Жизнь и ремесло горных мари
Люди знают, что плетёная мебель может украсить любой дом или может оказаться полезной в домашнем хозяйстве. В Горномарийском районе почти исключительно было сосредоточено на корзиноплетении. Промысел этот имел место с давних пор. В XIX веке, по данным земской статистики 1877 года, им было занято 18 сел и деревень бывшего Козьмодемьянского уезда. Особенно славились своей работой кустари-марийцы села Малый Сундырь и деревни Носелы. К началу XX века кустари, занимавшихся производством корзин по Горномарийскому району, насчитывалось 824 чел., что составляло 2 % всех жителей района. Работали кустари на местном сырье, используя для плетения прутья ивы (тальника), в изобилии растущей на пойме Волги. Стремление обеспечить себя бесперебойно сырьем заставляло кустарей применять даже специальную посадку быстро растущей ивы. Продукция этого кустарного производства была разнообразна, начиная с самых простых плетеных изделий (рыболовные снасти, плетушки, пивные корзины, тара под яблоки и т.п.) и кончая сложными видами дорожных корзин. В этом районе выплетались из прутьев также кузова тарантасов. Над изготовлением плетеных изделий кустари работали семьями. Заготовка прутьев производилась обычно подростками или женщинами. Средняя производительность труда кустаря – 2 корзины в день. При изготовлении мебели использовались: черемуха, орешник, береза, клен. Средний ежегодный заработок кустаря-корзинщика высокой квалификации был от 100-200 рублей в год, обычный заработок рядового кустаря от 40-90 рублей, при напряженной работе. Производительность его – около 200 штук изделий в сезон. Сбыт готовых изделий производился через скупщиков, наживавшихся за счет труда непосредственных производителей-кустарей. Корзины в большом количестве продавались на местных базарах: в Козьмодемьянске, Еласах, Сундыре. Готовая продукция сбывалась в Москву, Ярославль, Кострому, Рыбинск, Казань, Пермь, Вологду. Специфичным для кустарей промышленности Горномарийского района является также и производство гнутой черемуховой мебели. Им к началу XX века занято было 20 горномарийских селений (с охватом 253 человек). Продукция их пользовалась известностью и высоко ценилась. Кустари со своими изделиями принимали участие в целом ряде выставок, а именно: на XVI Всероссийской промышленно-художественной выставке в г. Нижнем Новгороде в 1896 году, на Международной выставке в г. Казани в 1909 году и на второй Всероссийской кустарной выставке в Петербурге в 1913 году; ими были получены медали и похвальные отзывы.
Многие орудия производства и предметы потребления быта, вплоть до середины двадцатого века, марийцы изготовляли домашним способом. В прошлых веках люди ходили в домотканой холщовой и суконной одежде. Холсты ткали из волокон конопли и льна. Из шерсти изготовляли головные уборы, обувь. Обработку волокна, прядение, тканье марийцы производили теми же способами, которые применялись и у их соседей: чувашей, русских, мордвы и других народов. И у женской половины марийцев важнейшим видом народного творчества была вышивка. В старинных национальных вышивках доминировали геометрические узоры – это сочетание квадратов, ромбов, зигзагов, ёлочек, которые сплетались в сложные комбинации, отличающиеся ритмической ясностью, симметричной чёткостью рисунка. Орнаментацией одежды занимались женщины, преимущественно девушки, в свободное от сельскохозяйственных работ время. Вышивание нередко брали с собой в гости. Поэтому вышивальщицы часто говорят: «Эту новую вышивку я начинала в гостях».
Из прочитанной литературы мы знаем, что во времена появления человека на земле люди проживали в лесу. Следовательно - их жизнь была связана именно с деревьями. И если взять мужскую половину марийцев, то в прошлые века они занималась обработкой дерева. Марийцы испокон веков привыкли обращаться с деревом как с основным материалом, необходимым для строительства и для производства многих предметов: домашней утвари, мебели, инструментов, игрушек и т д. В декоре деревянных изделий народных мастеров искусно сочетали технику росписи выжигания, резьбы. Широко применялись украшения различной формы глухой, ажурной и барельефной резьбы на наличники окон, наносились на ворота с характерной двускатной крышей и на бытовые предметы: деревянные черпаки, братины, ковши с ручками в виде коня, медведя, птицы.
Земля горных мари чрезвычайно плодотворна и породила сотни тысяч незаурядных, божественно талантливых людей с большим потенциалом для улучшения жизни и быта марийского народа. Недавно сотрудники этнографического музея ездили на экспедицию в д. Йа:ктерла: (д. Пикузино, Усолинское сельское поселение). В ходе экспедиции выяснилось, что имеется в нашем горномарийском крае один из талантливейших людей, который занимается резьбой по дереву, сваркой, плотничает, изумительный печник и стекольщик, а также и заядлый гармонист. Зовут великого мастера на все руки Сергунин Вадим Никонович. А проживает он в д. Копонал (д. Когаркино, Кулаковское сельское поселение).
На экспедиции сотрудники этнографического музея так же посетили и дом престарелых в с Микряково. Там удалось пообщаться с людьми, знающими историю, культуру, жизнь и быт горномарийского населения досконально, потому как им удалось прожить настоящим бытом. Сотрудники этнографического музея получили очень интересные и познавательные информации от Красноглазовой Зои (1937 года рождения), Русаковой - Сильвестовой Агнесы (1928 года рождения), Большовой Галины (1939 года рождения), Канюшковой Зои (1930 года рождения).
МУ «Козьмодемьянский музейный комплекс»
старший научный сотрудник отдела
по национальной культуре Акцорина А.Я.
http://www.kmkmuzey.ru/articles/5348-remeslo#sigProIdba9953f16d