Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Онлайн покупка

buyticket
«Пушкинская карта»: как и где оформить, кому положена...
pushkincard

Культура для школьн.

kulturadljashkol

Режим работы

Понедельник ̶ выходной;
ВТ-ПТ с 830 до 1700.
СБ, ВС с 830 до 1500.

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

Статьи

Дома с рисунками в Козьмодемьянске, или Город должен знать своих героев

Петру Ивановичу Черепанову посвящается

Известно, что с конца 1960-х годов начал застраиваться новый современный город. Много минуло лет: застроен первый, второй, третий микрорайоны. В домах живут люди, сменяя одно поколение за другим. Но, увы, нет уже тех организаций, которым принадлежит пальма первенства в возведении нового города: ПМК-401, СМУ-8, СМУ-15. Они строили не только дома, но и промышленные, социальные и культурные объекты. Для поколения «некст» стоит расшифровать незнакомые аббревиатуры: ПМК – передвижная механизированная колонна, СМУ – строительно-монтажное управление.

Важно отметить, что несмотря на однотипность проектов жилых домов, они все-таки имели свою индивидуальность. Её придавали рисунки, орнаменты, надписи, выложенные красным кирпичом на белокаменных стенах. Богаты рисунками дома первого, центрального микрорайонов, немало их и во втором и третьем микрорайонах. По воспоминаниям Заслуженного строителя Марийской АССР, Почетного строителя России Галины Ионовны Кочетовой, Виталий Иосифович Романов, будучи первым секретарем Горномарийского райкома КПСС, в годы полномасштабного строительства не разрешал строителям ни один дом сдавать без рисунка.

Рассматривая рисунки на домах, невольно возникает вопрос: а кто же «художник» – создатель эскизов и разработчик проектов рисунков, разложенных на клеточки, по которым строители из красно-белых кирпичей выкладывали картинку.

В ходе сбора материалов к статье выяснилось, что, например, СМУ-15 получала готовый проект, разработанный специалистами «Маригражданпроекта». И рисунки на доме уже были приложены к документации. Об этом говорит Г.И. Кочетова, которая более двух десятилетий возглавляла СМУ-15.

Но все-таки стало известно имя одного творческого, неравнодушного человека, который является автором немалого количества рисунков на каменных домах.

Его имя Петр Иванович Черепанов, чья судьба с конца упомянутых шестидесятых годов, когда и началось строительство нового города, была связана с Козьмодемьянском.

К сожалению, не так много удалось узнать об этом человеке. Не зря же говорят, что все надо делать вовремя.

Петр Иванович родился 12 февраля 1924 года в селе Высоково Кировской области. По воспоминаниям его родных, мечтал стать художником: поступал в Москву в Суриковское училище. Мечте не удалось осуществиться. На плечи его поколения выпала война. В октябре 1942 года 18-летним парнишкой ушел на фронт. Война для возмужавшего лейтенанта закончилась в 47-ом. А потом была мирная, но исковерканная войной жизнь, когда надо было из руин поднимать страну, учиться, создавать семью и растить детей. В 1954 году П.И. Черепанов поступил в Поволжский лесотехнический институт им. М. Горького (ныне Поволжский государственный технологический университет – Волгатех) и, закончив в 1963-ем, получил специальность лесоинженерное дело, стал квалифицированным инженером-технологом. Работал в строительной организации (головном предприятии, к которому относилась наша ПМК-401) в Йошкар-Оле, а затем со второй женой Фаиной Михайловной в конце 1960-х переехал в Козьмодемьянск и стал работать в ПМК-401 прорабом и художником. Вот здесь, по большому счету, прозаическая работа строителя и разбудила в нем нереализованные из-за войны творческие способности. На вновь выстроенных домах и зданиях Козьмодемьянска появились рисунки, разработкой которых и занимался Петр Иванович. Пробой его пера стало оформление здания средней школы №3 (здание построено в 1970 году). С левого торца – выложенный рисунок пионеров – мальчика и девочки, с правого – портрет В.И. Ленина и даты: 1870 – 1970, а на фасаде – известные слова вождя: «Учиться, учиться и учиться – Ленин». Из-за нового пристроя к старому корпусу с правой стороны портрет Ленина уже не виден. Стоит отметить, что, судя по датам, указанным на правом торце, открытие первой современной школы в верхней части города было приурочено к 100-летию вождя.

По немногочисленным сохранившимся рисункам из личного архива П.И. Черепанова можно с уверенностью сказать, что рисунки на доме по адресу ул. Комсомольская, 28б тоже принадлежат его «кисти»: с левого торца дома – устремленный к звездам космонавт, а справа – строители: каменщик и сварщик. Эти рисунки, впрочем, как и все остальные, символичны: это и прославление великой страны, первой в космосе, и дань простому земному человеку-строителю, коим был и сам Петр Иванович, и его коллеги-козьмодемьянцы.

