Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Онлайн покупка

buyticket
«Пушкинская карта»: как и где оформить, кому положена...
pushkincard

Культура для школьн.

kulturadljashkol

Режим работы

ПНвыходной день.
ВТ-ПТ с 830 до 1700.
СБ-ВС с 830 до 1500.

Яндекс.Метрика

Деревенские качели

Качели были одним из главных развлечений в деревне в течение многих веков. Самые простые качели «скакуха» мог собрать любой, для этого требовалось всего лишь прикатить чурбак, перевернуть его на бок, а сверху положить длинную, добротную доску. И всё, забава для детей и молодёжи готова. Качающиеся старались стукнуть свой конец доски об землю так, чтобы сидящий на противоположном конце подпрыгнул вверх как можно выше. Самые ловкие и отчаянные выделывали в полёте разные фигуры.

Качели «виселица» обустраивали в конце деревни. В большой деревне или селе такие качели стояли в конце каждой из улиц. Парни частенько устраивали соревнования «чьи качели лучше». Иногда озорничали, подпиливали перекладину качелей с соседней улицы. Конструкция качелей «виселица» была очень проста: вкапывали два столба, соединяли их перекладиной, на которую крепили крепкую верёвку. Сиденье было обычно съёмным и рассчитано на одного человека. Очерёдность качания устанавливалась в ходе игры: сидящему на качелях в ноги кидали самодельный мячик (из войлока, ветоши или плетёный), тот отпинывал его, словивший мяч качался следующим. Чужие качаться на уличных качелях без разрешения местных не могли.

Особо любили жители деревень большие «столбовые» качели. Их так же устанавливали в конце деревни, выбирали особое место: на холме или на берегу реки. Такие качели мастерили только парни, которые из кожи вон лезли, чтобы угодить девушкам. В землю вкапывали два трёх или пяти метровых столба, между ними клали свободно вращающийся деревянный вал, к нему крепили две или четыре длинных жерди. На нижних концах жердей устанавливали сиденье. Девушки в благодарность за такие качели одаривали парней яйцами, из которых «строители» жарили яичницу, отмечая завершение строительства.

Ещё один вид деревенских качелей назывался «простые». Вместо столбов устанавливали толстые, длинные жерди «козлами», на них крепили толстую перекладину. В процессе строительства таких качелей, участие принимали парни и девушки. На перекладину качелей крепили длинные верёвки, на которые девушки вязали цветные ленточки, получалось очень красиво.

Из своего детства я помню качели «бегунки». В землю устанавливали пяти метровый столб, на верхушке крепили крестовину на штыре. На свободно вращающуюся крестовину привязывали верёвки, которые оканчивались большой петлёй или сиденьем. Катались на таких качелях по-разному. Например, схватиться за петлю, бежать – бежать – бежать по кругу, а потом, поддавшись центробежной силе, поджав ноги катиться. Более благородный вариант – все усаживаются в петли, а кто-то один или двое раскручивают качели при помощи длинной рогатины. Центробежная сила разводила качающихся в стороны от столба, а затем катающихся прижимало к столу. От него отталкивались по очереди ногами, и таким образом можно было кататься достаточно долго. По сути своей «бегунки» более походили на карусели.

В особые праздники, такие как «Кугече» - пасха, качели становились местом сбора всех жителей деревни. На качелях качались семейные пары, пожилые люди и конечно же молодёжь. Парни и девушки катались вместе. Ребята вставали на сиденье ногами, девушки сидели. Молодые люди старались раскачаться так, чтобы подняться как можно выше от земли. Самые смелые состязались в умении и храбрости раскачивались так высоко, что делали обороты в 360° «солнышко».

Качели напоминали каждому участнику праздника о шёлковых качелях Юмынӱдыр, на которых она спускалась на землю с большим стадом своего отца – Бога, а потом таким же способом поднималась в небо.

Детям в праздник Кугече не разрешалось качаться на взрослых качелях. Им устраивались специальные карусели.

Невозможно описать все виды деревенских качелей, но они до сих пор остаются любимой забавой и взрослых и детей.

Старший научный сотрудник
Отдела учёта и хранения
Лобанова С.Ю.

Источники:
Шкалина Г.Е. Традиционная культура народа мари.- Йошкар Ола: Марийское книжное издательство, 2003.

 4-Dh3x-CQhvp-I Ij-Inn-3-Dpa-A xzw-SA13d-FK0

Платформа Обратной Связи (подать обращение)

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!