Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Режим работы

ПН – выходной.
ВТ-ВС с 830 до 1700.

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

Пейзаж в творчестве художников Марий Эл II половины ХХ века в коллекции Козьмодемьянской картинной галерее

Пейзаж в творчестве отечественных художников всегда являлся одним из важнейших и актуальных жанров. Пейзажный жанр в творчестве марийских художников получил особое развитие во второй половине ХХ столетия.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что когда художник создаёт на полотне образ природы, он охватывает широкий круг нравственных, философских и общественных проблем.

В подготовке к написанию данной работы были использованы разнообразные литературные источники: монографии, статьи, каталоги о марийских художниках, общие труды по русскому пейзажу ХIХ – ХХ веков.

Важно было, приступая к исследованию обратиться к классическим трудам по истории русского и советского искусства. Так, учёный и историк искусств А.А.Фёдоров–Давыдов в своей книге «Русский пейзаж ХVIII – начала ХХ веков»1 пишет, что, ещё с конца ХIХ и начала ХХ века пейзаж быстро и успешно развивался и повлиял на последующее развитие искусства всего ХХ века. Оказал положительное влияние на художественную жизнь российской периферии, а наследие лучших пейзажистов II половины ХIХ начала ХХ века таких как – А.Саврасов, И.Левитан, В.Серов и К.Коровин продолжает сохранять свою действенную силу и в наши дни.

Искусствовед В.С.Манин в книге «Русская живопись ХХ века»2 в 3-ем томе рассматривает искания художников в период с 1960-х по 1990-е годы. Автор пишет, что это пора острых политических перемен. Говорит о современных новаторах разделяющих точку зрения авангарда, что только «новенькое» (выражение Манина) ведёт к прогрессу в искусстве. Поэтому, проблема прочтения искусства, по мнению автора, самая тяжёлая из всех проблем.

1Фёдоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж ХVIII – начала ХХ века. Исследования, очерки. – М.: Советский художник, 1986.

2Манин В.С. Русская живопись ХХ века. – СПб.:Аврора, 2007. – С.165.

В.Манин так же пишет, что изобразительное искусство шестидесятников сыграло существенную роль в культуре СССР. Так В.Стожаров, В.Попков и многие другие художники в своих пейзажах поэтично воспевают русский Север, что оказало дальнейшее влияние на развитие пейзажа в целом.

Автор пишет, что в 70-х годах возникла новая форма композиционного решения, мозаичная, фрагментарная, произвольная, но в то же время не утратившая общего содержания замысла. Художник размышляет «над бездонностью неба и загадочностью ночи, спокойствием речных просторов и трепетом ветреных дней»1. В конце ХХ века настойчиво зазвучала национальная тема, особенного после того как распался СССР.

Следующий искусствовед В.А.Леняшин, в своей книге «Художник друг и советник»2 придаёт огромное значение роли пейзажа, так как он формирует тонкость и глубину мировоззрения. Автор говорит так: «Пейзаж возвышает и врачует душу, открывает с самой интимной, лирической стороны образ Родины»3. Леняшин пишет, что на развитие пейзажа сказались социальные преобразования, освоение Сибири, Дальнего Востока и Нечерноземья, а так же постоянная любовь к Земле. Заметное развитие этого жанра, по его словам, вызвано не только традициями, но и обострившимся вниманием к экологическим проблемам «такой вечной и такой хрупкой природы»4.

Изучение литературы о пейзаже в творчестве художников Марий Эл можно начать с книги под названием «Этюды о художниках Марий Эл»5 ведущего искусствоведа, занимающегося этой проблематикой – Г.И.Прокушева.

1Манин В.С. Русская живопись ХХ века. – СПб.: Аврора, 2007. – С.166.

2Леняшин В.А. Художник друг и советник. Современная живопись и проблемы критики. – Л.: Художник РСФСР, 1985.

3Там же. – С.148.

4Там же. – С.45.

5Прокушев Г.И. Этюды о художниках Марий Эл – Йошкар-Ола.: Марийское книжное издательство, 2003.

Исследовав особенности марийского пейзажа и творчество основных художников, автор обозначает несколько этапов. Так художники первого этапа были приезжими из соседних краёв: Нижегородской, Казанской, Кировской, Ярославской, Удмуртской областей. «Вторая волна» (по выражению Г.Прокушева) - это художники, окончившие художественные училища России. Третья часть о молодых художниках 1980-1990-х годов, которые с большим энтузиазмом отражают дух времени и национальные особенности культуры.

