Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Режим работы

ПН-ВС с 830 до 1700.

в тур. сезон музеи работают по графику стоянки теплоходов

18 июня - выходной день

Музейные программы

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

Экспедиции

Отчёт по экспедиции в рощу «Омыклиды»

Козьмодемьянский этнографический музей под открытым небом выполняет огромную работу по сохранению культуры горномарийского народа. Изучение истории горных мари, сбор уникальных коллекций и информации, просветительская работа с населением – это главные повседневные задачи сотрудников музея.

Недавно состоялась очередная экспедиция по сбору информации в рощу «Омыклиды». Целью и задачей экспедиции в языческую рощу явилось изучение, сохранение культуры, быта, истории жизни и верования гормномарийского народа. Во время экспедиции удалось узнать о вероисповедании наших предков.

Вера человека помогает не только понять величайшие божественные истины, столь необходимые для полноты человеческой жизни, но и вразумляет нас и придаёт духовную силу, веру, надежду в трудную минуту. Человеку дана жизнь на то, чтобы она ему служила, а не он ей. Человек не должен делаться рабом своих обстоятельств, не должен приносить своё внутреннее в жертву внешнему. Воздавай почтение ближнему как образу божию. Возлюби ближнего как самого себя. Без любви к ближнему ум не может просвещаться беседою и любовью. Почтение в душе твоей, невидимое для других, явное лишь для совести твоей и есть духовная свобода и великое счастье для каждого человека. У каждого человека есть Богом данное понимание Мира и Жизни. Но к сожалению, человек нарушает эту систему, значит идёт против Бога.

Языческая вера по сути не является особой религией, а представляет собою древнейшую систему вероисповедания. Уже через столетия после рождения Христа, когда в городах приняли Евангелие, язычниками назывались сельские жители, которые придерживались старой веры предков. Язычество не представляет собою застывшую систему, хотя и является самой древней. Как и всякая религия она претерпела изменения. У каждого народа были свои особенности, традиции в вероисповедании. В мировоззрении, в обычаях народа накладывался отпечаток того или другого времени, эпохи. У наших предков одни элементы традиций, обычаев и обрядов сохранились от фино-угорской общности, другие переняли от племён и народов, проживавших совместно с ними: индоиранцев, германцев, балтов, тюрков и славян. История марийской религии своими корнями уходит в глубинные пласты народного духовенства. Марийцы в древние времена поклонялись явлениям природы, обожествляли их. Языческая вера предполагает в себе моления природе, многобожие, особая форма жертвоприношения. Жители лесного края, марийцы испокон веков привыкли обращаться с деревом как с живым человеком.

Известно, что со времён появления человека на земле при исповедовании любой религии в той или иной форме богам необходимо приносить в жертвы. Конечно, у каждой веры, религии в последующем сложилась своя система жертвоприношения. В зависимости от формы вероисповедания человечество в разные периоды своего существования приносило жертву Господу Богу в разных формах: сжигание на огне туши животного целиком или только части его, приготовление различных блюд, приношение денег на жертву в мольбищах и т.д.

Другой отличительной чертой язычества наших предков было умелое использование в своей практической жизни сил природы, энергетических полей земли и космоса, биоэнергетики самого человека. Об этом свидетельствуют использование лечебных свойств воды некоторых источников или наличие в языке порядочного количества слов: заговора или заклинания.

Мольбища в жизни Поволжского народа имели большую роль, они были духовными и культурными, иногда и политическими центрами. В день Преполовения (на 25 день после Пасхи) наши предки ходили в мольбище «Омыклиды» Мольбище расположено на берегу р. Волги (вахня лидышты), над луговой трассе и некогда занимало большую площадь, т.к. Волга протекала далеко от нынешнего высокого правого берега. По воспоминаниям верующих, здесь находились 2 языческих храма, в последующем занятые воинствующими христианами, а атеистически настроенные их разрушили окончательно. Кирпичи. Оставшиеся от меньшего храма, сложены в кучу в правом углу дощатого навеса, напоминающего древний жертвенник. По воспоминаниям верующих, здесь также был постоялый двор, где можно было остановиться на ночлег. Интересно то, что вероисповедание даже с участием священника в целом напоминает древне языческое моление. Над костром висят котёл и чайник, где кипятят воду и чай. Из жердей сооружены столики и скамейки, где можно присесть самому и положить стряпню, прихваченную с собой для освящения. Вместо домашнего пива, приносимого ранее также для освящения, на стол выставляют посуду со святой водой, которую набирают в источнике под горой. Раньше этот источник был мощным, стекалась вода по камням, издавая гремучий звук, поэтому его называли Гремучим. Все верующие, посещающие мольбище, оставляют жертвоприношения деньгами под навесом и в двух местах над источником около стволов берёз. Свечи ставят на груде кирпичей, стряпню складывают на палочке под навесом. Меньшая часть верующих старалась посетить мольбище пораньше и спешно покинуть его, до прихода священника. Другая же половина усердно дожидается его и не уйдёт, пока священнослужитель не закончит богослужение.

По данным полевых материалов, можно сделать вывод, что из деревьев особое внимание уделялось дубу, липе и берёзе. Дуб символизирует юношу, мужчину - это символ мужской силы, крепость, надежность и является деревом Жизни. Липа символизирует женщину - это мягкость, покладистость, добродушие, мудрость и является Хранителем семейного очага. Берёза символизирует девушку - это чистота, невинность, девственность и марийцы к берёзе относились как к Божественному созданию.

В прошлом человек языческой веры молился повсюду, поэтому не совершал не угодных богу поступков. Он боялся озлобить какого – либо из богов, т.к. бог впоследствии мог их покарать за неправильные поступки. Получается, что язычник был намного добрее душой, т. к. жил под пристальным наблюдением богов. Открыв утром глаза, он молится Духу домашнего очага, выходя во двор – следующему божеству. Идёт поводу или выходит в поле, также молится божествам. Садясь за стол, выходя из-за стола или ложась спать - всюду и везде его окружают божества и их надо почитать, им надо угодить. Просили у богов благополучие, мир и лад в семье, благодарили бога за хлеб насущный, за благополучное завершение дня, за благополучное завершение какой - либо работы и т.д. В людях языческой веры преобладал богатый внутренний мир, полная гармония с природой и Вселенной. При изучении поступков и действий приезжих Картов в языческой роще «Омыклиды», для меня исключительным явлением было то, что при жертвоприношении богу Огня, каким - то исключительным образом, вдруг две рядом стоящие свечки скрестились и начал полыхать крестик из языков пламени. Для меня, стоящей в сторонке и наблюдающей за ритуалом, это было просто чудом.

МУ «Козьмодемьянский культурно-исторический
музейный комплекс» старший научный сотрудник
Отдела по национальной культуре Акцорина А.Я.
26.05.2019

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://www.kmkmuzey.ru/2014-05-21-06-40-56/2014-05-21-06-59-07?start=6#sigProId087521f35e

 
Еще статьи...