Фешин Николай Иванович (1881-1955)
По многочисленным просьбам почитателей творчества художника Николая Фешина, на втором этаже художественно-исторического музея имени А.В. Григорьева вновь, после небольшого перерыва, выставлены пять произведений художника. Они дополнили основную экспозицию посвященную Николаю Ивановичу Фешину.
Николай Фешин родился в городе Казань в семье, причастной к художественному мастерству. Его отец, резчик иконостасов, стал рано привлекать мальчика к своим работам. В четырнадцать лет Фешин поступил в Казанскую художественную школу, а в 1901 г. по ее рекомендации был принят в Высшее художественное училище при Академии Художеств, где вскоре перешел в мастерскую И. Е. Репина.
Николай Фешин во время учебы в Академии почти в каждом году его пребывания в ней, брал отпуск для поездок по России "с целью художественных работ с натуры». Места его поездок самые разнообразные, но самое любимое и родное ему - это среднее Поволжье, где и были написаны этюды к знаменитой картине «Черемисская свадьба», которая находится в The National Cowboy & Western Heritage Museum, г. Оклахома-Сити, США, а два эскиза к ней можно увидеть на представленной выставке.
Также на выставке, на суд любителей творчества Николая Фешина, три рисунка — штудии (этюд, произведение, выполненное с целью изучения натуры, часто как подсобный материал для будущей композиции) обнаженной натуры, где художник раскрылся как один из самых выдающихся мастеров классического рисунка. Большая и лучшая часть сохранившихся рисунков русского периода находится в американских собраниях. Судить о совершенстве фешинских рисунков обнаженной натуры по отечественным собраниям возможно по единичным рисункам, которые хранятся в ГМИИ РТ, Самарском областном художественном музее, частных коллекциях и Козьмодемьянском художественно-историческом музее имени А.В. Григорьева.
Фешин — художник во многом парадоксальный. Он индивидуален и неповторим, и одновременно его художественный язык соединяет в себе многочисленные стилевые направления. Ясно читается и академическая основа, и реалистические традиции передвижников, и импрессионистические элементы, и экспрессионистические тенденции. Все трансформировано в единую систему, где основным является соединение натурных впечатлений с условной режиссурой. Процесс важнее результата, поэтому работы часто не закончены, либо «как бы» не закончены; создание произведения не останавливается во времени и свершается на наших глазах. С 1908 года Фешин подписывает контракт на работу преподавателем в Казанской художественной школе и после Европы возвращается в родной город. Активная педагогическая практика не обрывает творческой жизни. В это время созданы два больших жанра: «Обливание» и «Бойня» (обе работы из коллекции ГМИИ Республики Татарстан), эскиз к «Бойне» (в коллекции МУ «КМК») великолепные работы 1910—1918 годов: «Портрет архитектора П. Абрамычева» (частная коллекция, США), портреты Вари Адоратской, отца (ГМИИ РТ). В женских портретах 1917 года (Т. Поповой, ГМИИ РТ; M-lle Жирмонд, частная коллекция, Таос) предельно интенсифицируются эстетические переживания. Революция повлияла на смену тем. Фешин пишет серию исторических портретов по заказам советских учреждений: деятели революции и великие музыканты. Мысль об эмиграции возникает не столько по причине разрухи и голода, сколько из-за невозможности сохранить себя как творческую личность. Следующий период творчества Фешина связан с США. Первые четыре года эмиграции, проведенные в Нью-Йорке (1923 — 1926), были крайне важным этапом. Успех пришел быстро: его сразу признали и публика, и профессионалы — Фешин даже вел специальный мастер-класс. Он участвовал во всех выставках русского искусства и устраивал персональные показы в крупнейших галереях. Работы покупали чуть ли не с мольберта. Его моделями хотели быть кинозвезда Лилиан Гиш, популярная романистка Уилла Катер и многие другие. Среди безусловных шедевров, созданных в Нью-Йорке, — портрет Давида Бурлюка (Художественный музей, Санта-Фе), «Ия с дыней» (частная коллекция, США), «Мать и дочь» (собрание Х. Уильямс, США). Но все же главным местом в Америке для художника стал Таос. Он возник в жизни Фешина из-за болезни: открывшийся туберкулез требовал другого климата. Александра попросила развод. Оставив дом и мастерскую, они с дочерью, которая предпочла быть с отцом, оказались ни с чем. Все опять нужно было начинать заново. Фешина вновь спасло искусство. И он будет еще двадцать лет жить в Лос-Анжелесе, будут новые работы, поездки и увлечение Востоком. Древние греки считали, что, если человек умирает во сне, значит, он отмечен богами. Фешин тихо умер во сне.
В документальном фонде музея бережно хранится автограф внучки Фешина - Никоэлы Бренхам-Доннер, который она оставила для козьмодемьянских музейщиков во время проведения выставки «Николай Фешин. К 130-летию со дня рождения художника», в 2011 году.
(По материалам статьи Тулузаковой Г.П. Журнал "Русское искусство" за 2004 год. "Русский американец Николай Фешин")
Главный хранитель Е.Ю. Карпеева
Ия Николаевна Фешина-Бренхам, внучка Никоэла Доннер. Из архива ГМИИ РТ
Автограф внучки Н.Фешина, Никоэлы Доннер. Из архива МУ «КМК»
На выставке