Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Режим работы

ПН-ВС с 830 до 1700.

в тур. сезон музеи работают по графику стоянки теплоходов

18 июня - выходной день

Музейные программы

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

Козьмодемьянская музыкально-столярная школа в г. Козьмодемьянске в начале XX в.

1. История создания и деятельности в г.Козьмодемьянске Первой в России музыкально-столярной школы.

В 1 части книги «История Марийской АССР», на с.273 имеется информация о том, что в Козьмодемьянском уезде были мастера по изготовлению оформления свадебных кибиток. Искусство марийских мастеров-умельцев демонстрировалось на различных выставках. На них не раз получали признание изделия стеклодувов, гнутая черёмуховая мебель, музыкальные инструменты (гусли, скрипки, гармони, фисгармонии). (1)

Наличие народных мастеров в уезде, резонансной ели, клёна в марийских лесах, морёного дуба в реках, видимо повлияло на то, что в 1913году в Козьмодемьянске была создана Первая Российская школа инструкторов по изготовлению музыкальных щипковых инструментов. Инструкторами школы были высококвалифицированные специалисты, некоторые учились в Италии, у учеников прославленного Страдивари.

Одними из первых преподавателей в школе были М.Р.Бухарин, И.И.Рудаков, Я.Я.Тамм. Земством для школы было построено типовое здание, в котором после закрытия школы размещался туберкулёзный диспансер. Сейчас этого здания нет, так как его разобрали после перевода диспансера в другое здание.

В школе наряду со специальными предметами преподавались общеобразовательные и учили играть на музыкальных инструментах. Инструктором школы и хорошим мастером скрипичных дел был Илья Иванович Рудаков. Он награждён дипломом признательности, его скрипки выставлялись на ВДНХ.

В 30-е годы музыкально-столярная школа была преобразована в ФЗО и получила статус профессионально-технической школы. В ней было два отделения, на одном обучали изготавливать музыкальные инструменты, на другом – мебель. В школе проводились конкурсы на изготовление лучшего музыкального инструмента, как среди учеников, так и преподавателей.

В середине 30-х годов инструктором по музыкальному делу в школе был Григорий Кириллович Изиков. В апреле 1939 года он был участником первого Всесоюзного конкурса музыкальных мастеров, мастерских и предприятий на изготовление лучшей балалайки и домры, где был отмечен похвальной грамотой комитета по делам искусств при СНК СССР. На выставке Всекопромлессоюза в Москве скрипка, сделанная учеником мастера-инструктора Григория Кирилловича Изикова Эшмеевым Д.И., заслужила высокую оценку. Опробовавшие скрипку профессора нашли, что она даёт прекрасный резонанс и красивую тональность звучания.

Преподавателем игры на музыкальных инструментах в школе был Алексей Дмитриевич Кузнецов. Он и сам мог изготавливать музыкальные инструменты. Так, у его родных и по сей день хранится скрипка, им изготовленная. Алексей Дмитриевич Кузнецов при школе № 1 создал симфонический оркестр, в котором принимали участие взрослые и школьники. Оркестр неоднократно на конкурсах занимал призовые места. В 30-е годы инструкторами в школе были Варсанофий Якимович Королёв, Фёдор Степанович Якимов, Павел Илларионович Маланкин, которые, в своё время, закончили данную школу.

Уникальная музыкально-столярная школа в г. Козьмодемьянске, к сожалению, в 1940 году была закрыта. Однако её некоторые ученики продолжили традиции своих преподавателей. Так, например, Венедикт Степанович Кашутин, окончивший школу в 1931 году, на протяжении всей жизни изготавливал гусли, гитары, балалайки. Он ввёл новую конструкцию переключательного механизма для натяжки струн к марийским гуслям. Его дело продолжил его сын – Роберт Венедиктович Кашутин. Гусли, изготовленные ими, имеются в фондах нашего музея.

А.И.Яшин, окончивший школу в 1936 году, работал учителем в школе. Сергей Степанович Лебедев, Степан Павлович Балыбердин, Александр Игнатьевич Базанов связали свою жизнь с мебельным производством, хотя владели знаниями и навыками изготовления музыкальных инструментов.

2. Документальный фонд Изикова Григория Кирилловича.

В МУ «Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс» имеется документальный фонд Изикова Г.К. (2), который включает в себя:

1. Печатные литературные издания, принадлежащие самому Изикову Г.К.

- Труды Государственного Института Музыкальной Науки. «Сборник работ комиссии по музыкальному инструментоведению». Выпуск I. Музыкальный сектор государственного издательства. Москва. 1926.

- Журнал «Тридцать дней». Государственное издательство «Художественная литература». Москва. 1936.

- Р.Крейцер «42 Этюда для скрипки». Государственное музыкальное издательство. Москва. 1935.

- П.Ровелли «Двенадцать каприсов для скрипки». Государственное музыкальное издательство. Москва. 1932.

- К.Берио Школа для скрипки в 3 частях. Часть I. Государственное музыкальное издательство. Москва. 1936.

- Г.Э.Кайзер «Этюды для начинающих скрипачей». Государственное музыкальное издательство. Москва. 1936.

- «Сборник дуэтов для двух скрипок». Составил К.Мострас. Государственное музыкальное издательство. Москва. 1932.

