Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Режим работы

ПН – выходной.
ВТ-ВС с 830 до 1700.

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

Марийский орнамент из далёкого прошлого

(символика)

 Орнамент – важнейший раздел прикладного искусства. В мотивах орнамента отражаются самобытные, национальные черты, местные особенности, художественные традиции, эстетические вкусы, понятие о красоте того или иного народа. Обычно мотивы и образы реального мира подвергаются переработке, стилизации и отражают окружающую действительность – растительный и животный мир данной местности, различные предметы. Многие элементы вышивки были символами солнца, воды, женского начала, выражали идею роста. Первоначально каждый орнаментальный мотив отражал символ. В виде четырёхконечного креста с загнутыми концами считался символом змеи, охраняющий очаг замужней женщины. Ромб или квадрат, пересечённый крест на крест с точками — семенами, означал засеянное поле и считался древним символом плодородия, в т.ч и у славян. Мотив круга или восьмигранника воспринимался как символ солнца, дающего жизнь всему живому на земле. “Женская фигура с поднятыми вверх руками” олицетворяла саму природу. “Кони и птицы” в марийской вышивке считались помощниками “оберегами” скромной крестьянской жизни. Изображение “ солнца” означало символ, несущий свет и тепло всему живому на земле. “Лебёдушки”или “лебедь белая” олицетворяла прекрасную девушку, считалась символом верной любви. “Уточка”,серая утица” передавала отношение к трудолюбию. Композиция в виде парных розеток по обеим сторонам грудного разреза назывались «сторож грудей» и должна была защищать замужнюю женщину от «злых сил». Сама за себя говорит и терминология узоров бараний рог «тага шур», зубцы серпа «сарла пу», вышивка с изображением лапки вороны «карак ял», церковный крест «церкы вуй», волнообразные «выд йогы». Искусные мастерицы черпали материал в окружающей среде. В разноцветье трав летних лугов, восхищались зимними узорами снежинок, изображением прозрачного льда, ветками снежных деревьев зимнего леса, голубизной ясного весеннего неба и т. д. В вышивке изображена письменность и ведётся рассказ о родине, семье, и т д. Например, на «шарпане» ромбик обозначает, что в личной и семейной жизни всё хорошо. Треугольник обозначает угловатую, неудачную жизнь, что есть в семье диктатор.

Вышивка относится к одному из самых трудоёмких домашних женских занятий. Мастерству вышивки девочку обучали с самых сложных элементов орнамента. Для вышивания марийки использовали иголки, деревянную швейку, к которой прикреплялась ткань. Старинная марийская вышивка была плотной и чётко очерченной. Основными мотивами в орнаменте были следующие: геометрические – изображение комбинаций различных геометрических фигур; и зооморфный и антропоморфный – воспроизведение стилизованных фигур животных, птиц, человека; растительный – изображение реальных форм деревьев, цветов, листьев и т.д. В узорах вышивки отразились поэтическое представление народа об окружающем его мире, глубокая вера в добро. Марийцы поклонялись силам природы, одухотворяли её. Солнце, деревья, птицы, животные – всё имело свой магический смысл в древнейших магических верованиях. Символом солнца были солярные знаки, изображавшиеся в виде кругов, крестов, ромбов, розеток и прочего. Птица считалась воплощением света и жизни. Изображение дерева жизни, двух птиц или двух животных, стоящих перед деревом, служило знаком семьи, рода. Воплощением образа женщины, олицетворением семьи и плодородия было символическое изображение утки. Лошадь, безусловно, символизирует благосостояние, ведь хозяин, имевший в хозяйском подворье лошадь, считался богачом. Изображение лебедей выдаёт заветные мечты о красоте, любви и верности. Очень часто в марийской вышивке встречается изображение головы барана, причём особый акцент делается на рога. Баран(овца) считается одним из святых животных у марийцев. Вышивая бараньи рога, мастерица желала уберечь себя или кого-либо от зла, нечисти и болезней. Олень, оленьи рога в свою очередь символизируют удачу лил пожелание удачи. В многообразии растительных орнаментов можно разглядеть различные деревья: зимние, цветущие, хвойные и прочие.

