Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Онлайн покупка

buyticket
«Пушкинская карта»: как и где оформить, кому положена...
pushkincard

Культура для школьн.

kulturadljashkol

Режим работы

ПНвыходной день.
ВТ-ПТ с 830 до 1700.
СБ-ВС с 830 до 1500.

Яндекс.Метрика

Мужской костюмный комплекс. Штаны.

Продолжаем разговор о мужском костюмном комплексе народа мари. Поговорим о штанах или как их ещё называли о портах.

Традиционные порты шились из белого домотканого холста, предпочтительно посконного (конопляного). С конца XIX века употребляли окрашенные холсты или пестрядь в синюю полоску. В холодное время года носили полусуконные (сермяжные) штаны. Праздничные штаны шили из фабричных тканей, а горные марийцы предпочитали штаны из плиса то есть из хлопчатобумажного бархата.[1]

Пошив мужских портов по крою не отличался от женских, их шили из двух кусков холста, которые составляли штанины. Между ними вшивался косой клин. Такой вид штанов наиболее архаичный, он был распространён среди русских, башкир, татар, мордвы, удмуртов, марийцев. Такие штаны называли «штаны с узким шагом». У поясницы, пониже гашника, спереди и сзади оставляли небольшую часть не сшитыми, которые назывались «окно» на передней стороне, «окно» на задней стороне. [2] Подпоясывались порты с помощью гашника - вздёжке. Карманы в штанах вшивались не всегда, только для тех мужчин, кто курит табак.

Концы штанов (гачи) завивали ниткой, чтобы холст не расткался. К краю штанин не пришивали никаких лент, пуговиц и так далее.

Мужские штаны также называли «штаны с дном», а вот детские штанишки назывались «штаны без дна», или «открытые». Особенности кроя и пошива таких штанов: не до конца сшивали две половинки холста - штанины, а между собой их никак не соединяли (каждая штанина была сама по себе). В верхнюю часть вдевали гашник и с его помощью штанишки держались на ребёнке. В более позднем варианте, примерно до середины ХХ века, штанишки частично сшивали вместе в верхней части переда.

Конец XIX века стал переходным периодом, вместе с традиционными портами в обиходе применялись штаны из фабричных тканей городского типа: с опушкой, застёгивающейся на пуговицу и гульфиком. К началу ХХ века традиционные архаичные штаны вышли из употребления.

[1] Природа и люди. //Черемисы, Быт и религиозные верования.- С-Пб. Сентябрь, 1878г., с 11.

[2] Тимофей Евсеев: этнографические коллекции.- Йошкар – Ола,2002г., с 98.

Использованы фото экспонатов из коллекции Этнографического музея под открытым небом г. Козьмодемьянска.

Старший научный сотрудник
Отдела учёта и хранения
Лобанова С.Ю.

Литература

  1. Тимофей Евсеев: этнографические коллекции.- Йошкар – Ола.: Марийское книжное издательство, 2002.
  2. Молотова Т.Л. Марийский народный костюм.- Йошкар – Ола.: Марийское книжное издательство, 1992.
  3. Крюкова Т.А. Материальная культура марийцев XIX века./Под ред. Н.И. Воробьёва.- Йошкар Ола.: Марийское книжное издательство, 1956.

shtany1
1 порты, вид сперед
shtany2
2 порты, вид сзади
shtany3
3 штаны посконные
shtany4
4 штаны городского типа
shtany5
5
shtany6
6 детские штанишки без дна. вид спереди
shtany7
7 детские штанишки без дна. вид сзади

Платформа Обратной Связи (подать обращение)

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Оценка организации

qrcode-ratingОцените организацию МУ «Козьмодемьянский музейный комплекс», пройдя анкетирование на сайте bus.gov.ru (Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях).

Авторизация через сайт Госуслуги; опрос можно пройти анонимно.