Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Режим работы

ПН-ВС с 830 до 1700.

в тур. сезон музеи работают по графику стоянки теплоходов

Музейные программы

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

Статьи

Народная песня в экскурсионной деятельности этнографического музея им. В.И. Романова

narpesn1

Этнографические музеи являются памятниками материального и явлений нематериального наследия, стимулируют поддержание культурных, этнических, религиозных традиций и обрядов, национальных ремесел и промыслов. Таким образом, они приносят не только финансовую прибыль, но и неоценимый вклад в дело сохранения историко-культурного потенциала человечества.

Фонды этнографического музея им. В.И. Романова рассматриваются как документальные свидетельства истории жителей Поволжья, а так же - это фундамент деятельности музея. Отражающаяся среда в экспозициях – это одна из главных задач обращения к предметному миру, традициям и обрядам народа мари. Музейный предмет в традиционной культуре не исчерпывается видимой человеческой сутью, то есть своей материальностью, а является неотъемлемой частью духовного пространства.

Динамика современной жизни диктует необходимость поиска новых подходов в осмыслении важнейших проблем культуры. В практике этнографического музея Козьмодемьянского Музейного Комплекса особое внимание уделяется народной песне, т.е - фольклору. Фольклор как неотъемлемая часть народной культуры, имел огромное значение в духовной жизни народа на протяжении всей его истории. Несёт в себе огромную информацию языкового, этнографического, исторического характера. Известно, что фольклор и этнография в плане отражения народной культуры не отделимы. Фольклор – явление всегда и везде одновременно и бытовое, и художественное, а музей вводит человека в мир особой художественной реальности, где нарушаются привычные стереотипы повседневной жизни, он способен создать оптимальные условия для развития творческого потенциала личности. Последнее десятилетие характеризуется ростом интереса приезжих туристов к национальной культуре: традициям, обрядам и т д. Одним из основных этнических признаков является фольклор, в котором воплотились традиции, обряды, костюм, культура, раскрывается национальный колорит горномарийского народа. Сотрудники этнографического музея пришли к выводу, что потенциал сотрудников и творческий подход коллектива к экскурсионной деятельности с использованием фольклора дает возможность повысить уровень обслуживания и посещаемости, а также пополнение внебюджетных средств в Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс. Целевая установка фольклоризации и оживления объектов музея позволяет воссоздать картину естественной жизни традиционного народного творчества и быта, сделать данную экскурсию подлинно массовой. Вовлекая посетителей в активную деятельность, «погружая» их в атмосферу прошлого, сотрудники способствуют формированию этнического самосознания, исторического мышления у людей.

Народная мудрость гласит, что музыка - это язык человеческой души. Народные песни – это душа народа, её особенность. Я промолчу – песня расскажет, песня не скажет – мелодия подскажет. Что словами невозможно описать, то песня до вашей души донесёт. Народ на протяжении многих столетий своей тяжёлой истории создавал интересные, своеобразные, самобытные песни. В песни он вкладывал всю свою душу, житейскую мудрость, в них он выражал чаяния и надежды и оплакивал свою судьбу. Характерная особенность горномарийских песен - мягкость, задушевность и мелодичность. Песни поют тогда, когда в них есть душевная потребность. Они поют в праздники и в будни, во время трудового процесса, хором и в одиночку. В народно-песенном творчестве с древних времён преобладало множество различных подразделений. Это семейные, сиротские, гостевые, песни-раздумья. рекрутские, военные и послевоенные, трудовые, праздничные и обрядовые, протяжно-лирические песни, близкие к плачам, любовные, свадебные.

Народные песни выступают и как средство воспитания детей. Дети, слушая песни, усваивают их содержание, мелодии, сами начинают петь, через них происходит художественное развитие личности, формирование национальной духовности. Самым первым средством воспитания, являлась колыбельная песня, содержащая ценную информацию о жизни, природе, человеческом обществе, идею гармонии маленького человека с окружающим его миром.

narpesn2

Колыбельные песни:

Тьоп, тьоп, тьопика.

Изи Тьопа папалта.
Кого тьопа мадаш кен.

Разрозненный на отдельные этнические группы, марийский народ вплоть до середины XVI века находился то под властью булгар, то под властью монголов, то под владычеством татар, и только во второй половине XVIвека, после падения Казанского ханства, марийские племена объединились в одну народность и навсегда связали свою судьбу с русским народом. С этого времени объединённые этнические группы марийского племени, ранее ограничивавшие понятие о родине пределами родовых сельбищ, стали связывать идеи патриотизма с судьбой всей России.

Патриотические песни:

Сола лоэт дон кеаш яжо, пуры эдем тыл соты дон.
Ыдыр курымым ылаш яжо, яратым млоецет солаштет гын.

Когда, скажем, мариец–солдат уходил с царским войском на войну за пределы Российского государства, он тосковал по России – родной стране. Мариец знал, что служить родине – это значит служить своему народу. Царская солдатчина – это горе в дому у марийца, неудержимый плач, как по умершему. И недаром в рекрутских песнях часто встречается в виде рефрена всегда стоящее в конце строки слово “остаются” Этим словом подчёркивается горечь юноши, который, уходя на царскую службу, на войну, оставляет навсегда всё самое дорогое ему, т.к. он или сложит голову во имя интересов богачей, или от постоянной тоски по дому, от палочной дисциплины умрёт в казарме до окончания службы. А уж если вернётся, то через много (25) лет, - седой, старый, хилый, не способный к трудной крестьянской работе.