Отмечает искусствовед и то, что в местном Союзе художников состояло 22 мастера, но все они не теряли связей с искусством средних республик, а главное с традициями русского и советского искусства. Прокушев пишет, что в пейзажах 60-х годов нашло отражение Сурового стиля, но «с ярко выраженной творческой индивидуальностью»1.

Рассматриваемый период II половины ХХ века достаточно активный и плодотворный в художественной жизни Республики Марий Эл. Пейзаж становится одним из главных жанров живописи.

Основными ведущими марийскими художниками-пейзажистами являются: П.Т.Горбунцов, Б.С.Пушков, А.И.Бутов, С.Ф.Подмарёв, З.Ф.Лаврентьев, Н.П.Карпов, Ю.А.Желваков. В основном все они, кроме Горбунцова (который начал работать ещё в I половине ХХ века) начинают свой творческий путь в 1960-е годы.

В поисках тем и сюжетов художники ездят не только по всей стране, но и по Марийскому Краю. Мастера живописи обращаются ко многим темам: и к марийской природе, и к Поволжью, и деревенской жизни людей. В своих произведениях художники воссоздают нетронутые человеком лесные заросли, озёра и реки, обращаются к эпическим и лирическим мотивам, а в ХХ веке и к индустриальному пейзажу.

1Прокушев Г.И. Этюды о художниках Марий Эл – Йошкар-Ола.: Марийское книжное издательство, 2003. – С.4.

Многие полотна художников становятся самобытными, яркими по форме и образному строю. Пишутся этюды с натуры, которые ложатся в основу больших живописных полотен.

Художники становятся продолжателями лучших реалистических традиций русской и советской пейзажной живописи. Мастера испытывают потребность в создании ёмкого, лаконичного и крупномасштабного пейзажа. Развиваются пейзажи Сурового стиля, пейзажи лирико-эпического плана, индустриальные, архитектурно-исторические и многие другие. В творчестве живописцев главной темой пейзажа служила тема среды, окружающей человека – одна из важнейших тем времени.

Хочется отметить, что мастера кисти во многом следуют опыту известных русских и советских пейзажистов. Испытывают влияние И.Левитана, который когда-то работал рядом на Волге – в Васильсурске. Многие «левитановские места», ставшие территорией Республики Марий Эл, исхаживались художниками заново, изучалось его творческое наследие, метод его работы, умение запечатлеть состояние природы.

Осмысливаются марийскими художниками также романтические пейзажи А.А.Рылова, живописные находки И.Э.Грабаря, лирические произведения В.Н.Бакшеева, В.К.Бялыницкого-Бирули, пейзажи В.Поленова, К.Коровина Н.М.Ромадина, А.М.Грицая и многих других, творчество которых представлено в Художественно-историческом музее им.А.В.Григорьева города Козьмодемьянска. Несомненно, пейзажисты бывали в этой живописной местности, в этом городе, и посещали музей в целях повышения уровня мастерства в своей профессиональной деятельности.

Расцвет пейзажа в Республике Марий Эл во многом связан с творческой деятельностью заслуженного художника РСФСР П.Т.Горбунцова. Он преданно и нежно любил природу и относился к ней как к живому существу. В процессе работы на пленэре, художник ощущает себя частичкой этой природы.

Горбунцов воплощает в своих полотнах красоту рассвета и заката, неповторимые состояния природы. С годами его полотна становятся философски осмысленными, навевают зрителя на раздумья. К концу своей жизни он создаёт лучшие свои произведения. Несколько его шедевров находятся в экспозиции картинной галереи города Козьмодемьянска. Это –«Студёнка» (1962?), «Утро» (1963), «Весеннее утро» (1963), «Зимний пейзаж» (1964), «На опушке» (1969).

«Студёнка» (1962?) П.Горбунцова погружает зрителя в атмосферу леса, где присутствует аромат поздней осени и ранней зимы. Зима медленно вступает в свои законные права, хотя речка Студёнка ещё не застыла, она тихо разливается по лесу. В произведении ощущается присутствие некой эпической сказочности.

В творческой деятельности заметно появляются мотивы лирических пейзажей. «Весеннее утро» (1963) наполнено звучными красками. Мастер изображает красоту смешанного леса и изменчивый характер реки. Полотна «Утро» (1963), «На опушке» (1969) отличаются яркой и звучной палитрой. В пейзажах присутствует воздух и свет, а природа согревает теплом зрителя.

