Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Режим работы

ВТ-ВС с 830 до 1700.
ПН–выходной день.

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

Статьи

Эпизоды военной истории в картинах Козьмодемьянского художественно-исторического музея

Жизнь человека всегда находила свое отражение в изобразительном искусстве, начиная с того времени, как он научился держать в руках камень, позволяющий рисовать линии. Благодаря этим навыкам, мы можем судить о развитии человеческого рода с далеких времён. Тяга к рисованию была такой же важной необходимостью у людей, как тяга к изобретательству, медицине, науке, строительству, фотографии, военному делу…Все эти и другие направления развития человечества неоднократно отражены на многих первобытных рисунках (копья, посуда, одежда…) и исторических полотнах великих мастеров живописи (военные баталии, открытия, портреты известных людей...).

Козьмодемьянск, небольшой городок на Волге, за свою многовековую историю видел немалое количество войн разного характера и масштаба. Они отражены в исторических справках и документах, находящихся в художественно-историческом музее им. А.В.Григорьева.

Тему военной истории раскрывали на своих полотнах художники всех времен и поколений. Что касается Поволжья, а еще конкретнее, нашей республики, нашего города, то и сейчас в экспозиции музея на первом этаже висит на стене работа ленинградского художника Георгия Михайловича Осокина «Акпарс», раскрывающая тему военно-стратегического решения взятия неприступной Казани войсками Ивана Грозного при непосредственном участии марийских воинов и их лидера Акпарса…

В творчестве этого художника можно найти отражение военных событий далекого прошлого поволжского городка: участие мари в восстании Степана Разина, картина - «Степан Разин», живописная работа «Марийцы в отряде Пугачева», «Провозглашение Советской власти в Козьмодемьянске». Тема войны затронута на работах художников Платунова М.Г «Ленинград в блокаде» (бумага, темпера,1942г.), Пландина И.М. - «Вернулся с фронта» (1944г) и на полотнах других художников.

В декабре 1790 года в ходе русско-турецкой войны была взята неприступная крепость Измаил. В картинной галерее музея есть работа, красочно демонстрирующая этот исторический момент «Взятия крепости Измаил» художника А.В. Русина (1926 г.р), написана работа в 1953г.( х. м.).

События военных действий показал на своей картине (эскиз) «Фронтовая дорога» художник Бабасюк Николай Лукич (1914 г.р.), «Партизан» Великой отечественной войны представлен на полотне Георгия Осокина… В фондах музея имеется графические работы Непринцева Юрия Михайловича, правдиво напоминающие о тяжелых событиях военного времени «В блокадном Ленинграде» и «Фронтовая остановка».

В Козьмодемьянском художественно-историческом музее военная тема освящается на постоянной основе: как в экспозиции, посвященной военным событиям Великой отечественной войны, так и на полотнах известных художников.

Один из таких художников – известный реставратор Анатолий Владимирович Трескин. Имя Анатолия Владимировича  вспоминается с особым уважением и благодарностью – за боевой подвиг и за чудо возрождения выдающихся творений отечественного искусства, разрушенных врагом в военные годы, и Павловского дворца – прежде всего.

Среди выдающихся мастеров ленинградской школы реставрации Анатолий Владимирович Трескин (1905 – 1986) занимает место в числе первых. Русский художник. Народный художник РСФСР. Лауреат Государственной премии. Обладатель Золотой медали Академии художеств. 
Анатолий Трескин родился в 1905 году в Ленинграде. Талант художника проявился еще в детстве. Желание научиться профессионально рисовать привело его в Ленинградский художественно-промышленный техникум при ВХУТЕИНе. Его учителями были талантливые педагоги В. Н. Кучумов, В. А. Кузнецов и Д. И. Киплик, принадлежавшие к удивительному поколению мастеров ленинградской школы живописи. Он очень гордился своей профессией художника монументальной живописи и еще во время учебы на четвертом курсе под руководством с Д. И. Киплинга реставрировал плафон в Малом зале Консерватории. В 1930-е годы участвовал в реставрации Строгановского, Шуваловского, Юсуповского дворцов в Петербурге, в галерее Гонзага в Павловске. В те же годы оформлял интерьеры дворцов культуры, санаториев, домов отдыха.

А. Трескин расписывал стены по заданной тематике, но всегда вносил в композицию творческое начало. В 1935 году он делает ряд живописных панно в Аничковом дворце по госзаказу.