Ни одна вышивка, ни на одном элементе одежды у марийцев не повторялась буквально. Каждая вышивальщица вносила в орнамент свои мотивы, свои представления о красоте, но она импровизировала только в пределах определённых традиций.

Необходимо отметить, что женские головные уборы “ шарпан”, а иногда, “платки”, “шымакш” - исполняли двусторонними узорами. Техника вышивания таких орнаментов такова, что рисунок на лицевой и изнаночной сторонах получался абсолютно одинаковым и без единого узелочка. Вышивка горных мариек носила иной характер, чем вышивка луговых мариек – она была мелкой. Наиболее искусные мастерицы изготавливали вышитые изделия по заказам односельчан.

Символика вышивки горномарийского шарпана необычна.Каждая линия, каждый знак – символы, которыми наши предки выражали свое восприятие окружающего мира: прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли, горизонтальной

волнистой линией – воду, вертикальной волнистой – дождь, треугольником – горы, фигурами в виде круга, квадрата и ромба обозначали солнце и луну. Узором «березы» обычно вышивался периметр холста шарпана. Далее на обоих концах шли узоры, изображающие, например, дорогу, яблоневый сад и т.д. В вышивке шарпанов широкое распространение имел мотив «куста», который составляли из прямых и наклонных линий, розеток, ромбов и других геометрических элементов. Имеются и стилизованные изображения дерева, преимущественно хвойного. По цветовой гамме, орнаменту вышивки можно было определить место исполнения изделия.

Рисунок вышивки очень мелкий, выполняется по счету нитей, без предварительного нанесения рисунка. Основной декор вышивки шарпана сосредоточен на двух концах, которые украшены рядами тонкого и сложного узора, образованного из нескольких орнаментальных полос. На обоих концах вышивка двусторонняя и повторяется.

Ранние образцы вышивки шарпанов выполнены в двухцветной гамме. С появление анилиновых красителей и нитей мулине вышивка стала многоцветной, появляются ярко-красный, ярко-синий, фиолетовый, сиреневый, малиновый, розовый, желтый и другие цвета.

Занятия вышивкой требуют особого внимания, логического размышления, запоминания хода стежков. Некоторые узоры дорожки исполняются сразу, в один ход. Многие – вышиваются в два хода (туда-обратно). Разные виды швов в вышивании используются в сочетании, например, “роспись”+”счётная гладь”, “косая стежка” + “роспись”, “косая стежка” + “узорная дорожка” и т.д. Особенностью марийской вышивки является использование разных видов техники исполнения узора. На протяжении многих веков марийские женщины украшали одежду. Вышивали полотенца, которые являлись подленными произведениями народного мастерства. Вышивка применялась для отделки во всех деталях женского национального костюма: верхней одежды, головных уборов, свадебных платков и покрывал, поясов и подвесок. Исследуя орнамент марийской вышивки, можно понять взгляды марийцев на окружающую природу, их образ жизни, религию.

Техника исполнения разнообразных стежков в традиционной вышивке выполнялась по счёту нитей на ткани без предварительного нанесения рисунка. Она имела несколько вариантов исполнения. Плотная вышивка дополняется мелкими ажурными узорами из зубцов и усиков, крючков и ответвлений.

Шов “роспись” - двусторонний шов, рисующий узор линейными стежками, создающий контур орнамента. Вышивают два хода, т.е.по одному и тому же контуру необходимо пройти дважды. Первый создаёт пунктирный рисунок, оставляя между стежками равномерный промежуток в две нити Стежки вышиваются соответственно узору по горизонтали, по вертикали или по диагонали.2-й обратный, т.е.по этой же линии заполняют оставшиеся промежутки между прошитыми стежками. Проколы делаются в местах первого прокола стежков, строго соблюдая их очерёдность. Так получается рисунок абсолютно одинаковый на лицевой и изнаночной стороне. Контур узора готов. Затем он может быть заполнен “косой стежкой”. Контурный шов требует очень большой внимательности от вышивальщицы. Если была допущена ошибка хоть на одну нить, то рисунок не сойдётся, симметрия нарушается. Поэтому этот шов рекомендуется тем, кто уже хорошо владеет швами “косой стежкой”,”крестом”, “счётной гладью”. Шов “роспись” вышивается чёрной нитью и придаёт выразительность орнаменту и всей вышивке.

