Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Режим работы

ПН – выходной.
ВТ-ВС с 830 до 1700.

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

Прошлое России

Аристократическая белая гладь в Музее купеческого быта

(из коллекции Козьмодемьянского музейного комплекса)

Вышитые гладью и крестиком полотенца-рушники в столовых, вязанные крючком салфетки на полочках буфетов и этажерок, скатерти из филейного кружева на обеденных столах, аристократическая белая гладь на женских сорочках и постельном белье – все это вносило красоту и уют в жизнь козьмодемьянских купеческих и мещанских семей прошлого. (В советское время любовь к подобной красоте снискало негативное определение: «мещанство»).

Важная составляющая досуга купеческих жен и их незамужних дочерей – рукоделие. Девочек стремились вырастить хорошими хозяйками и матерями. В основном они получали домашнее образование. Их учили ведению хозяйства, рукоделию, готовили к выполнению обязанностей будущей матери. К своему совершеннолетию и выходу замуж купеческие девицы уверенно, профессионально владели всеми необходимыми в рукоделии инструментами: иглой, ножницами, крючком для вязания. Испокон веков на Руси умение кроить, шить и рукодельничать считалось одним из достоинств добродетельной женщины.

Фонды Козьмодемьянского музейного комплекса богаты экспонатами, которые рассказывают о многих видах рукоделия, которыми владели женщины еще в старорежимное время. Об одном из них, на мой взгляд, непередаваемо изысканном, требующем филигранного умения, терпения, и пойдет речь.

В Музее купеческого быта есть 10 экспонатов, выполненных в технике белая гладь. Это аристократическая вышивка: белая по белому. Еще ее называют «английская бродери» («Broderie Anglaise»), «английская белая работа» (whitework). Эту технику связывают с Англией из-за её удивительной популярности там в XIX веке. Ну а в России эта техника появилась при Петре I. Он ввел западноевропейский костюм, который дополнился рубашками, воланами, воротниками, манжетами, манишками, жабо, расшитыми белой гладью.

Кто-то посетует на то, что белое на белом плохо видно. Но очарование этой вышивки в том, что она не плоская, а рельефная, слегка выпуклая, за счет этого и происходит игра света и тени, и белый цвет вышивки приобретает различные оттенки. В дополнение к живописному рельефу мастерица использовала богатство швов и разделок.  

В технике «белая гладь» вышивальные стежки сочетается с узорами, состоящими из мелких, иногда почти бисерных прорезей круглой или овальной формы, вырезанных из ткани, и сеточками. Техника «ришелье» тоже имеет ажурные прорези на ткани. Но английская гладь отличается от ришелье более мелким ажурным прорезным рисунком и тем, что обшивается через край, а не петлеобразно. Маленькие прорези прокалывали специальным хорошо отполированным колышком – костяным, деревянным или металлическим. Большие дырочки прорезали и заполняли сеточкой-паутинкой. Не случайно эту гладь еще называют «прорезной».

Более профессионально английской вышивке бродери можно дать следующее определение: своеобразная смесь вышивки и игольного кружева. Основной мотив узоров этой техники растительный: цветы, листья, стебли, виноградные лозы, колоски.

Белая вышивка выполнялась по очень тонким (батисту, кисее) и более плотным тканям белой тонкой шелковой или блестящей хлопковой нитью. Так как ткань светлая, при нанесении узора использовался простой карандаш. Контур узора прошивался густыми стежками «вперёд иголку», и полученная поверхность заполнялась ослабленными стежками вперёд иголкой, стебельком, тамбурным или другими швами. Там, где по задумке требовалось создать рельеф, под вышивку прокладывался настил из хлопчатобумажных нитей потолще и со слабым витком, а также рельефный узор выполнялся при помощи кусочков ткани, ваты. Вышивалась гладь свободно, без пялец.

Ранняя белая вышивка была полностью ручной работы. Начиная с 1870-х годов английская бродери начала выполняться и швейцарской вышивальной машиной.

Экспонаты, хранящиеся в Музее купеческого быта и относящиеся к концу 19 – началу 20 вв., по мнению специалистов – ручная работа. Это еще больше восхищает, но одновременно, глядя на безупречное исполнение, трудно поверить, что это рукотворная красота: чистая, ровная гладь, на обороте нет ни одного узелка. А все потому, что концы ниток прятали под сделанные предварительно стежки вперед-назад, и не завязывали узлов ни в начале, ни в конце работы. Так вышивать могли высокоталантливые мастерицы, белошвейки. На некоторых наших музейных изделиях, например на подзорах для кровати, салфетках, полотенце вышиты еще и вензеля – художественно оформленные инициалы владелицы – ОШ, ЕЛ.

