Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Режим работы

ПН-ВС с 830 до 1700.

в тур. сезон музеи работают по графику стоянки теплоходов

Музейные программы

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

Мой первый опыт изготовления нити из крапивного волокна

Подобно льну и конопле, крапива - одно из самых древнейших волокнистых растений, которые человек научился обрабатывать. Как сообщает нам Википедия: из волокон стеблей крапивы прежде пряли веревки и ткали грубый холст. Из листьев получали зеленую краску, а из корней – желтую.

Марина Мостовая в книге «Крапивная кудель» отмечает, что крапива – это знаковое растение в славянской культуре. По характеру крапива – защитник, оберег, поэтому ее применяли во многих ритуалах. Крапива защищает от внешней и внутренней агрессивной энергии. Эта жгучая трава обладает свойством противостоять злому колдовству. Нитки из крапивы подкладывали под подошвы ботинок или сапог, крапивным веником выметали полы в жилище. Из крапивы плели коврики из крапивы [2].

В дореволюционной литературе имеется упоминание об использовании в ткачестве крапивы в Марийском крае. Об этом свидетельствует обычай изготовления свадебного покрывала для невесты (вургенчык) из этого растения в конце XIX в. Существовало поверье, что крапиву для этого собирали в отдаленных глухих местах, где не было слышно пения петухов. В Оршанском районе МАССР еще в 20-30 годы из крапивного волокна ткали ткань для мешков [1].

Из самого обычного сорняка – крапивы двудомной и жгучей можно получить своими руками замечательные тканые и вязаные вещи, различные медальоны, браслеты, очелий. Изготовить пояса для лечебных целей для себя своих родных и близких.
Все мы слышали, как сложно заготавливать и обрабатывать лен, коноплю. Если собрать крапиву осенью, тогда ее нужно высушивать, потом долго вымачивать, снова высушивать, чтобы получить тресту (так принято называть просушенные и очищенные стебли волокнистых растений), из которой и извлекаются прядильные волокна. А если собрать крапиву зимой и в первой половине весны, то получаем почти готовую тресту. Сама природа - хлесткие дожди, росы, изморозь, туманы и зимние оттепели обработали стебли крапивы.
Принесенные с пустыря стебли крапивы нужно хорошо высушить, разложив на печи или рядом с батареей центрального отопления. Затем удаляем мелкие ветки и засохшие листья. Проверяем качество тресты: разминаем пальцами и надламываем. Готовая треста разламываться в руках с легким треском, а волокна - отделяться от деревянистых частей стебля.

Обработку первой «горсти» тресты начинаем с обминания. От того, насколько добросовестно размяты стебли, зависит качество пряжи. Не домнешь мялкой, так не возьмешь прялкой - предупреждает крестьянская поговорка. Так как обработка проходила в условиях городской квартиры, традиционная технология мятья стеблей нарушена. Стебли высушенной крапивы промяла прямо на полу обычной салкой, периодический поворачивая стебли крапивы, проминая с усилием то руками, то ногами – прикладывая больше усилий. Положив в ступку промятых на полу стеблей, еще хорошенько промяла в ступке.

Необходимо удалить из обмятой тресты кострику - деревянные части стебля, разломанные на мелкие кусочки. Для этого аккуратно встряхиваю (чтобы было меньше пыли) обшмыгиваю, повторяю процедуры по несколько раз. Для ошмыгивания, нужно взять в руки небольшой пучок обмятых стеблей и, крепко сжав пальцами, потереть друг о друга (как будто стираешь). Начинает отделяться и падать вниз мельчайшие пылевидные частицы.

Получаем крапивные мычки (подготовленные к чесанию волокна), которые состоят из длинных, средних и коротких волокон. Чем длиннее волокно, тем тоньше и длиннее пряжа [3]. Сам процесс расчесывания и разглаживания называется мыканием. Он требует большого терпения, усидчивости. Необходимо аккуратно расчесать и разгладить буквально каждую прядь волокон. Отсюда и пошли известные выражения "мыкаться", "горе мыкать".

Волокна средней длины, вычесываемые волосяными щетками, назывались пачесями, а оставшиеся длинные волокна - кудель. Ткань, полученная из кудельных нитей, шла на сарафаны, рубахи, скатерти, полотенца, постельное белье. Из изгребья и пачесей готовили пряжу, идущую на грубое полотно, - ватолу, из него шили одеяла, мешки, всевозможные подстилки и накидки для возов. Из тех же волокон пряли, а затем ткали полотна с редким переплетением нитей - веретье и ряднину, использовавшиеся для хозяйственных нужд [3].

Получилась крапивная кудель, которую необходимо напрясть. Но прясть я не умею, поэтому пришлось аккуратно волокно за волокном накрутить нитки, имитируя прядение. И намотала маленький клубок крапивных ниток. Нитки готовы и надо наткать, хотя бы маленький кусочек холста. Для этого на картонке, разметила линейкой нужные мне размеры. Импровизированный «ткацкий картон» готов, натянула нити основы, уточные нити набиваются, начался процесс ткачества. Глаза радуются и душе приятно, достигнут результат. Я получила кусочек крапивного холста, в паласной технике. Это когда нити основы разрежены, а нити уток полностью перекрывают основу. Молотова отмечает, что марийцы занимались ткачеством безворсовых ковров и паласов в закладной технике [1].

Что же дальше? Душа просит творчества. Используя все ту же картонную заготовку, наткала подвеску оберег в технике закладного ткачества. В закладной технике любом месте может заменить один узор другим, сделать орнамент крупным или мелким, где уточный ряд набирают отдельно ручным способом. Использовала фабричные нитки, параллельно вставляя крапивные нитки. Молотова отмечает, что марийцы занимались ткачеством безворсовых ковров и паласов в закладной технике [1].

Лечебные свойства крапивного холста я почувствовала на себе. Вечером разболелась голова. Вспомнила строки Марины Мостовой. «Крапивное изделие чудодейственным способом исцеляет от различных болезней и способствует лучшему развитию детей. Больные органы и части тела лечат наложением крапивных повязок»[4]. Воспользовалась советом, положила свой натканный холст на голову. В течение недолгого времени я прочувствовала облегчение. Возможно это сила внушения и желание исцеления. Но мой крапивный кусочек холста работает. Веками проверенные рецепты наших предков возвращаются, исцеляя наши тела и души. И это прекрасно!

Научный сотрудник отдела учета и хранения Таюкова Л.В.

Литература:

  1. Молотова Т. Л. Традиционное марийское ткачество. Монография. – Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2004.
  2. Мостовая Марина «Крапивная кудель», Издательство Светланы Зениной, г. Орел, 2012 г.
  3. Федотов Геннадий.  Опубликовано econet.ru
  4. Анатолий и Марина Мостовые.© https://www.livemaster.ru/topic/1590876-krapiva-iskusstvo-prevrascheniya-rasteniya-v-pryazhu

(Статья была напечатана в общероссийской газете "Родовая земля" 2008 год.)

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://www.kmkmuzey.ru/articles/4874-krapiv#sigProIdb42a7a7875