“Счётная гладь” - вышивали по счёту нитей ткани без контура. Узор вышивается подобно глади, но исполняется по счёту нити, без предварительного нанесения рисунка на ткань. Обычно счётная гладь применялась при вышивке “шымакшей”. Узор выглядит одинаково с лицевой и изнаночной стороны, но рисунок с одной стороны выглядит позитивно, с другой - негативно.Этим швом можно создавать как самостоятельные рисунки, так и заполнять поле контурного орнамента.

Узорные дорожки” - напоминает собой стебельчатый шов и представляет простой вид для исполнения. Он обычно образует одну сплошную линию из отдельных стежков. Этот вид техники исполнения обычно используют для выполнения тонких контуров рисунка.

Шов “набор” - он напоминает собой узорное тканьё, рисунок получается двусторонним. Относится к числу старинных швов, применялся для выполнения узоров “шымакшей”, “свадебных платков”. Для исполнения узора отсчитывают нити основы ткани, пропускают иголку с ниткой через определённое количество нитей, необходимых для узора. Иголка идёт по одной линии, как бы проныривая вверх-вниз, доходя до конца предлагаемого поля рисунка. Затем, поднимая выше основы прошитую линию на одну нить, поворачиваем иголку обратно. Исполняется вторая линия данного узора и т.д. Таким образом, вышивается сразу весь рисунок по ширине изделия. Вышивка получается позитивной с лицевой стороны, негативной с изнаночной.

Косая стежка” - она использовалсь для заполнения орнаментальных узоров, предварительно очерченных швом. Шов, рисующий линейными параллельными стежками дорожку по лицевой и изнаночной стороне. Длина косой стежки на лицевой стороне больше, чем на изнанке. Обычно она исполняется в четыре нити в длину, в две нити в высоту. Расстояние между стежками две нити. Этот шов является первоначальным этапом вышивания. Обычно под “косой стежкой” располагают узоры “счётной гладью” или “роспись”. “Косой стежкой “ можно вышивать по горизонтали, по вертикали, по диагонали, соблюдая те же размеры(4 на 2 и через 2 нити). Например, линией “косой стежки” женщина вышивала берега реки. А из встречно расположенных треугольников между берегами создавала в виде змейки (зигзаг) саму речку – река течёт, извивается. Река – источник воды, жизни, здоровья и, возможно, женщина хотела сказать:”Как течёт вода в реке ровно, красиво, так и в моём теле кровь течёт по своему руслу. Пусть она будет животворящей”. С этой же мыслью, наверное, мастерица вышивала над линией косой стежки орнамент, изображающий траву, кусты, деревья.   Использование в качестве основных нитей красного цвета различных оттенков, вплоть до коричневых и чёрного цвета говорит о наличии в мире сил добра и зла. Вышивка горных мариек носила иной характер – она была мелкой. Наиболее искусные горномарийские мастерицы данной группы изготовляли вышитые изделия по заказам однодеревенцев, а так же на продажу луговым и восточным марийцам.

 

Список используемой литературы:

 

  1. Кудрявцев В. Традиционное искусство и зодчество марийцев: Учебно-методическое пособие. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2008. – 44 с.
  2. Молотова Т. Марийский народный костюм. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1992. – 112 с., ил.
  3. Основы художественных промыслов народа мари: ручной труд детям / Авт.-сост. Л.Е.Майкова. – Йошкар-Ола: Издательство «Вертикаль», 2007. – 168 с., ил.
  4. Соловьева Г. Костюмы для художественной самодеятельности. – Йошкар-Ола, 1990. – 72 с

 

Авторы:

1. Никонова Нина Валериевна, учитель ИКН высшей квалификационной категории МБОУ «Пайгусовская СОШ», педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Горномарийский ДДТ»

2. Павлова Алевтина Якимовна, старший научный сотрудник отдела хранения МУ КМК

 

Иллюстрации

vyshivka
vyshivka
vyshivka
vyshivka
vyshivka
vyshivka
vyshivka
vyshivka
vyshivka
vyshivka