Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Режим работы

с 28 мар. по 31 мая МУЗЕИ НЕ РАБОТАЮТ.

ВТ-ВС с 830 до 1700.

ПН–выходной день.

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

Статьи

Начало русского авангарда

К 135-летию русского, советского живописца Петра Петровича Кончаловского.

Konchlovskij1Художественное наследие П.П. Кончаловского (21.02.1876 – 02.02.1956) велико и многообразно – только в Третьяковской галерее хранится более восьмидесяти его картин. Но в экспозиции картинной галереи Художественно-исторического музея им. А.В. Григорьева экспонируется единственная по своей уникальности работа художника Кончаловского Петра Петровича под названием «Базарная площадь» (холст, масло).

Картина «Базарная площадь» написана именно в момент поиска собственного языка и своего стиля в живописи. На картине изображена голландская базарная площадь, написанная художником в 1907 году, именно в тот период, когда Пётр Кончаловский открывает для себя новейшее французское искусство. И это не удивительно, зная прекрасно французский язык, Пётр Кончаловский перевёл книгу Эмиля Бернара о художнике Поле Сезанне. Увлечение уроками Сезанна, оказалось одним из самых длительных в жизни Кончаловского. Влияние оказала на него так же живопись других французских художников - Ван Гога и Матисса.

Konchlovskij2
«Базарная площадь». 1907 г. (холст, масло).

На фоне голландских домов расположенных декоративно в ряд, художник на первый план располагает в виде двухскатных палаток торговые ряды - образ деятельности человека. На картине везде снуют горожане – продавцы и покупатели. Благодаря темпераментной манере письма композиция динамична. Пространство художником достигнуто за счёт уходящей вдаль перспективы городской улочки, а возможно и набережной. Автора восхищает влияние солнечного света, падающего на фасады домов. Крыши, стены, палатки – все эти формы, под влиянием солнечного света, приобретают другие цвета и краски. Всё оживает и приобретает своё очарование….

В пейзаже городского типа «Базарная площадь» Пётр Кончаловский стремится выразить праздничность цвета, свойственную русскому народному творчеству. В его манере письма наблюдается синтез творчества постимпрессионистов и новая многообещающая культура изобразительного фольклора - полноцветность формы, яркость цвета и вещная выразительность.

Творческий путь начинался с долгой учебы, в таких городах, как - Харьков, Париж, Петербург. В годы юности Пётр Кончаловский лично общался с Валентином Серовым, Михаилом Врубелем, Константином Коровиным, в парижских академиях — с будущими кубистами Альбером Глезом и Анри Ле Фоконье. Общение и учёба повлияло на формирование творческой зрелости художника.

1910 год был памятным для Петра Кончаловского: его путь определился. Путешествие в Испанию, где он по-настоящему нашел свой стиль, привело его к участию в выставке «Бубновый валет». Долго испытывавший разнообразные влияния, Кончаловский работает теперь смело и убедительно.

В 1911 году Пётр Кончаловский становится одним из основателей и художественных лидеров объединения «Бубновый валет». Художник производит неизгладимое впечатление на будущих сотоварищей по «Бубновому валету», так Аристарху Лентулову он показался важным и недоступным.

Konchlovskij3
Автопортрет. 1912 г.

Кончаловский также известен как мастер театральной декорации, в 1912 оформлял оперу Антона Рубинштейна «Купец Калашников» для оперного театра Сергея Зимина. Сам художник эту работу относил к одной из своих лучших в этом жанре.

После Октябрьской революции Пётр Кончаловский стал одним из ведущих мастеров советской живописи. Писал портреты известных деятелей культуры и искусства – театрального режиссёра Всеволода Мейерхольда, писателя Алексея Толстого, композитора Арама Хачатуряна и многих других. Во время поездки по Кавказу в 1927 году, Кончаловский выполнил ряд натурных зарисовок и этюдов маслом, в том числе навеянных лирой Михаила Лермонтова, а в 1943 году Пётр Петрович закончил работу над портретом самого Лермонтова.

Konchlovskij4
Автопортрет. 1943 г.

Пётр Кончаловский до сих пор для многих — в первую очередь автор многочисленных букетов сиреней и портретов известных людей. Но художник также оставил большое графическое наследие. За время своей творческой работы, в период с 1922 по 1951 годы, Кончаловский устроил 15 персональных выставок, почти ежегодно показывая новые произведения широкому зрителю.

До последних дней своей жизни он неустанно работал, по выражению художественного критика Николая Пунина он мыслил красками, валерами, фактурой.

 Специалист по экспозиционно-выставочной деятельности
Артемьева Л.И.

Konchlovskij5

 
Еще статьи...