- Брошюра 1-ой Всероссийской выставки музыкальных смычковых инструментов «Современные смычковые инструменты». ГИМН. Москва. 1926., в которой даны краткие сведения об их возникновении и развитии инструментального искусства на Западе и в России, а так же краткие биографические сведения о мастерах, выставивших свои инструменты на выставке.

2. Рисунок 13-струнного финского музыкального инструмента «кантэле»,

3. Табели успеваемости и посещаемости учеников музыкального отделения II курса Козьмодемьянской профтехшколы,

4. Вырезка из газеты «Лесной пролетарий» № 23 за 18 марта 1936 г. статья Изикова Г.К. «За звучную и красивую скрипку», в которой пишется о том, что на выставке Всекопромлессоюза, в Москве, внимание профессоров Рождественского и Слетова привлекла одна скрипка, давшая при опробовании сильное и красивое звучание. Эта скрипка была изготовлена учеником Козьмодемьянской музыкальной школы Эшмеевым Д.И. под непосредственным руководством инструктора Козьмодемьянской профтехнической школы музыкальных инструментов Изикова Григория Кирилловича. Изиков и Эшмеев были вызваны в Москву, где их очень тепло и дружески встретили. С ними беседовал товарищ Калинин(всесоюзный староста), а затем - профессора Рождественский и Слетов. Последние одобрили их работу и указывали пути, по которым нужно идти, чтобы поднять качество скрипок до уровня итальянских мастеров Страдивариуса и Гварнери дель Джезу.

Поездка в Москву подняла в Изикове бодрость и ревностное отношение к выпуску высококачественных смычковых инструментов. У Изикова установилась постоянная связь со специалистами музыкального дела. По совету профессоров он начал обучаться игре на скрипке. Григорий Кириллович считал, что это даст ему возможность совершеннее овладеть скрипичным производством.

Авторитетные специалисты считали, что Козьмодемьянская музыкальная школа должна была наладить постоянное производство скрипок. Вместе с тем школа должна была приучать учащихся к музыкальному владению инструментами. Необходимо было, чтобы районное руководство и заинтересованные организации оказывали школе в этом деле широкое содействие.

5. Вырезка из газеты «Марийская правда» № 76 от 2 апреля 1936 г. фотография Изикова Г.К. с комментарием,

6. Записная книжка Изикова Г.К.,

7. Классный журнал II класса проф.тех.муз.школы музыкального отделения по посещаемости и по выполнению учебно-производственного плана на 1938-1939 учебный год,

8. Альбом с записями Изикова Г.К.,

9. Тетради с записями Изикова Г.К.,

10. Блокнот с записями Изикова Г.К.

11. Автобиография Изикова Г.К., в которой пишется о том, что он родился в 1899году, в с. Паратмары Виловатовского с/с Еласовского района Марийской АССР, в семье крестьянина марийца Изикова Кирилла Павловича и многое другое.

12. Письмо Изикову Г.К. от заведующего производством музыкальной школы. Всесоюзная Государственная контора показательных универмагов «Союзунивермаг» хотела закупать скрипки, балалайки, гитары и др. инструменты из Козьмодемьянской музыкально-столярной школы.

13. Справки Изикову Г.К., выданные Всесоюзным Комитетом по Делам Искусств, Всесоюзным Домом Народного Творчества им.Н.К.Крупской.

14. Удостоверение заведующего школой инструкторов по производству струнных музыкальных инструментов от 23 мая 1919 г., выданное Григорию Кирилловичу Изикову, в том, что он действительно в 1917 году окончил курс Инструкторской Школы по производству струнных музыкальных инструментов.

15. Удостоверение от 23 сентября 1938 г., выданное Изикову Григорию Кирилловичу, в том, что он действительно состоял на службе в Козьмодемьянской муз.проф.тех.школе в качестве старшего инструктора по выработке музыкальных инструментов с 1935 г.

16. Удостоверение Изикова Г.К. о том, что он являлся членом пленума Горькрайпромлессоюза

17. Письмо Изикову Григорию Кирилловичу от «Всесоюзного дома народного творчества им. Н.К.Крупской» о результатах «Конкурса Музыкальных Мастеров, Мастерских и Предприятий на изготовление лучшей Балалайки и Домры»

18. Письмо Изикову Г.К. от заведующего музыкальным отделом Всесоюзного Дома народного творчества им. Н.К.Крупской Илюхина А.С., в котором он извиняется за то, что долго не отвечал на его письмо и оповещает о том, что получил согласие на вызов Изикова Г.К. в Москву для ознакомления с его работами.

19. Почтовая карточка Изикову Г.К. от Белкова Архипа Дмитриевича, в которой он просит изготовить мандолину и гитару, т.к. от многих слышал прекрасные отзывы об инструментах Изикова.

20. Выписка из метрической книги о родившихся за 1899 год.

21. Похвальная Грамота Изикову Григорию Кирилловичу за творческие достижения в изготовлении отличного инструмента, представленного на Первом Всесоюзном конкурсе в 1938 г. в гор. Москве.

Вся информация по этой теме позволила создать в нашем музее экспозицию, посвящённую марийским мастерам по изготовлению щипковых музыкальных инструментов.

Юртукова М.Н.,
методист по музейно-образовательной деятельности МУ «Козьмодемьянский музейный комплекс».

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://www.kmkmuzey.ru/articles/4726-muzstolshkola#sigProId89571689f1