Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Режим работы

с 28 мар. по 31 мая МУЗЕИ НЕ РАБОТАЮТ.

ВТ-ВС с 830 до 1700.

ПН–выходной день.

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

Статьи

Из истории женских украшений горных мари

С древнейших времен в жизни человека особое место занимали украшения. В 5-7 веках н.э. бытовало несколько видов украшений: нагрудные застежки – сюльгамы, эполетообразные пряжки, украшения с шумящими подвесками. В 9-11 веках украшениями отделывались головные уборы, одежда, обувь.

В 10-13 веках кузнецы ювелиры знали литье, ковку и волочение проволоки. Отливались предметы в односторонних и двусторонних каменных (из известняка) и мягких формах, ковались браслеты, серебряные листы. Практиковалась чеканка изделий. Отдельные изделия покрывались резными узорами (пряжки, пластинчатые браслеты). Была распространена позолота серебряных и медных предметов. Из материалов, служивших для изготовления украшений, особо почиталось серебро. Нужно отметить, что указанные предметы использовались не только по прямому назначению – украсить костюм, они служили так же неким условным знаком, который был понятен членам отдельного сообщества. Украшения подчеркивали возраст, социальное, семейное и имущественное положение. Кроме того, они использовались в качестве оберегов.

Издавна люди одухотворяли природу. В древнейших языческих верованиях солнце, деревья, птицы, животные имели свой магический смысл.

Символом Солнца были знаки, изображающиеся в виде кругов, крестов, ромбов, розеток. Птица считалась воплощением света, жизни, всего сущего. Изображения дерева жизни, двух птиц или животных, предстоящих перед деревом, служило знаком семьи, рода. Воплощением образа женщины, олицетворением семьи и плодородия было символическое изображение утки. Со временем древние символы утратили свое культовое значение, приобретая сказочный характер в фольклоре и декоративно прикладном искусстве.

К концу 17 столетия указом царского правительства было запрещено чувашам и марийцам заниматься серебряных дел мастерством, чтобы они не имели возможности изготавливать оружие, которое им категорически запрещалось продавать. В результате этого марийцы не могли изготавливать даже металлические украшения, которые в большом количестве пользовались спросом у марийских женщин.

Этот указ был отменен в конце 19 века, но навыки в обработке металлов у марийцев исчезли, и они продолжали приобретать необходимые им металлические вещи, начиная от орудий труда и заканчивая различными побрякушками, нашиваемыми на женские одежды. Под влиянием тюркоязычных соседей в украшениях горных марийцев все большее место начинают занимать монеты. Блестящие монеты являлись символом солнца, считалось, что звон серебра отгоняет злых духов. Полученные за продажу товаров серебряные монеты в оборот не пускались, в основном их использовали для изготовления женских украшений. Украшения накапливались в семье десятилетиями, передавались по наследству от матери к дочери. Украшения были собственностью жены, муж на них не имел права. Если женщина умирала вскоре после свадьбы, украшения передавались ее роду.

В 19 веке правительство запретило сверление монет, что явилось одной из причин широкого использования имитаций монет, чеканки и металлических бляшек. Кроме серебряных монет, их имитаций и металла, при изготовлении украшений широко использовались бусы, бисер, пуговицы, цепочки, бахрома, кисти, раковины каури. Каури за сходство со змеиной головой называли ужовками. Их привозили из тропических стран арабские и персидские купцы, приезжавшие в Поволжье для обмена и торговли. Каури ценились наравне с серебром, драгоценными камнями и служили денежной единицей. Стеклянные бусы и бисер служили заменителем натурального речного жемчуга и кораллов. На оживленные волжские базары они попадали из Венеции и Богемии, а крупный бисер, напоминающий кораллы, привозили из Бухары. Стеклянные бусы продавались на вес. Драгоценные камни в марийских украшениях практически не использовались.

Женские украшения сохранили свою традиционную форму в течение жизни многих поколений. Обладательница украшений обычно знала, от кого они унаследованы, вплоть до прабабушки. Каждая женщина дополняла и обновляла украшение в соответствии со своим вкусом и возможностями. Если вышивка говорит о трудолюбии, то украшения о богатстве хозяйки. Наибольшее количество украшений одевались по праздникам.

Г.Ф. Миллер в 1791 году обратил внимание на возрастные различия в ношении одежды и украшении марийцами: «старухи и вдовы весьма редко в уборном платье ходят, а девки носят убору больше, долее же всех замужние жены».

