Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Режим работы

ПН-ВС с 830 до 1700.

в тур. сезон музеи работают по графику стоянки теплоходов

Музейные программы

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

«Узоры Поволжья: национальная вышивка» - новая тема партнерского сетевого проекта «Истоки. Рожденные на Волге».

Вышивка была самым распространенным видом женского творчества, она поражает разнообразием форм, изобретательностью и фантазией исполнительниц. Наиболее ранние образцы марийской вышивки датируются концом 18 – началом 19 века, но в силу устойчивости традиций носят явные признаки искусства предшествующих эпох.

Вышивать умела каждая женщина, по вышивке судили об ее способностях. Традиционная вышивка выполнялась без предварительного рисунка по счету нитей холста. Вышивание требовало большого мастерства. Узор необходимо было расположить на определенной поверхности таким образом, чтобы не нарушить законы симметрии. Марийские женщины стремились как можно раньше научить своих дочерей искусству вышивания. Неумение вышивать считалось большим недостатком. По вышивке судили о трудолюбии девушки.

uzorypovolzh01
Оберег дома, рода. Фрагмент поясной подвески. Горные марийцы. Конец 19 - начало 20 века

uzorypovolzh02
Фрагмент передника. Луговые марийцы. Начало 21 века

В качестве основы для вышивки использовали конопляные холсты разных сортов. Горные марийцы вышивали по холсту из тонкой белой пряжи, а восточные – по пестряди.

В зависимости от качества холста менялся характер вышивки: на толстом холсте вышивка была крупной, на тонком – мелкой. Вышивали в основном шерстью и шелком. Для окрашивания нитей пользовались растительными красителями. В наиболее старых образцах преобладают темные тона – черный, синий, темно-красный, коричневый. С середины 19 века основным цветом становится красный. Черными или темно-синими нитками выполнялись контуры рисунка, а основной узор вышивался красным цветом с небольшими вкраплениями зеленого и желтого. С конца 19 века традиционная гамма марийской вышивки изменяется в связи с распространением анилиновых красителей. В дополнение к красному с черным появляются яркие розовые, оранжевые, голубые, фиолетовые, сиреневые цвета.

uzorypovolzh03
Фрагмент шейно-головного полотенца замужних женщин - шарпан. Горные марийцы. Конец 19 - начало 20 века

В марийской вышивке встречаются три типа орнамента: геометрический, растительный и животный (зооморфный). Геометрический орнамент - состоит из сочетаний фигур в виде ромбов, квадратов, углов, прямых полос, ломанных и кривых линий, крестов, реже кругов, овалов и сложно-узорных мотивов. Узор строится из разных элементов. Растительный орнамент состоит из цветов, букетов, сложных и простых листьев. Вышивка идёт извилистой линией в виде волнообразной ветки с листьями и цветами. Зооморфный или животный орнамент изображается в виде головок коней, птиц направленных в одну сторону или обращенные друг к другу, часто комбинируются с растительными элементами в виде листьев, цветов и веток. Считалось, что если вышить на своей одежде животных, то это спасёт от беды. Часто вышивали утку и лебедя, так как считали, что утка дала начало роду мари, а лебедь - символ добра и красоты. Композиция и принцип размещения орнамента были подчинены форме, размерам и назначению украшаемого предмета.

uzorypovolzh04
Подол женской рубахи. Луговые марийцы. Конец 19 - начало 20 века

По краю предметов узоры располагались бордюром, на головных уборах шымакш, сорока почти сплошь закрывали поверхность холста. Вышивкой украшались мужские и женские рубахи, кафтаны «шовыр», головные уборы, свадебные платки, покрывала, подвески солык, скатерти.

