Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Режим работы

ВТ-ВС с 830 до 1700.
ПН–выходной день.

Музейные программы

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

Статьи

Образ Остапа Бендера в современном изобразительном искусстве на примере коллекции Козьмодемьянского музея сатиры и юмора

obrazbender

Роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» вышел в свет в 1928 году, и сразу же получил большую популярность среди советских читателей. С тех пор, за прошедшие почти девяносто лет, это знаменитое произведение сатирической мысли было переведено на множество языков, неоднократно экранизировалось и ставилось на сценах театров, фразы из романа ушли в народ, а сами персонажи романа стали основой для народного творчества. Здесь можно упомянуть и скульптурные композиции, посвящённые пребыванию великого комбинатора и компании в том или ином городе, карикатуры в печатных и интернет-изданиях, картины и прочее. А в 1996-м году произошло важное событие – открылся Козьмодемьянский музей сатиры и юмора. Сейчас музей находится на реставрации, и в обновлённом виде должен начать принимать посетителей к началу туристического сезона. Романы Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок» за прошедшие годы нисколько не потеряли своей остроты, а в связи с начинающимся годом, объявленным Годом литературы, стали ещё актуальнее.

Немного истории. Считается, что город Козьмодемьянск является прототипом г. Васюки из романа «Двенадцать стульев», где «гроссмейстер» О. Бендер проводил сеанс одновременной игры в шахматы. В связи с этим утверждением, в Козьмодемьянске с 1995 года проходит Всероссийский ежегодный фестиваль сатиры и юмора Бендериада – что как раз дало возможность для основания музея сатиры и юмора. В музейных фондах есть множество экспонатов, оригинально трактующих образ великого комбинатора.

Деревянная фигура «Остап». Козьмодемьянский скульптор Юрий Викторович Кириллов необычно подошёл к изображению образа Остапа. Скульптура в человеческий рост в стиле конструктивизма, этакий обобщённый образ, напоминающий робота, в неизменном головном уборе и с шарфом, но с «сердцем - пламенным мотором», подмигивающий посетителям и протягивающий руку для дружеского рукопожатия.

Козьмодемьянская художница Любовь Николаевна Каратонова в своей картине «Остап в Васюках» показывает Остапа-мечтателя. Он лёгкой походкой шагает по городу, не замечая словно во сне проносящихся мимо него улиц, домов, прохожих, извозчиков, а вокруг него носится в воздухе множество идей и дерзких планов, - в центре которых ковром-самолётом парит перед ним идея шахматного турнира.

Целых три экспозиции Йошкаролинского художника Сергея Васильевича Прутова посвящены романам Ильфа и Петрова. Они называются «Скрябин», «Ипполит Матвеевич у доски объявлений» и «Васюки – пуп земли». Самая большая из них – это «Васюки – пуп Земли». На переднем плане – знаменитая сцена из романа «Двенадцать стульев», когда с доски одноглазого шахматиста исчезла ладья. Фигуры «гроссмейстера» и любителя выполнены в полный рост. На заднем плане – футуристический пейзаж Нью-Васюков, объёмность которого плавно переходит в двухмерное изображение. На потолке стоит бриллиантовый стул, который вроде бы близко, но достать его нет никакой возможности. Но Остап не обращает внимания на окружающую его обстановку; он улыбается, он прокручивает в уме новые масштабные комбинации. Ведь, как нередко замечалось знатоками романа «Двенадцать стульев», для О. Бендера деньги никогда не были целью; главное – это путь к цели, и чем он сложнее, тем интереснее, тем лучше.

Картины ещё одного Йошкаролинского художника, Анатолия Александровича Смирнова, весьма необычны. Стиль его творчества – поп-арт. Это философские коллажи, в которых обычно присутствуют монеты (в том числе и редкие экземпляры), детали от часов и прочие мелочи, на которые мы часто не обращаем внимания в повседневной жизни. Вместе всё это выглядит впечатляюще. Идеи картин приходят к Анатолию Смирнову во сне. Одну из своих картин Анатолий Александрович посвятил великому комбинатору. «Остап в зеркале». Портрет О. Бендера изображён прямо на отражающей поверхности зеркала, и посетитель, рассматривающий картину, видит в ней и своё отражение, и Остапа. Что, видимо, должно означать: частичка великого комбинатора есть в каждом из нас.

Во втором зале музея представлены картины чувашского художника-карикатуриста Андрея Васильева, иллюстрирующие основные сцены пребывания Остапа в Васюках. Тут и яркая и эмоциональная речь «гроссмейстера» Бендера о Нью-Васюках – Нью-Москве, и неразрешимый конфликт Остапа с одноглазым шахматистом во время сеанса одновременной игры в шахматы, и погоня на лодках по Волге, завершившаяся массовым купанием васюкинских любителей. Не забыл художник и про свои родные Чебоксары, изобразив встречу О. Бендера и Ипполита Матвеевича со стулом, выброшенным ими до этого с теплохода «Скрябин». Остап и остальные персонажи романа «Двенадцать стульев» показаны Андреем Васильевым в шаржированном, карикатурном виде, достойном сатирических журналов, таких как «Крокодил» или йошкаролинский «Пачемыш» («Оса»).

В музее сатиры и юмора присутствуют и экспонаты, подаренные музею журналом «Пачемыш», являющимся спонсором фестиваля сатиры и юмора «Бендериада». Главный редактор журнала, Виталий Шкалин, передал музею пару стилизованных ос из папье-маше, символов «Пачемыша», наряженных Остапами Бендерами.

Деревянный «Трактиръ «Ося и К⁰»» подарен музею сатиры и юмора резчиком по дереву Владимиром Васильевичем Моисеевым. Радостные посетители позируют на фоне вывески питейного заведения, перед входом, украшенным стилизованной римской колонной; по бокам от трактира растут огромные подсолнухи и большие спелые фрукты. Поклонники романа «Двенадцать стульев», подключив фантазию, могут попытаться найти здесь и самих хозяев заведения.

Таким образом, романы И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок», и собственно образ самого Остапа Бендера, оставили заметный след в искусстве, и продолжают оказывать влияние на развитие современных тенденций художественного творчества. В свою очередь, Козьмодемьянский музей сатиры и юмора ежегодно пополняет свои коллекции и приглашает к себе в гости посетителей к началу туристического сезона.

Емелин Е. В., старший научный
сотрудник отдела хранения МУ КМК

Виртуальная выставка «Образ Остапа Бендера в современном изобразительном искусстве».
 
Еще статьи...