Наиболее древнее у горных марийцев нагрудное украшение – сюльгама со временем преобразовалась в большое нагрудное украшение из монет, нашитых в виде рыбной чешуи на кусок кожи (почкаму), отделанную бусами и бисером. Зажиточные женщины носили по две почкаму, одевая их одна на другую, а бедные – по одной и с меньшим количеством монет. На грудь спускалось украшение, называемое «танганкайтан». Оно представляло полоску кожи или холста с чешуйчатыми рядами монет. У горных мариек, поддерживаемые тесьмой через голову, около ушей свисали тяжелые украшения из толстой проволоки – серьги. Чаще всего их делали из сплава с серебром, который называли польским серебром, или посеребренного мельхиора, называемого альпака. Украшения из этих металлов обладали блеском серебра и хорошо сочетались с серебряными монетами.

Во второй половине 19 века появились марийские кустари, изготавливавшие широкие металлические цепочки, которые применялись в качестве украшений. Этим ювелирным промыслом были заняты жители деревни Чаломкино (Салымсола). До сих пор является загадкой, откуда берет начало этот промысел. Можно полагать, что привез его в родные края некий безвестный рекрут из дальних краев и научил земляков тонкому ремеслу. Они изготавливали цепочки из низкопробного, так называемого, «польского» серебра, а также разного рода металлических сплавов: латуни, альпака, оловянного сплава. Мастера чаще всего специализировались исключительно на изготовлении этих цепочек, которыми снабжали весь горномарийский край, в небольшом количестве изготавливались браслеты, латунные игольники, подвески и т.п.

Непосредственного соприкосновения кустаря – производителя с потребителем при сбыте изделию почти не было. Сбыт продукции большей частью осуществлялся при участии посредников – скупщиков. Цепочки эти – легкие и ажурные, одно - и двуколечные, внушительные и величественные, шести - и восьмиколечные, отливающие таинственным блеском альпака, продавались в магазинах золотых и серебряных изделий Москвы, Нижнего Новгорода и других городов.

Вот как описывается процесс изготовления цепочек первым горномарийским писателем Н.В. Игнатьевым в романе «Стальной ветер»: «Вставали рано, иногда часа в два пополуночи, и почти без передышки трудились весь день. Звенья украшений спаивали на пламени керосиновой горелки, изба всегда была полна вонючего дыма, из-за которого еле различали друг друга. За такой работой засиживались до 11 часов вечера. Цепочками сами не торговали, их скупали сельские богачи, сбывали на базаре и даже отправляли в Москву!»

Кроме цепочек отливали конскую сбрую, свадебные колокольчики с нежным звоном, как валдайские, и простые для скота, изготавливали латунные игольницы, щипцы для колки орехов. Для украшения рук использовались браслеты, кольца и перстни. Браслеты (кидшол), литые из узкой пластинки с незамкнутыми концами, покрыты геометрическим и растительным орнаментом. Они были распространены у всех групп марийцев, включая горных. Кольца и перстни (шаргаш) носили как девушки, так и замужние женщины. Их приобретали на местных рынках или у торговцев-разносчиков.

Важным элементом мужского и женского костюмов были пояса и поясные подвески. Богато окрашенные кистями, помпонами, бисером, каури, монетами, они воспринимались как ювелирные изделия. Свадебные поясные подвески (сусын ышпел) – делались из металлических трубочек, подобно древнемарийским украшениям. Особенно интересными являются поясные набедренные подвески горных мариек. Шили их из прямоугольных кусочков холста. На концы пояса подвешивались бисерные сумки, монеты, раковины каури и бахрома из шерстяных и крученых шелковых ниток. Вышивку часто дополняли декоративной тесьмой или нашивали в виде узких полосок из шелковой ткани. Иногда холст заменяли кумачом, на фоне которого располагали контурную вышивку.

В начале XX века наиболее сложные и неудобные для ношения формы вышли из употребления. В этот период использовали ушные подвески, шейные и нагрудные ожерелья, цепочки.

До сих пор по праздникам горные марийки носят украшения, оставшиеся им от бабушек в знак большого уважения к старым традициям.

Акцоркина С.Н.

украшения
Женское обувное украшение 9-11 вв.
украшения
Женское обувное украшение 9-11 вв.
украшения
Женское украшение 19-20 вв.
украшения
Месерга 19-20 вв.
украшения
Наушное украшение 19-20 вв.
украшения
Подвеска коньковая 9-11 вв.
украшения
Серьга 9-11 вв.
украшения
Ушная подвеска конец 19 в.
украшения
Фрагмент головного украшения 9-11 вв.
украшения
Цепочка 19-20 вв.

 
Еще статьи...