Этнокультурное взаимодействие в костюмах горных мари и чуваш в ХIХ — ХХ вв.
Издавна повелось, что разные народности, со своей как духовной, так и материальной культурой, контактируя между собой, прежде всего в результате торговых отношений, обмениваются не только товарами, но и особенностями быта, перенимают некоторые обычаи, обогащают свой язык словами соседних этносов.
Горные марийцы (или Кырык мары) – этнолингвистическая группа марийцев, проживающая в основном на западе Республики Марий Эл, а также в Нижегородской и Кировской областях Российской Федерации.
Верховые чуваши (или Вирьял) – этнографическая группа чувашского этноса, проживающая, в отличие от низовых чуваш (Анатри), выше по Волге.
В результате длительного и тесного культурного взаимодействия между народами (ещё в русских летописях вирьял упоминаются радом с горными марийцами), сформировалось некоторое сходство в их костюмах и обрядах.
Вот что пишет в своих записках Александра Фукс о марийском костюме XIX века: «У Черемисина [марийца], который побогаче в деревне, я смотрела женское Черемисское платье. Оно одинаково с чувашским, кроме головного убора»[1]. «Никак невозможно путешественнику вдруг отличить Чуваш с Черемисами, ни мужчин, ни женщин, по их наружности и костюму, который, выключая головного убора женщин и огромных серёг, с Чувашским одинаков»[2]. Почти полную идентичность национальной одежды горных марийцев и вирьял подтверждает Т. Л. Молотова в своём исследовании марийского народного костюма[3].
По мнению Е. А. Ягафовой, группа вирьял сформировалась в результате активного взаимодействия с марийцами. И чем дальше к югу верховой зоны – тем больше традиционные признаки близки к низовым чувашам; «одновременно в северо-западной её части наблюдается полное сходство этнографических комплексов сундырской подгруппы вирьял и горных мари»[4].
Различие и сходство следует искать, прежде всего, в женских костюмах, так как в них сохраняется гораздо больше этнических традиций, чем в мужском. Общими типичными признаками национальной одежды горных марийцев и чувашей вирьял являются: материалы, используемые для одежды, общность покрова, характер орнаментации и расположение вышивки. Белая туникообразная рубаха с орнаментацией, верхняя распашная одежда схожего покроя. Даже способ ношения рубахи с большим напуском, лыковой обуви с чёрными онучами. «Тыгыр» горных мариек конца XIX – начала XX вв. по покрою и вышивке был аналогичен рубахе соседних чувашек-вирьял. Горные марийки закрывали шарпаном шею и косу, как это делали чувашки группы вирьял. Идентичность в вышивке одежды проявлялась в аналогичных орнаментальных мотивах. По всей видимости, эти и другие сходства имеют давние корни, т. к. национальная женская одежда консервативна и способна сохранять отличительные особенности длительное время, особенно в условиях натурального хозяйства[5].
Сходство костюмов влияло и на отношения между этническими группами. Интересен тот факт, что браки между соседними народами были в прошлом не единичны[6].
Примечательно, что и сейчас можно найти много аналогий в современных комплексах национальной одежды горных мариек и чувашек группы вирьял, - что соответствует этим группам издавна.
Сотрудник отдела хранения
Емелин Е. В.
Презентация PowerPoint с фотографиями (СКАЧАТЬ)
Источники и литература:
[1] Записки Александры Фукс о чувашах и черемисах Казанской губернии [переписка А. А. Фукс с К. Ф. Фуксом]. Казань, типография Императорского Казанского университета, 1840. С. 181-182.
[2] Там же. С. 203.
[3] Молотова Т. Л. Марийский народный костюм. Йошкар-Ола, Марийское книжное издательство, 1992. С. 62
[4] Ягафова Е. А. Формирование и традиционная культура этнотерриториальных групп чувашей в Урало-Поволжье. XVII-начало XX вв. Автореферат. Самара, Сам. гос. пед. ун-т, 2004. С. 27.
[5] Молотова Т. Л. Марийский народный костюм. С. 24, 37, 82-84.
[6] ПМА. 1979, Горномарийский район МАССР.