Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Режим работы

ВТ-ВС с 830 до 1700.
ПН–выходной день.

Музейные программы

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

Мамины платочки

Платок на голове женщины еще с библейских времен был символом женского благородства и чистоты, покорности и смирения перед мужем и Богом. Изначально, еще в языческие времена, женщины покрывали голову на Руси, чтобы сберечь себя от холода, от сурового климата. После Крещения Руси, головные женские уборы считаются неотъемлемой частью женского костюма. Головной убор являлся символом добропорядочности: показаться “простоволосой” было верхом неприличия, а чтобы опозорить женщину, достаточно было сорвать с ее головы убор. Это было самым тяжелым оскорблением. Отсюда и произошло выражение "опростоволоситься", то есть "опозориться".

В конце XIX века платки в качестве головного убора повсеместно были распространены в России. Их носили девушки и молодые женщины в разное время года. Сначала платки повязывали поверх головного убора, позже их стали носить самостоятельно, по-разному повязывая на голове. Девушки завязывали платок под подбородком, а иногда - концами назад (так носили платок и замужние женщины). Мода носить платки, завязав узел под подбородком, пришла в Россию из Германии в ХVІІІ - XIX вв., а образ русской женщины - "Алёнушки в платочке", завязанном таким образом, - сформировался уже в XX веке.

У мари, как и у других народов России, женский головной убор отличался в зависимости от ее семейного положения. Головные уборы подразделялись на девичьи и женские. Основным головным убором горномарийских девушек был платок (савыц): будничный - из холста, в праздники - надевался покупной, фабричный. Он складывался по диагонали, а концы завязывались под подбородком. Замужние женщины носили головные узоры двух типов: мягкий полотенчатый "шарпан" с нашмаком или плапток. В 30-е годы большинство горномариек расстаются с полотенчатым женским головным убором "шарпан" и начали носить платоки из батиста, сатина или ситца однотонной светлой расцветки с небольшой вышивкой гладью или крестом. Платок становится одним из основных головных уборов горномарийских женщин.

Горные марийцы к любимым цветам относят белый, голубой, розовый, зеленый, сиреневый. Причем цвета они предпочитают не насыщенные, а самых нежных и светлых оттенков. Они носили платки из шелка или капрона нежного однотонного цвета. Пожилые горномарийки предпочитали светлые платочки из батиста с небольшой вышивкой.

Платки передаются из поколении в поколение. Так и мне передалась коллекция маминых платков, которые хранились в сундуке. Они все разные по материалу и технике изготовления. Некоторые из них сильно изношены – это ее любимые. Горномарийские платки с вышивками она надевала, когда ходила в гости или принимала гостей по праздникам. В будничные дни носила фабричные платки: летом тончайшие батистовые или хлопчатобумажные, а зимой изящные шерстяные различных расцветок. Много своих платочков она подарила своим близким и знакомым, на память.

В наше время в гардеробе каждой женщины имеется несколько платочков. Неважно, передались они по наследству или она приобрела сама, дизайнерские или сделанные своими руками. Главное платки нам нравятся, и носим мы их с удовольствием.

Научный сотрудник отдела учета и хранения Таюкова Л.В.

maminyplatochki

Мамины платочки на выставке. Еласовская школа.