Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Режим работы

ВТ-ВС с 830 до 1700.
ПН–выходной день.

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

Статьи

К 220 –летию со дня рождения А.С.Пушкина.

Дворики или Зов утраченных деревень.

«Дорожные жалобы». Это название одного из стихотворений поэта всех времён и поколений Александра Сергеевича Пушкина. Не случайно оно попалось мне на глаза именно сейчас, когда я планировала экспедицию по местам пребывания русского поэта А.С.Пушкина в бывшем Козьмодемьянском уезде. Услышать это стихотворение, прочтенное голосом, выходящим из самого сердца почитателя поэта Олега Морозюка, на вершине высокого холма, близ которого проезжал почти два века назад сам Александр Сергееевич, было столь же неожиданно, сколь и уместно.

Дороги… Самая популярная и доступная связь губерний, уездов, городов, сел и деревень прошлых лет – это сухопутные дороги. Они, как редкое кружево, покрывали нашу Русь от границы до границы. Тракт, по которому следовал великий поэт в 1833 году, пересекал границу Нижегородской и Казанской губернии. На территории Козьмодемьян-ского уезда Александр Сергеевич Пушкин проехал, вероятно, вдоль деревни Емангаши и далее следовал в деревню Дворики.

Дворики ("Кывервуй") расположена на левом берегу р. Сумка в 1 км от села Емангаши. Марийское название состоит из слов "кывер" - "мост" и "вуй" - "голова". Другое марийское название "Станлап", что в переводе означает "стоянка в низине". Свое название деревня получила от постоялых дворов, построенных рядом с д. Емангаши. В этих дворах размещалась ямская станция, где меняли лошадей. Здесь находились почтовая станция, казенный и этапный дома для "ссыльных арестантов" и колодников, направляемых в Сибирь. Постоянное население этой деревни было представлено в основном русскими ямщиками, занятыми ямской гоньбой по перевозке почты, казенного груза, чиновников и арестантов.

«Поэт в путешествии никогда не дожидался на станциях, пока заложат лошадей, а шел по дороге вперед и, не пропуская ни одного встречного мужика или бабы, чтобы не потолковать с ними о хозяйстве, о семье, о нуждах, особенно любил вмешиваться в разговоры рабочих артелей», - вспоминала В.А. Нащокина.

То место, где раньше была деревня с поэтичным названием Дворики, сегодня ничем не отличается от прилежащих территорий. Лишь наше бунтующее воображение рисует образы покосившихся домиков на месте пустующих жилищных углублений… Мы долго бродили вдоль «нарисованных» Двориков, пытаясь ощутить дуновения прошлого да ненароком ступить на оставленный Пушкиным след…

… Далее дорога заворачивает к небольшому мостику через реку Сумку и ямщик везет своего знатного пассажира в деревню Актушево, пересекая границу Казанской и Нижегородской губерний, обозначенной пограничным столбом… Наша экспедиция, в составе которой активатор движения научный секретарь Козьмодемьянского музейного комплекса В.Л.Шерстнев, корреспондент городской газеты и пушкиновед О.В. Морозюк, инженер завода «Потенциал» И.Н.Шерстнева и я, организатор экспедиции, следуем за ними.

Актушевский межевой столб является историческим раритетом. Это один из двух доживших до наших дней пограничных столбов на территории России. Четырехгранный, с гербами губерний, с российским двуглавым орлом на конце, возвышается он на ровной площадке выступающего вперед холма. Под едва уловимый колокольный перезвон Сумкинской церкви, единственный настоящий свидетель истории, видевший со своей смотровой площадки всех и всё, происходящее вокруг, до сих пор несёт свою почетную службу.

Спускаемся к еще одному мостику через извивающуюся между холмами и березами речку с названием Сухолида. На нашем пути горы сменяют низины. Находим чудом сохранившееся бревно, выступающее из горы, напоминающее о том, что дорога, по которой следовал А.В.Пушкин на почтовой карете, проходила левее действующего ныне старенького мостика. Если бы не наш добровольный проводник - историк Н.Е.Андрианов, житель деревни Актушево, вряд ли бы мы сами нашли столько значимых мест и интересных находок. В прежние далекие времена деревня Актушево была известна производством кирпичей, в каждом доме был свой «завод». Одну из таких печей, вернее её местонахождение и остаток стенки печи, где раньше обжигали кирпичи ручной работы, показал нам Нестор Егорович.

Довольно широкая улица в Актушево еще раз подтверждает, что здесь проходила одна из самых важных и значимых дорог 19 века. К ней в разных местах и с разных сторон присоединялись другие не менее важные дороги, от чего в народе этот тракт называли по-разному: «Владимирка», «Кандальная дорога», Московский тракт, Екатерининский тракт, Сибирский тракт…

Сибирский тракт был самой длинной в мире сухопутной дорогой, но при всей своей длине это был наиболее короткий путь, связавший восточные окраины Российского государства с центром. По тракту шёл весь поток торговых перевозок из России в Сибирь, Китай и обратно. Дорогой пользовались не только путешественники, по ней гнали в Сибирь каторжан. Тогда существовало правило: сколько кандальников вступало на этап, столько и должно было прийти в Сибирь. Если каторжник умирал, его тащили товарищи по несчастью. Отсюда появилось выражение «привести живым или мертвым». Если кто-то из осужденных умудрялся бежать, вместо него могли схватить подходящего простолюдина в деревне. Поэтому, едва заслышав звон кандалов, мужики прятались от греха подальше. Только сердобольные женщины выносили на дорогу хлеб и картошку…

В основном Сибирский тракт – это грунтовая дорога. Но на территории Марийского края было много низких мест, и поэтому дорогу укрепляли бревнами, кое-где их клали плашмя, скрепляя между собой, а кое-где в землю вбивали дубовые чурбаки торцом вверх. Такая дорога называлась «Торцовка». Частично в некоторых местах деревни Актушево сохранилась булыжная дорога, да поросль тех давних березок, которые на правах неотъемлимой части старинной дороги сопровождали почти все проезжие значимые пути нашей губернии.

…Ямщицкая повозка скрывается из виду, увозя великого поэта Александра Сергеевича Пушкина за новым историческим материалом о движении Емельяна Пугачева и его отряда, продолжая путь в направлении околотка Виловатый Враг, расположенного в километре от села Виловатово…

Всего 63 версты 491 сажень (т.е. 68 км) дороги, по которой проехал редкого дара поэт, сделали наш бывший Козьмодемьянский уезд частью историко-культурного ландшафта Республики Марий Эл.

Пройдя путь следования великого литератора по старинным картам данной территории, мне не сложно представить, как в 1833 году, проезжая по нашим необыкновенным дорогам с многочисленными малыми речками и некрепкими мостами, по горам и низинам, Александр Сергеевич мысленно (а может и вслух?) читал свои стихи:

Долго ль мне гулять на свете,
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?

Не в наследственной берлоге,
Не средь отческих могил,
На большой мне, знать, дороге,
Умереть господь судил,

На каменьях под копытом,
На горе под колесом,
Иль во рву, водой размытом,
Под разобранным мостом…

Старший научный сотрудник отдела хранения и учета
Козьмодемьянского музейного комплекса
Новосёлова Елена Михайловна.

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://www.kmkmuzey.ru/2014-05-21-06-40-56/articles?start=4#sigProId7cb794c02d

 
Еще статьи...