Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Онлайн покупка

buyticket
«Пушкинская карта»: как и где оформить, кому положена...
pushkincard

Культура для школьн.

kulturadljashkol

Режим работы

ПНвыходной день.
ВТ-ПТ с 830 до 1700.
СБ-ВС с 830 до 1500.

Яндекс.Метрика

АРХИТЕКТУРА СМОЛЕНСКОГО СОБОРА

К 150-летию со дня основания

Стиль, названный современниками «русско-византийским», стал одним из характерных явлений русской архитектуры XIX века. Он выражал поиски нового направления в зодчестве, которое отталкивалось бы от национальной средневековой традиции (по В.Г. Лисовскому) и соответствовало известной триаде «Православие, самодержавие, народность». Стиль, наиболее известный по Храму Христа Спасителя в Москве, широко распространился по всей России. В рамках этого направления следует рассматривать и архитектуру Смоленского собора Козьмодемьянска.

image

Согласно проекту, составленному казанским архитектором Николаем Ивановичем Грицевичем, здание собора предусматривалось симметричным, незначительно вытянутым в направлении «восток–запад». Основа пространственного построения – крестово-купольная композиция. Здание, как и другие постройки «русско-византийского» стиля, не было в строгом понимании полной репликой древнерусской архитектурной традиции. В нем хорошо ощущалась основа в духе предыдущего стиля – классицизма, выраженная в подчеркнутой монументальности, статичности, умеренном декоре графичного рисунка. С этой основой гармонично соединилась национальная составляющая, проявившаяся, прежде всего, в надкарнизном ярусе. Отдельные прясла стен, то заглубленные, то выступающие, логично завершены закомарами (по возобновленному данным стилем свойству «правдивости архитектуры» каждая закомара отвечает конкретному внутреннему своду). Над закомарами вырастает традиционное русское «луковичное» пятиглавие. Тяжеловесный характер глав, словно готовых «раздавить» стоящие под ними своды, неожиданно разрешается удачно найденным приемом: каждая боковая глава становится своего рода сквозной «сенью» благодаря пронизывающим ее перекрестно арочным проемам. Центральный крупный барабан пятиглавия опоясан рядом арочных окон, обведенных по верху сплошным аркатурным поясом.

Под стать монументальному объему и крупный декор, контрастно проявленный белым цветом на фоне краснокирпичных стен. Он представлен круглыми медальонами в закомарах, изящными обводками высоких арочных окон с «перехватами» и сильно профилированными угловыми пилястрами с раскреповками по опоясывающему всё здание фризу. Последние выдают почерк Н.И. Грицевича, так как подобные детали мы встречаем на другой работе зодчего – казанской часовне во имя св. Александры Римской 1868 года. Цокольный ярус (условный, выделенный на стенах только снаружи), наоборот, оформлен деталями красного цвета на общем белом фоне. Прежде всего, это контурные изображения крестов, вписанные в прямоугольники.

План здания выглядит компактным. Единое пространство включает помещение собственно храма и алтарную часть, узнаваемую по закругленным углам на стыках восточной стены с соседними стенами. Центральный барабан и подпружные арки поддерживаются шестью столпами. Столпы в сечении сложной формы, углы четырех из них, обращенные в подкупольное пространство, скошены.

Несмотря на крупность окон в здании, нельзя сказать, что интерьер его наполнен светом. Возможно, это вызвано тем, что окна расположены в один ярус на достаточно большой высоте. Вольно или невольно, но это работает на ощущение средневековости интерьера, которую хотели получить зодчие «русско-византийского» стиля, стремясь уйти от ассоциаций с дворцовой архитектурой некоторых классицистических храмов.

Притвор отделен от основного помещения сплошной стеной и по проекту выдавался ризалитом в западную сторону. Позже к нему справа и слева пристроили дополнительные невысокие помещения. Над притвором могла бы стоять колокольня, но это нарушило бы восприятие ясной и четкой композиции здания собора, и мы знаем, что архитекторы данного стилевого направления избегали включать колокольню в общий объем. Вопрос о колокольном звоне в случае козьмодемьянского Смоленского собора, пожалуй, не был актуальным. В данном храмовом ансамбле уже присутствовала отдельно стоявшая колокольня постройки 1838 года. Внешний вид ныне существующей колокольни, возведенной в наше время взамен утраченной, решен с применением тех же выразительных средств, что и у здания собора, только в немного уменьшенном масштабе. Это подчеркивает подчиненный характер колокольни по отношению к собору.

С окончанием строительства в 1872 году козьмодемьянцы получили храмовый комплекс иного уровня, чем прежде строились в приходах города. Необходимо также учесть, что новый собор в позапрошлом веке не был так затеснен соседней застройкой, как в наше время и, скорее всего, выглядел более величественно, чем сейчас. Неудивительно, что облик собора, отмеченный современниками как самый «благолепный» в сравнении с другими церквями, тут же обратил на себя всеобщее внимание. Вкупе с такими прозаическими причинами, как малочисленность прихожан и скудость средств на содержание причта прежнего кафедрального храма, данное обстоятельство могло повлиять на принятое вскоре после строительства решение утвердить Смоленскую церковь в качестве соборной.

Попов Вадим Алексеевич,
Зав. лабораторией кафедры деревообрабатывающих производств
Поволжского государственного технологического университета (Волгатех) г.Йошкар-Ола. .

Платформа Обратной Связи (подать обращение)

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Оценка организации

qrcode-ratingОцените организацию МУ «Козьмодемьянский музейный комплекс», пройдя анкетирование на сайте bus.gov.ru (Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях).

Авторизация через сайт Госуслуги; опрос можно пройти анонимно.