Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Режим работы

ПН – выходной.
ВТ-ВС с 830 до 1700.

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

Статьи

Московский почтовый тракт

(«Владимирка», Екатерининский тракт, «Кандальная дорога»)

Длина Московского тракта в ХIХ веке, в границах Козьмодемьянского уезда, составляла 63 версты 491 сажень (68 км.) и проходил через Емангаши, Виловатый Враг (Виловатово), Кожважи, Старые Сундыри (Большой Сундырь).

mostrakt1
Выкопировка из карты Козьмодемьянского уезда Казанской губернии 1821 года

Обслуживали Московский тракт в плане перевозок и козьмодемьянские ямщики. В 1600 году в г.Козьмодемьянске упоминается ямщики: Сава Рубачев, Фома Ботоногов, Тимофей Ярославцев. В 1620 году было уже 11 ямских охотников. В 1709 в ямской слободе г.Козьмодемьянска числилось 100 ямщиков, а в 1783 году было уже их 800 человек. Более или менее постоянное направление дороги получили в конце ХVII в. и тогда же была определена ширина дорог: трехсаженная для больших и проездных дорог и двухсаженная для прочих.

По закону 24 марта 1833 года все дороги разделили на 5 классов:

1. Дороги государственные.

2. Дороги больших сообщений.

3. Дороги обыкновенных почтовых сообщений из губернии в губернию.

4. Дороги уездные - торговые.

5. Дороги сельские и полевые.

Все дороги 1 класса было решено шоссировать, покрывать камнем. Дороги 2 класса решили шоссировать исподволь. Мосты каменные и чугунные на дорогах делать тоже исподволь и не роскошные.

Дорога от Нижнего Новгорода до Казани относилась к 3 классу и была грунтовой. Но отдельные участки ее особенно на подъеме выстилали камнем. Сохранился участок шоссированной дороги возле деревни Актушево и Емангаши.

mostrakt2 
Фото фрагмента московского тракта возле деревни Актушево

Всего по Казанской губернии числилось дорог с каменным покрытием в 1864 году 79,498 верст (69,33 км.) и грунтовых 2281,248 верст (4859 км) .

За состоянием Московского тракта следили местные власти. Так в 1724 Камер-коллегия предложила, чтобы «мужики которые живут в деревнях у дорог должны их чинить. Велеть ставить по шведскому обыкновению по обе стороны столбики маленькие с подписями которому селу от которого места, до которого дорогу починять». Кроме того царь Петр 1 в свое время указал:

1. Установить по верстам дорог на перекрестках руки с подписью, куда которая ведет.

2. На местах всякого уезда, где уезд от уезда разделяется поставить губернаторам на казенные деньги каменные плоские столбы с высеченною подписью на тех столбах».

По тракту ездить и ходить было небезопасно из-за разбойных людей. Имеется несколько таких фактов, зафиксированных в архивах. Так 23 августа 1833 года на Московском тракте на границе Чебоксарского уезда неизвестными тремя чувашами» были сделаны побойства» крестьянину Родиону Козмину и отняты у него деньги в сумме 97 руб. и вещи.

В 1854 году серьезно занимались ремонтом мостов по тракту. Все они числились под своими номерами, и насчитывалось их 11.1-мост через Крутой овраг и ручей Поктаев на 2 версте от Емангашской станции. 2 мост находился через   ручей Мамалаев на той же версте. 3 мост с ледорезами был построен через речку Большую Юнгу на 11 версте от Емангаш,4 мост- через овраг Малгозер, 7 –через речку Кожвашку, 8-через Сухой овраг, 9 через речку Сундырку, 10-через Кинярку. 11-через овраг близ Старосундырской станции.

Производитель работ губернский архитекторский помощник Жайворонков сообщал, что подрядчик купеческий сын Петр Масленников окончил постройку мостов через Кинярку на 23 версте от Виловатовражской станции, к Сундырю через Кожважку и через Сундырку. Через 30 лет в 1885 году через ключ Поктаев вместо моста устраивается каменная труба под насыпью. Работу проводил подрядчик Моросин Л. Т. Однако, земская управа указала

ему на плохое исполнение работ и с него удержала 10% от суммы в 946 рублей. Доделывали трубу крестьяне деревни Актушево Василий Ильин, Сильвестр Андреев, Алексей Афанасьев и Николай Васильев.

Первоначально тракт из Нижнего Новгорода в Казань проходил через д. Копань, с.Троицкий посад, д. Болониха и со стороны третьего микрорайона входил в город Козьмодемьянск. Из города с ямской слободы следовал по заливным лугам, в настоящее время затопленными Чебоксарской ГЭС. С заливных лугов вдоль реки Волга тракт поднимался в гору в близи населенного пункта Токари, проследовав до с.Большой Сундырь далее из город Чебоксары до Казани. Этот путь мы с вами можем проследить по старинной карте Козьмодемьянского уезда Казанской губернии 1792 года.

В начале ХIХ века Московский почтовый тракт стал проходить с востока на запад в 23 верстах к югу от г. Козьмодемьянска.

Причинами могло послужить, что днем и ночью, круглый год по тракту непрерывной цепью потянулись обозы. А также тракт (дорога) ниже г.Козьмодемьянска вдоль реки Волга по заливным лугам по погодным условиям возможно сдерживало растущую потребность в перемещении.

mostrakt3
Выкопировка из карты Козьмодемьянского уезда Казанской губернии 1792 года

В настоящее время Московский тракт проходит по прямой в 34 км. к югу от г.Козьмодемьянска.

В статье использовались архивные записи А.В.Муравьева и архивные материалы с интернета.

В.Л. Шерстнев, ученый секретарь МУ «Козьмодемьянский музейный комплекс»
А.Д. Стешин, специалист по сохранности объектов культурного наследия.

 
Еще статьи...