Все хорошо знают дом с олимпийским мишкой (ул. Юбилейная, 3а). Этот символ Олимпиады-80, проходившей в Москве, попал на дом благодаря герою этой статьи. Подтверждение этому рисунок из архива Петра Ивановича.

К сожалению, не удалось найти проекта рисунка «Гагарин», который сейчас украшает дом по Бульвару Космонавтов, 12. Но есть очевидица, которая сохранила в своей пытливой юной памяти макет-рисунок, где «дядя Петя» разложил по кирпичикам портрет космонавта. Даже улыбка получилась та самая, настоящая, гагаринская. Дом бы построен СМУ-8. В ходе разговора с бывшей работницей этой организации Надеждой Васильевной Ивановой, выяснилось, что их организация тоже получала проекты домов от главной организации тех лет «Маригражданпроекта». Тогда можно предположить, что проектировщики могли обращаться за помощью к талантливому художнику из Козьмодемьянска, который как никто другой чувствовал, что должно быть изображено на очередном доме-новостройке. И тогда многие дома, выстроенные, прежде всего до 1982 года, имеют рисунки П.И. Черепанова.

Последние годы жизни после ухода из ПМК-401 Петр Иванович работал преподавателем в ГПТУ-10. Сам себе оформил в резном стиле кабинет, фойе училища, и здесь проявляя нетрадиционный подход к жизни. Он очень любил работать с деревом. В его доме хранится вырезанная милая женская головка. Это образ юной девушки с задумчивыми глазами. И сразу вспоминается рисунок еще одной девушки, с колосками, вплетенными в волосы. Это, по воспоминаниям родственников, нереализованная мечта художника – этот рисунок мог бы украсить еще один из домов Козьмодемьянска.

Говоря о мастере, нельзя не сказать о нем, как о человеке. Добрые, теплые слова были сказаны в его адрес Ниной Борисовной Комаровой, каменщика ПМК-401, которая бок о бок трудилась с П.И. Черепановым. Именно он учил молодежь, как правильно класть кирпичи, создавая настенный рисунок. Нина Борисовна признается в телефонной беседе, что это был очень «тихий, скромный человек, никогда не кричал».

Свои детские воспоминания о Петре Ивановиче оставила и Елена Аркадьевна Гаврилова, которая с семи лет дружила и по сей день дружит с его дочерью Леной – Еленой Ивановной Секретарёвой, личностью тоже творческой и увлеченной. Е.А. Гаврилова рассказывает: «Большой души был Петр Иванович. Познакомилась с ним, когда мне было семь лет. Он был женат на матери моей близкой подруги. Хороший, тонкий человек он был. Когда первый раз пришла к ним в дом, как будто к себе домой пришла. Он встретил меня словами: «О-о-о, как звать-то тебя, девочка? Проходи, чаек пить будем». Помню, в их доме висел портрет играющей на скрипке дочери Лены, но картина Петром Ивановичем не была закончена. А еще он был заядлым рыбаком. А как ушицу из стерлядки готовил! А как рыбу хорошо солил!

Петр Иванович много читал. Приходил с работы, ужинал и читал, читал. Мне всегда говорил: «Ленка, не уходи, поговорим». А я тоже любила читать. Помню, как мы обсуждали «Трех мушкетёров» Дюма. Так книги нас еще больше сдружили. Как к ним в гости не придешь, всё к месту, всегда дядя Петя хорошо встречал. Я у них была как у своих родных. Иногда, бывало, просила его рассказать о войне, а он отвечал, глубоко вздохнув: «Ох, Ленка-Ленка, да чё хоть хорошего в этой войне-то…». На эту тему был очень закрыт. Редко, когда рассиропится».

Хорошего человека не стало 11 мая 1982 года.

Петр Иванович скромно прожил свою жизнь. О нем не кричали газеты, его имя не звучало с высоких трибун советского города. Он просто жил и работал, делая свой город краше. Гости города в последнее время все чаще стали интересоваться современным Козьмодемьянском и отмечать его особенность – дома с рисунками. Руководителем туристско-информационного центра (ТИЦ) Людмилой Ивановной Жировой в настоящее время разрабатывается экскурсия о новом городе, выстроенном с конца 1960-х за почти двадцатилетие. Теперь в рассказе о современном городе прозвучит и имя Петра Ивановича Черепанова, автора многих рисунков на козьмодемьянских домах, которые вызывают неподдельный интерес у гостей города и самих горожан.

Как знать, может в растущем городе появится новый дом, на торце которого, умелыми руками строителей будет выложен образ юной девушки с колосками волос. Ведь мечты должны же сбываться!

Сотрудник музея Татьяна Киреева

01 02 03 04 05 06 07 08-10 09-10 10-3-1960 11-3-1970 12-3 13 14-28 15-28 16 17-3 18 19 20

 
Еще статьи...