Рекрутские песни:

Выдшы йога, сиржы кодеш – 2

Мажы кена, йалжы кодыт. -2

Шачашыжы шачынна -2

Ик пыжашыштыш (кек) игы ганьок – 2

Кушкашыжы кушкынна – 2

Ик тышкаштыш шуды ганьок – 2

Выдшы йога, сиржы кодеш – 2

Мажы кена, йалжы кодыт.- 2
Судьба народа в период Великой Отечественной войны была очень сложной, людям приходилось выживать. Солдаты остро нуждались в духовной поддержке.

Военные песни:

Клова валган соты пылгом, мор выд валган жеражат.

Ныны доцын носовикет ак айырлы изишат.

Ылын тыды ик тыр вадын тылзы сотан садышты.

Кидем цат тынам кычышыц да тынам подарышыц.

Нал тынь маньыц да перегы походвлашты, бойыштат

Ит монды тынь шаныметым ашындары хоть- кыштат.

Хоть атакыш мыньы кеем, хоть окопышты киэм,
Яратымы тынь, ыдырем, со вет ылат ашыштем.

Решение отца – закон, решение мужа – закон. Горе женщине, которая осмелилась прямо выразить своё недовольство. Муж мог поставить жену на колени и заставить целовать свои обшарпанные лапти, или злобствуя, повыдергать у неё “полтора аршина волос”. Трагическая судьба марийской женщины запечатлена в песнях о женской доле.

Песни покорности судьбе:

Атятын садвичыштет олмаву вуйыштет шыжвыкет шишкалтен шынзалта. -2
Шыжвык викшы пиш тошна да айырлен кемет ой ак шо. -2

Сиротские песни:

Салым сола покшалнет лаштра тумет шалга. -2
Ати манын мишымат, эргем толок ыш ман. -2

С рассвета до заката в прошлом крестьяне были заняты работой. Чтобы облегчить и украсить трудоёмкий процесс, старались в работе использовать трудовые песни.

narpesn3
narpesn4

Трудовые песни:

1песня: Тынь ик сирышты – мынь вес сирышты шылтик шолтик туле юк – 2

2песня:Шик – шик, шика – вика, вырти – вырти, варасика, уала. -2
Они виса, тама виса, песеральски егора. - 2

Песни праздничные, гостевые, свадебные и предсвадебные воспитывали мораль взаимных и семейно-брачных отношений между людьми.

narpesn5

Праздничные обрядовые песни:

1песня:Цынгыри – цонгыри царка йук, хоза йукта ма йуна.
Хоза йукта ма йуна-а-а, эче шуда толына.

2песня:Кызытшы гынь, кызытшы гынь шигол кагыль ылыда. -2
Ма вес гана толмашешна кырыш кагыль ида ли.

narpesn6

Предсвадебные и свадебные песни:

1песня:   Ларт, ларт лыдыжы йар йыр сарналеш

Ларт, ларт лыдыжы йар йыр сарналеш

Кышакен пыжашыжым оптышаш манеш

Кышакен пыжашыжым оптышаш манеш.

2песня:     Теве лактеш арваты арваты сага армары. - 2
Сыкырым ыштен ак мышты куштен – мырен вел мошта. – 2

В самом деле. Если бы у народа мари не было поэтически одарённых людей, кто бы стал сочинять те прекрасные песни, которые дошли до нас, пусть грустные, пусть иногда горькие, но всегда подлинно поэтические. В народно-песенном творчестве марийцев с древних времён преобладали протяжно-лирические песни.

narpesn7
narpesn8

Любовные песни:

1песня:   Кечет олен улык вала кеквла сусун мыралтат.

Ти вереман ик тыр вадын ышыштемжы тынь ылат. - 2

2песня:     Кывер вылвал каштажым тавар донок роэвы,

Кывер вылвал каштажым тавар донок роэвы.

Луат шым иаш ыдыржы дон пряник пукшен попевы
Луат шым иаш ыдыржы дон пряник пукшен попевы.

Современные песни:

Кырык сир муландем со яратем, тышты мыньы шачыын кушкынам.

Тышты монам ышке яратымашем, сек пытари тангем ужынам.

Припев: Кого Йыл йогалта лыжге ладнан,

Тыдын док талаша Йынгы выд.

Кырык сир дон нена коктын мадын,
Пурын анжен, икты – весы вык.

Как реки марийского края, вливаясь в Волгу, делают её полноводной, так и наша сплочённая культура приумножает его мощь и духовное богатство. Культура горномарийского народа процветает с помощью кропотливого труда музейщиков и культработников. Дальнейшее развитие музея им. В.И. Романова - единственная возможность сохранения уникальных памятников народного зодчества и воссоздания традиционного быта. Перспективы развития музея - это формирование музейной этнографической игровой площадки и новых экспозиций для развития музея как культурного и коммуникационного центра, как зоны открытого общения. В дальнейшем это усилит привлекательность музея, что увеличит его посещаемость.

narpesn9

Старший научный сотрудник отдела учёта Этнографического музея
под открытым небом им.В.И.Романова Павлова А.Я.

 
Еще статьи...