Старинная мужская рубаха по покрою напоминала женскую, но была более короткой. Расположение вышивки по разрезу ворота, подолу и на обшлатах носило характер оберега. Нагрудная вышивка мужской рубахи содержала в себе знак бороды.

uzorypovolzh05
Нагрудная вышивка мужской рубахи. Луговые марийцы. Конец 19 - начало 20 века

uzorypovolzh06
Оберег вокруг бороды

На рубахах луговых марийцев преобладала так называемая ковровая вышивка, которая сплошь покрывала материал, не оставляя просветов. В рубахах с ассиметричным воротом нагрудная вышивка заканчивалась тремя зубцами, с правой стороны она поднималась выше и доходила до плеча. На рубахах с симметричным воротом вышивался узор, который назывался «сторож груди» - «чызе орол». Вышивка представляла собой косые полоски, углы, повернутые острием вниз, ромбы или треугольниками со звездочкой посередине.

uzorypovolzh07
Нагрудная вышивка женской рубахи. Луговые марийцы. Конец 19 - начало 20 века

uzorypovolzh08
Фрагмент нагрудной вышивки рубахи с ассиметричным воротом, заканчивающийся тремя зубцами. Луговые марийцы

Вышивка горных марийцев резко отличалась от луговых, имея много общего с вышивкой чувашей-вирьялов. Горномарийские рубахи имели узкие полоски вышивки вдоль грудного разреза и на обшлагах. Головной убор нашмак представлял собой узкую полоску темной материи, сплошь покрытую рядами яркой вышивки, отделанную атласными или шелковыми лентами, бисером и т.п.

uzorypovolzh09
Фрагменты головных полосок - нашмак. Горные марийцы. Конец 19 - начало 20 века

Вышивка восточных марийцев первоначально мало чем отличалась от вышивки луговых. С вхождением в обиход пестрядинной одежды вышивка по пестряди становилась более мелкой, а орнамент начинал напоминать узоры браного ткачества. Вышивка отделывалась тканями, тесьмой, позументом, монетами, имитацией монет, бусами и бисером.

Особое место занимают вышитые головные уборы. Более древние образцы шымакшей (головного убора луговых и восточных марийцев) почти сплошь покрыты вышивкой. Головной убор «сорока» появился в районах непосредственного контакта с русскими, от которых были заимствованы форма головного убора и его название. Однако марийские женщины перенесли на сороку свои традиционные приемы вышивания, используя технику так называемой ковровой вышивки. Шарпан (длинное головное полотенце) у луговых марийцев был белого цвета, с узкой полоской вышивки по краям и концам. Вышивали преимущественно шерстью красных, оранжевых, розовых цветов с черной или темно-синей обводкой.

uzorypovolzh10
Фрагмент шейно-головного полотенца замужных женщин - шарпан. Луговые марийцы. Конец 19 - начало 20 века

У горных марийцев шарпаны часто подкрашивались в желтоватые цвета, концы богато украшались тончайшей вышивкой, отделывались лентами, бисером, позументом, кружевом. Узор вышивки состоял из поперечных полос, в каждой содержались определенные символы, например: первый ряд – большая река, второй – яблоневый сад, третий – девушка идет за водой, четвертый – тропинки, сбегающие в овраг. Для сведущего человека шарпан был открытой книгой, в которой можно было прочесть о жизни и мечтах женщины. Узоры-символы нужно было изобрести, поэтому, если кто перенимал узор, то к такому узору пришивались шелковая ленточка или кисточка.

uzorypovolzh11
Фрагменты шейно-головного полотенца замужних женщин - шарпан. Горные марийцы. Конец 19 - начало 20 века

uzorypovolzh14
Узоры - символы шейно-головного полотенца замужних женщин шарпана. Горные марийцы. Конец 19 - начало 20 века

За многовековую историю марийского народа марийское народное искусство выработало свой яркий и самобытный стиль. В вышивке отразился народный вкус, народное понимание жизни.

#ИстокиРожденныенаВолге

#ПрезидентскиегрантыРФ

#СоветмузеевПФО

#ИстокиВолга

#НародыПоволжья

#КультураРФ