Посвятивший пейзажу немало сил и энергии Б.С.Пушков, в отличие от П.Горбунцова передаёт эпический образ природы. Собранный этюдный материал Пушкова впоследствии перерастает в картины крупного формата. Работая на пленэре Пушков, пишет этюды к будущим работам. Так этюд под названием «Пейзаж» (1962), который находится в собрании данной галереи, впоследствии перерастёт в полноценное произведение на тему городского пейзажа.

Его пейзажи, в основном, носят эпический характер. Стихии земли, воды, воздуха и солнца в его работах носят глубоко ёмкий и волнующий характер. В течение всей своей творческой деятельности он работает над волжской темой. В пейзаже «Большая Волга» (1963) Б.Пушков выражает красоту и живописную панораму Приволжья, чем и привлекает внимание зрителей. Скорее всего, в основу большого живописного полотна положен один из этюдов, запечатлевший суровое величие реки Волги. Мастер воспевает с подчёркнуто земным и несколько суровым мотивом родные просторы Республики.

Здесь можно отметить, что река Волга определяет всё последующее искусство не только его, но и многих других художников. В полотне «Элегия» (1988) Пушкова поэтичный мотив объединяется величавой торжественностью и ясным покоем. В этом живописном полотне гармонически сливается лирическое начало с эпическим началом.

Индустриальный мотив «Пейзаж» (1960) выражает размах созидательной деятельности людей. Дым, поднимающийся вверх, создаёт впечатление бурного действия. Звучный, яркий колорит и насыщенность цветом передаёт радостное торжество жизни.

В творчестве А.Бутова имеются лирические, эпические, а также индустриальные пейзажи. Живопись Бутова отличается сочностью красок и темпераментом исполнения. Примером является городского типа пейзаж под названием «Весна красна» (1967). Насыщенное цветом полотно передаёт радостное торжество жизни и трудовых будней. В пейзаже живёт уверенность в целостном восприятии индустрии и природы.

Индустриальный пейзаж «Окраина Йошкар-Олы» (1970-е?) художника С.Ф.Подмарёва передаёт зимний солнечный день трудовой жизни города. Художник удачно запечатлел величие трудовых будней и ритм индустрии. Композиция наполнена энергичным движением рабочих, создаётся впечатление бурного действия. В целом же художник пишет яркие явления природы, это и волшебство лунного света и фантастическая глубина лесов.

Пейзажи З.Ф.Лаврентьева «Хмелёвка» (1976), «Дорога в дом Творчества художников» (Академическая дача) (1984), «Сады Козьмодемьянска»(1980-е годы, до 1994), «Берег детства» (1995) занимают достойное место в экспозиции Козьмодемьянской картинной галереи. Художник естественно стремиться запечатлеть реальный мир, восхищается красотой природы родного края. Его полотна отличаются смелостью и уверенностью письма. Композиция пейзажа «Хмелёвка» (1976) передаёт стремление к масштабности, совмещает панорамную широту и устремлённость вдаль, к беспредельным просторам. Образ природы приобретает значение одного из мощных средств воздействия на зрителя.

«Дорога в дом Творчества художников» (Академическая дача) (1984), «Сады Козьмодемьянска» (1980-е годы, до 1994) прославляют красоту сельского ландшафта. Этюды отличаются лиричностью и естественной красотой. Пейзаж-картина «Берег детства» (1995) передаёт отчётливо социальный характер и имеет высокую эстетическую ценность. Пейзаж приобретает некий образ-воспоминание и приглашает зрителя попасть в детство, окунуться в детские воспоминания.   «Заволжские ели» (1999) З.Лаврентьева дышат мощью вековых деревьев и свято хранят свои тайны.

Достаточно поэтично воспроизводит красоту и гармонию природы такой художник, как Николай Карпов. Мастер пишет на крупнозернистом холсте специфично фактурным мазком. Полотно «На Суре» (1967) отличается декоративностью и фактурой мазка, сочетает в себе лирико-эпический пейзаж.

«Полдень с.Сумки» (1979) раскрывает живописный ландшафт и простор родной земли. Передаёт взаимодействие человека и природы. Краски на его пейзаже плотные и спокойные, контрасты смягчены. Композиция произведения построена с высокой точки зрения, что придаёт впечатление масштабности и необъятности родных просторов. Полотна Карпова вызывают чувство любви к красоте марийской природы.