В годы войны А. В. Трескин не расставался с творчеством, работал художником Балтийского флота во время блокады. «Всё для фронта, всё для победы!» – с этим боевым настроением он и его коллеги по кисти создавали плакаты, листовки, портреты героев войны. Наряду с портретами А. Трескин делал многочисленные натурные зарисовки и писал картины на военную тематику: «Снайпер на подступах к Ленинграду», «Партизаны», «Герои Ленинграда», «Возьмите!», «Портрет красноармейца». Характер работ, почти документальных по содержанию, передает отношение автора к происходящим событиям. Его главная задача – правдиво рассказать современникам и потомкам о мужестве защитников Ленинграда.

После войны Трескин возвратился к реставрационной деятельности, принимал участие в восстановительных живописных работах в Мариинском и Михайловском театрах, в залах Эрмитажа и Русского музея, в интерьерах дворцов Ораниенбаума и Царского села, выезжал реставрировать храмы в Великий Новгород. В 1950-1970 годах руководил работами по реставрации росписей Павловского дворца.

А. В. Трескин был талантливым живописцем и мастером рисунка, виртуозно владел не только кистью, но и карандашом. Среди его работ много пейзажей природы, в которых он раскрывается как тонкий лирик, передающий свое впечатление от натуры через богатую палитру красок. Его вдохновлял любой, пусть даже будничный мотив, в котором он находил гармонию и естественную красоту. Натюрморты А. Трескина близки живописи малым голландцам. Мастерство кисти художника  проявляется в блестящей композиции, в умении передать сложную фактуру предметов. В колорите и композиционном решении станковых произведений художника Трескина Анатолия Владимировича просматривается влияние живописи мастеров прошлых веков.

В экспозиции нашего музея находятся две работы Анатолия «Котовцы. Купание коней» (1936г) и «Поколение победителей».

«Купание коней» - довольно популярная тема у художников для написания картин. Известны живописные работы с изображением коней Аркадия Александровича Пластова, Кузьмы Сергеевича Петрова – Водкина, Валентина Серова и многих других. Эта тема какой-то неведомой силой связывает на полотнах художников мир людей и животных, делая этот мир добрым, чистым, одухотворенным.

На полотне Анатолия Владимировича «Купание коней» мы видим хорошо сложенных бойцов Красной армии, по ощущениям, даже больше радовавшихся воде, чем их четвероногие помощники. Бойцы, как на подбор, бравые, крепкие, отчаянные.

Другая работа Анатолия Владимировича «Поколение победителей», находится в постоянной экспозиции центрального зала картинной галереи. Казалось бы, спокойная обстановка на полотне, все действующие герои картины сидят, улыбаются, радуются детям, обнимают стариков. И лишь медали и ордена на груди вернувшегося с войны командира, да устремленный далеко вперед взгляд самого старшего члена семьи, беззвучно говорящий о тяжело прожитых годах жестокой войны с немецким захватчиком и накопившейся за эти годы усталости, о том, сколько ещё нужно сил, чтобы восстановить разрушенную врагом страну, возвращают нас, сегодняшних, в далекое военное время. В нашей памяти молниеносно, не так, как было на самом деле, всплывают и сменяют один за другим событийные моменты военно-полевых битв, поражений и побед. И эта картина, как результат боевых сражений, итог неимоверных усилий советского народа, народа-победителя, сплоченного одной великой целью - миром на Земле, играет важную роль в патриотическом воспитании последующих поколений. Новостройка и проходящая на заднем плане картины разноцветная радуга усиливает эмоциональное восприятие картины, помогает понять значимость происшедших событий военного периода.

Название картины «Поколение победителей» полностью соответствует живописному рассказу художника, ведь так или иначе война коснулась каждого изображенного на картине персонажа, лицо которого - есть собирательный образ человека его поколения.

Творчество Анатолия Владимировича Трескина многогранно, в нем есть жизнеутверждающее начало и нотки патриотизма, и желание нести своим искусством добро. Отрадно, что с творчеством этого талантливого художника можно познакомиться в Козьмодемьянском художественно-историческом музее им. А.В.Григорьева, дающем возможность каждому посетителю коснуться эпизодов военной истории России.

Старший научный сотрудник отдела хранения и учета
Новосёлова Елена Михайловна.

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://www.kmkmuzey.ru/2014-05-21-06-40-56/articles?start=10#sigProId7b63fe9cdf

 
Еще статьи...