Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Онлайн покупка

buyticket
«Пушкинская карта»: как и где оформить, кому положена...
pushkincard

Культура для школьн.

kulturadljashkol

Режим работы

ПНвыходной день.
ВТ-ПТ с 830 до 1700.
СБ-ВС с 830 до 1530.

Яндекс.Метрика

Что упало, то не пропало

 Много тайн хранят старинные дома города Козьмодемьянска. Так, при ремонте одного из таких, стоящему внизу хозяину, упал надежно спрятанный под самой крышей не просто удивительный, а редкий предмет. Нет, это не метеорит, не яблоко, а часть женского гардероба – корсет. Изготовление корсета кустарное, датируется  XIX веком.

В XVIII веке, до эпохи ампира, женщины носили большое количество нижнего белья, одним из назначений которого было формирование желаемого силуэта. Непосредственно на тело надевалась сорочка с коротким рукавом и низким вырезом. Обеспеченные женщины носили сорочки из тонких тканей, таких как шелк, муслин, батист, отделанные кружевом, лентами, вышивкой.

На сорочку надевался корсет, как правило, на шнуровке. Корсеты XVIII века не имели металлических колец, в которые вставлялся шнурок, вследствие чего шнурование корсета было сложнее, чем в XIX веке. Также корсеты XVIII века отличались от более поздних по фасону — как правило, они обладали лямками или бретельками на плечах и имели выраженную V-образную форму, в отличие от корсетов второй половины XIX века, образующих фигуру «песочные часы». Корсет со шнуровкой сзади дама могла надеть и снять только с посторонней помощью, например, служанки. Известны изображения XVIII века, на которых корсет на женщине зашнуровывает её муж. Существовали и специальные крючки для шнурования корсета. Корсет изготавливался из ткани на пластинах из китового уса, придающем ему жесткую форму. Корсеты были различных форм и расцветок, как простые, без каких бы то ни было декоративных элементов, так и цветные, украшенные вышивкой, однако преобладали все светлые и пастельные оттенки.

1
Женский корсет. (Найден в г. Козьмодемьянске, октябрь 2021г.) 

2
Т.А. Нефф. Портрет детей Олсуфьевых.1842г.

Ношение корсета с тугой шнуровкой, особенно когда его начинали носить в детстве, имело негативные последствия для здоровья женщины. Под влиянием корсета объём талии уменьшался (порою, до 40 и менее сантиметров), внутренние органы смещались, угнеталась функция дыхания, и возникали проблемы со стороны репродуктивной системы. Считается, что именно ношение тугого корсета явилось причиной смерти первой жены Павла I, Натальи Алексеевны. Великая княгиня умерла в родах, медицина XVIII века не могла её спасти; возможной причиной неспособности разрешиться от бремени стало искривление позвоночника, которое было неправильным образом исправлено при помощи корсета.

Корсеты служили также определенными "противоугонными" средствами для не слишком верных жен, потому как снять его самостоятельно или даже при помощи любовника возможности не было. Кроме того, мужья придумывали свои "коды" при надевании корсетов, по которым потом можно было легко определить, снимался ли этот предмет гардероба.

В 1829 году был изобретен так называемый "split-busk", корсет, разделенный на две части, с застежками спереди. Это, а также использование крестовой шнуровки, упростило надевание и снимание корсета, вплоть до самостоятельного. Корсеты завоевали популярность среди широких слоев населения и стали элементом повседневной одежды.

Золотым веком для корсетов стала эпоха правления королевы Виктории, вступившей на британский престол в 1837 году. Корсеты тогда носили все женщины без исключения - с самого раннего детства и до глубокой старости.

3
А.А. Рицциони. Женский портрет. 1901г.

Мода на тонкую талию и утягивание вызвала массу критики со стороны врачей и общества, поэтому в конце 19 века был изобретен более "здоровый" S-образный корсет. Считалось, что хороший корсет поддерживает внутренние органы не хуже медицинского бандажа. Кроме того, корсет подчеркивает талию, поддерживает спину и грудь, несколько сжимая бедра и живот, без чего и то и другое быстро утратило бы свою форму, и, наконец, он дает возможность верхней одежде принимать силуэт в духе времени.

4
Эмиль Рау (1858-1937) Мюнхен. Портрет неизвестной.

Постепенно стали появляться более легкие корсеты из более современных материалов. В моду вошел более естественный и прямой силуэт, корсеты стали длиннее и могли доходить до середины бедер.

В 1930-е годы корсеты снова стали подчеркивать талию. Благодаря эластичным материалам и усовершенствованной застежке женщины получили возможность одеваться самостоятельно.

Вторая Мировая Война заставила на время забыть о корсете, поскольку женщины заменили мужчин на заводах, и им нужна была максимальная свобода движений.

После тяжелых военных лет, серости и скучности одежды коллекция Кристиана Диора и его платья New Look с тонкими осиными талиями в 1947 году оказались настолько своевременными, что были восприняты с воодушевлением и следующее десятилетие с удовольствием задавали тон. Только вспомните элегантные и изящные силуэты знаменитых кинодив тех лет.

56 

В свободолюбивые 1960-е годы корсетов не признали.В 2000-е годы корсет снова стал популярным и стал часто появляться в новых коллекциях одежды как неотъемлемая часть женского гардероба. Так и в городе Козьмодемьянске в 19 веке, купчихи и мещанки имели в своем гардеробе корсет.Е.Ю. Карпеева

Источники:

1. Алена Измайлова "Когда-то здесь были Дианы и Венеры, а теперь лишь "осы".
2. https://ru.wikipedia.org Европейская мода
3. Художественный фонд МУ «Козьмодемьянский музейный комплекс»

Платформа Обратной Связи (подать обращение)

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Оценка организации

qrcode-ratingОцените организацию МУ «Козьмодемьянский музейный комплекс», пройдя анкетирование на сайте bus.gov.ru (Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях).

Авторизация через сайт Госуслуги; опрос можно пройти анонимно.