В пейзаже этюдного плана «Мартовский снег» (1974) Ю.А.Желвакова запечатлён необыкновенно яркий момент весеннего солнечного дня. Зритель настраивается на лирическое восприятие, чувствует приход весны, которая в свою очередь ведёт к надежде на лучшее будущее. Зритель наблюдает за движением кисти, где-то видны энергичные мазки, где-то сдержанно-пастозные. Гармоничный колорит позволяет наслаждаться сочетанием красок. Пейзаж наполнен одновременно солнечной теплотой и морозной свежестью.

Многочисленные пейзажи выше перечисленных художников пополнили коллекцию Козьмодемьянской картинной галереи. Поступление данных работ происходило по-разному. Иногда авторы сами передавали в дар музею свои работы. Поступали и из Министерства культуры Республики Марий Эл для музея города Козьмодемьянска, ну и сам музей закупал некоторые картины с выставок.

«С нескрываемой нежностью воспевают живописцы красоту своего края»1. С этими словами искусствоведа В.Леняшина нельзя не согласиться, даже если говорить о пейзажах в творчестве художников Марий Эл II половины ХХ века. Каждый живописец передаёт своё настроение и переживания, поэтому в пейзажах отчётливо присутствует разнообразие тем.

Важно отметить, что художники пейзажисты не ограничиваются лирическим живописанием природы, они ставят более сложные задачи. Охват необъятных просторов марийской земли и всей необъятной нашей страны художники передают и в эпических пейзажах. Величественные и панорамные пейзажи могут сочетать в себе и камерность изображения, и задушевность мотива.

В произведения пейзажной живописи естественно входят признаки времени, приметы дня, индустрия и техника, результаты труда человека, преображающего землю. Пейзажистов захватывает идея масштабности индустриального образа. Путь развития индустриального пейзажа не был простым и лёгким. И всё-таки именно на этом пути формируется его ведущая тенденция – стремление к созданию картин о гармоническом равновесии сил.

Таким образом, исследуя проблемы типологии и развития пейзажной живописи художников Марий Эл на примере коллекции Козьмодемьянской картинной галереи, можно сказать, что основными типами пейзажей во II половине ХХ века стали – лирический, эпический и индустриальный пейзажи. Наибольшее развитие получили лирический и лирико-эпический пейзаж. Полотна сочетают в себе элементы чистого лирического пейзажа и повествовательность эпического, роднящего такой тип с сюжетно-тематической картиной.

Нужно иметь в виду, и то, что в развитии марийского пейзажа, также важнейшую роль сыграло влияние не только отечественной живописи, но и зарубежного искусства, особенно импрессионизма, так как можно сказать, что практически каждый художник на определённом этапе своего творчества испытывал влияние этого направления.

В заключительных выводах данного исследования можно сказать, что ведущее место в живописи Республики Марий Эл к концу ХХ века занимает пейзаж. Сама природа приволжских просторов порождает любовь к красоте окружающего мира, и из этого естественно вытекает вывод, что пейзаж становится ведущим жанром в марийской живописи.

В пейзаже могут уживаться разные типы и направления. Пейзаж включает в себя разные этапы развития – от пленэрного этюда до картины социального содержания. Пейзажная живопись сближается с картинным жанром, так как в произведениях выражается и конкретное, и частное, а так же общие глобальные проблемы.

П.Горбунцов, Б.Пушков, А.Бутов, С.Подмарёв, Н.Карпов, З.Лаврентьев, Ю.Желваков, работы которых находятся в Козьмодемьянской картинной галерее, закладывают основы марийской пейзажной живописи и являются видными представителями Республики Марий Эл. Их творческая деятельность в последствие, оказывает положительное влияние на художников следующего поколения, таких как Е.Г.Яранов, И.Ефимов, И.Ямбердов, Б.Маклашин. Н.Токтаулов

Сейчас многие марийские художники заинтересованы в сохранении культуры своего края – марийского языка и обычаев. Художники обращаются к древнему наследию, к сказаниям и мифу, актуализируя в современных формах и на современном уровне эти направления, в том числе и в пейзаже.

Специалист по экспозиционно-выставочной деятельности Артемьева Л.И.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Презентация в формате PDF, 25 стр. (5.8МБ) peyzazhСКАЧАТЬ