В России белой гладью до середины XIX века вышивали тончайшие кисейные и батистовые воротники, шали и бельё. В конце XIX века ею украшали прежде всего летние женские платья, кофты, шарфы, шали, детали женского и мужского светского костюма, нижнее белье. Белой гладью вышивали постельное белье (подзоры, накидки для подушек и наволочки, детские покрывала), обложки книг, веера, зонтики.

Состоятельные люди использовали труд наемных вышивальщиц, которые снимали мерки, делали раскрой, шили одежду и вышивали. Также создавались кустарные мастерские по производству вышивок белой гладью, самыми известными из которых были мастерские в селах Холуй и Мстёра Владимирской губернии. Работы мастериц этих вышивальных школ высоко оценивались на международных выставках.

Монастырские мастерские тоже специализировались на вышивке белой гладью. Это работа требовала от рукодельницы особого внимания, аккуратности, усидчивости и, разумеется, определенного навыка. Предположительно, некоторые вещи из нашей коллекции были вышиты руками монахинь Троицкого женского монастыря, что до революции был в Козьмодемьянске. Говорят, что этот кропотливый труд выполняли с Божьей помощью: вышивальщица – монашка или послушница – втыкала в ткань нитку с иголкой, произнося «Господи», а когда иголка шла обратно – «помилуй».

Узоры такой вышивки всегда очень четкие, довольно мелкие и ритмичные. Но зато как изящно выглядят постельное белье, скатерти и салфетки, блузки, воротники и манжеты, носовые платки и полотенца, расшитые белой гладью, накрахмаленные и отутюженные до блеска.

Благородная аристократическая роскошь белой глади и игольного кружева по прошествии столетия по-прежнему в моде: она креативна, живописна, оригинальна, подчеркивает статус владелицы, ее благосостояние. Впрочем, как и в прошедшем XIX веке.

В последнее время одежда с отделкой английской бродери завоевывает все большую популярность. Ажурные узоры могут украшать край юбки, платья, рубашки или быть самостоятельным узором на всем изделии. Ткани, как и раньше, сегодня используют натуральные – льняные и хлопчатобумажные. Только есть одно «но»: в наши дни Broderie Anglaise в основном создается машинным методом.

Р.S. Предметы из коллекции КМК, о которых шла речь в этой статье, в свое время принадлежали козьмодемьянским купеческим семьям. Благодаря стараниям краеведа, музейного и общественного деятеля Арнольда Валентиновича Муравьева, эти предметы стали достоянием музея. А.В. Муравьев разыскал в Санкт-Петербурге правнука купца-лесопромышленника В.И. Шуртыгина по линии дочери Ольги Васильевны Лазуркиной (Шуртыгиной) – Валерия Павловича Васильева, который через краеведа в 2005г. передал в коллекцию музейного комплекса ряд предметов, бытовавших в их семье и бережно хранившихся на протяжении десятилетий. Вензеля «ОШ», вышитые белой гладью на накидке на подушку, подзорах и полотенце, означают: Ольга Шуртыгина. По воспоминаниям В.П. Васильева, эти вещи были изготовлены и вышиты монахинями Троицкого монастыря для приданого Ольги Шуртыгиной.

Вензеля «ЕЛ» на накидке на подушку означают: Елизавета Лазуркина. Она была дочерью Ольги Васильевны Шуртыгиной и Василия Артемьевича Лазуркина.

Некоторые будущие экспонаты бытовали в семье Ольги Леонидовны Тавровской, внучки козьмодемьянского купца Алексея Исааковича Горшкова. А одно из вышитых полотенец попало в музей из известной семьи Крюковых, родственников купца и городского головы П.Ф. Бычкова.

Возможно, почти все козьмодемьянские предметы были вышиты нашими рукодельницами-монашками.

Вот такая история поступления экспонатов в музей, формирования коллекции и рассказ об аристократической белой глади, техникой которой умело владели скромные, безызвестные козьмодемьянские мастерицы.

Сотрудник музея Татьяна Киреева.

Источники:

  1. https://www.livemaster.ru/topic/1745663-anglijskaya-belaya-vyshivka-broderi-whitework-ot-istokov-do-sovremennoj-odezhdy
  2. https://julie-pr.ru/2020/01/20/russian-embroidery/

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://www.kmkmuzey.ru/articles/5541-belayaglad#sigProId446bae523e