Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Режим работы

ПН-ВС с 830 до 1700.

в тур. сезон музеи работают по графику стоянки теплоходов

Музейные программы

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

Статьи

Картина А.М. Волкова «Демьянова уха»

Отрывок из книги «Художественно-исторический музей им. А.В. Григорьева», изданной в Москве в издательстве «Белый город» (2004г.)
Андриан Маркович Волков (1827-1873) родился в Нижнем Новгороде в семье дворовых крестьян. Художник-шестидесятник, талантливый современник Перова, ныне незаслуженно забытый, Волков пользовался большим уважением современников. Его, прирожденного жанриста, причисляли к поколению художников, которые с конца 50-х годов XIX в. ввели в бытовую живопись новое направление – «юмор с оттенком сарказма». Художник обратился к жанру сатиры, первооткрывателем которого в русском изобразительном искусстве являлся П.А. Федотов.
Будучи учеником Академии художеств, А. Волков отказался от библейских и мифологических сюжетов и обратился к темам русской истории, к образам, связанным с литературой, которые были доступны и близки широкому кругу любителей живописи.
В 1857г., участвуя в конкурсе на Вторую золотую медаль, А.М. Волков одновременно с А.А. Поповым пишет картину на сюжет басни И.А. Крылова «Демьянова уха». В ней, по словам современников, типы хозяина, хозяйки и гостя, «вполне русские и живые, невольно привлекали зрителя жизненностью передачи момента». В картине «ярко высказывались его наклонности к комизму и умение схватывать простонародные типы». При обсуждении картин на академическом Совете в протокол было занесено предложение: «больше сделать благородства в двух левых фигурах», - очевидно, они выглядели непривычно. В итоге предпочтение было отдано одноименной картине А.А. Попова, менее отступавшей от требований идеализированного изображения натуры.
К 1857г. относится знакомство А. Волкова с талантливым карикатуристом Н.А. Степановым, который вскоре после появления волковской «Демьяновой ухи» приглашает художника работать в сатирическом альбоме «Знакомые».
Баснописец И.А. Крылов, который «любил, где случай есть, пороки пощипать» и всегда остро реагировал на негативные проявления российской действительности, не мог не привлечь внимание художника. В данном случае живописец иронизирует по поводу нездорового гостеприимства, когда гостя во что бы то ни стало надо накормить «досыта, до отвала».
Картина поступила из Москвы в сентябре 1925г. из коллекции Румянцевского музея. В 1997г. была отреставрирована в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря (реставратор А.А. Караулова).

Сотрудник музея Татьяна Киреева.

volkov
А.М. Волков. Демьянова уха. 1856. х.,м.

 
Еще статьи...