого на рубеже двух столетий (XIX – XXвв.) было обусловлено серьезными завоеваниями пленэрной живописи, активно включался в другие жанры и интерьер. Живой интерес к нему объяснялся веяниями эпохи. С одной стороны, возникало желание вспомнить минувшее, тот исконно русский патриархальный уклад, который так контрастировал с современной действительностью, с другой – усиливалась тяга к декоративизму.

Тему усадебного пейзажа и усадебного интерьера Станислав Юлианович Жуковский разрабатывал на протяжении всего дореволюционного периода своего творчества. Интерес к этой теме не был предметом личных устремлений только Жуковского. Многие русские художники стремились найти положительные идеалы вне «трагической картины русской действительности» (как писали они, откликаясь на события 1905г.). Все это несомненно сказалось в повышенном интересе многих живописцев (А. Средин, С. Виноградов, М. Якунчикова, С. Жуковский и др.), поэтов (Ф Сологуб, К. Бальмонт, Н. Гумилев и др.), прозаиков (И. Бунин, А. Толстой, Б. Зайцев и др.) к угасающей жизни старинных русских дворянских гнезд. Прошлое представлялось этим художникам и литераторам идеальным и было окружено для них романтическим ореолом.

Для С.Жуковского не существовало «мёртвой» натуры. Он творил поэтическую легенду об образах прошлого, и его вдохновение одушевляло каждую вещь. Серьезность подхода художника к «умирающей» старине заставляла его отыскивать главным образом драматические коллизии во взаимосвязи людей и вещей. Тоскуя об уходящей в прошлое жизни усадьбы, Жуковский известным образом обставляет свое прощание, показывая зрителю гостиную с антикварной мебелью или библиотеку в помещичьем доме, или уголок женской комнаты.

Вот эту романтическую любовь к прошлому мы и находим у Жуковского. Художник вдохновенно пишет усадьбы в самое различное время года, открывая в них ту удивительную красоту, которую сохраняли в начале столетия парки с густыми, тенистыми аллеями вековых деревьев, старинные особняки с фасадами, украшенными колоннами, комнаты с мебелью красного дерева и портретами владельцев в золоченых рамах. Жуковский буквально влюбляется в эту красоту и без конца варьирует одну и ту же тему, нередко даже повторяя один и тот же мотив.

В интерьеры Жуковский вписывает сад, цветы на балконе, цветущие клумбы, через открытое окно виден окружающий простор.

Картина «Интерьер», 1920г., была куплена у автора для музея в начале 1920-х гг., когда художник жил в Вятке. За предметным миром женской комнаты в богатом дворянском доме словно чувствуется присутствие когда-то живших здесь людей. Туалетный столик с расставленными на нем многочисленными парфюмерными флаконами, кресла с витиеватыми ножками, на одном из которых лежит вышитая подушка-думка, брошенный на пол пестрый ковер, зажженная лампадка создают уют, подчеркивая размеренность неспешной жизни людей, которые ценили каждое мгновение в жизни. На холсте виден излюбленный прием Жуковского – вписывание в интерьер элементов пейзажа. Шторка окна приоткрыта, из комнаты взгляд зрителя ловит слегка различимые очертания окружающего мира природы.

С.Жуковский в своем творчестве следовал традициям русской реалистической живописи. Может быть, поэтому в сложнейшие для изобразительного искусства годы, когда расцвел символизм и мистика, футуризм и беспредметничество, повальное увлечение новейшими течениями французского искусства, художник так и не принял новейшие течения. Поляк по национальности, но русский душою, Жуковский говорил: «Пора перестать ездить за модами в Париж, пора стряхнуть с себя вековую зависимость, пора иметь свое лицо. Позовем же на помощь чувство национальной гордости, самопризнания, самоуважения и полюбим глубже свою неисчерпаемую красотой Родину… Будем искать новое у себя дома, и прогресс искусства я вижу прежде всего в оригинальности и самостоятельности, но отнюдь не в подражании чужому, потому что оригинал всегда будет лучше копии».

В начале 1920-ых гг. необходимость отображения «революционной современности в искусстве» провозглашается главной задачей искусства. Пейзажисту Жуковскому, мастеру, сложившемуся до революции, со своей давно уже определившейся тематикой, со своими взглядами на искусство было трудно найти себя в новых условиях. Работать по-старому было уже нельзя: «Сердце объемлет грусть и печаль, – пишет он впоследствии, – что после войны пришли какие-то другие люди, без души и чувства для прекрасных боров и романтических деревьев, помнящих иную жизнь, их предков». Искать новых путей в искусстве, как сделали многие его товарищи по дореволюционным выставкам, он, видимо, не мог. В 1923г. С. Жуковский уезжает в Польшу.

Сотрудник музея Татьяна Киреева

zhukovski
Жуковский С.Ю. Интерьер. 1920. Холст, масло.

 
Еще статьи...