«… я не ходила на войну, мне было мало лет, но я трудилась в тылу с 16-ти лет»
Воспоминания о труженице тыла Упоровой Анне Павловне
(1923-2011)
Упорова А.П. 2010 г.
Упорова Анна Павловна родилась 16 декабря 1923 года в деревне Анчутино Марьинского сельсовета Юринского района Марийской АССР. Отец Павел Федорович, в прошлом торговец лесом был раскулачен в 1925г и выслан на лесоразработки, мать, Лукерья Николаевна, управляла хозяйством и воспитывала троих дочерей: старшая Вера, средняя Нюра и самая младшая Павлина.
В 1931г мать слегла и через год умерла, после чего отец женился, и в семье появилась мачеха.
Когда Нюре исполнилось 9 лет, её отдали в няньки, в семью Карасева Ивана Ивановича, председателя колхоза «Знамя».
Когда началась война, всех девчат из деревни направили на рытьё окопов в рабочий поселок Юрино. Анна Павловна вспоминала: «Работа была тяжелая, по плечу только мужчинам, вечером от усталости валились с ног, потому что работали от темна до темна, питались в основном картошкой с капустой, иногда жители Юрино приносили сало и молоко. Однажды во время копки окопов послышался гул самолетов, который доносился со стороны села Покровское. Потом бригадир сказал, что это наш советский самолет и бояться не надо». В ноябре 1941г Анну снова включают в бригаду и отправляют на заготовку дров для школ и населения в поселок Обчаи, что за 25 километров от деревни Анчутино. Один раз в неделю приходили домой, чтобы постирать и помыться в бане, поштопать поношенную одежду, починить обувь. С наступлением зимы работать в лесу становилось все тяжелее – мешали морозы, глубокий снег. Приходилось греться у костра все чаще, только одежда от этого становилась мокрой, и за ночь высохнуть не успевала, «но жаловаться на судьбу было некогда, потому, что шла война, и надо было работать на оборону»,- как часто говорил Баринов Николай Тимофеевич.
С наступлением весны работа с лесом меняла свои формы: если зимой валили лес, пилили, обрубали сучья, кряжевали, то весной сплачивали плоты в караван и сплавляли по Ветлуге до Волги, в Козьмодемьянск, а оттуда до Сталинграда.
Анна Павловна вспоминала: « В начале войны Юринским райвоенкоматом были призваны на фронт 78 человек, в деревне остались старики, женщины и дети. И все работали, помогали фронту, чем могли: не затихала работа в колхозе, которым руководил Прытков Семен Иванович: зимой заготавливали семена, вывозили навоз на поле, а весной пахали, сеяли, убирали урожай, словом всё как обычно, только всю эту работу выполняли женщины и подростки. Кроме того они вместе с бабушками вечерами при свете керосиновой лампы пряли пряжу из шерсти и вязали носки, перчатки, варежки для фронта и это называлось тогда военным заданием. Девочки шили в ручную кисеты, вышивали платочки, писали письма. Люди жили как по расписанию, если с фронта приходили радостные вести, то все радовались, а если в чей-то дом приходила похоронка, то горевали тоже вместе. Вот и наш дом это горе не обошло стороной. В конце апреля принесли сестре Вере похоронку – погиб муж Анатолий, на руках у неё осталась двух летняя дочь Тонюшка. Но мы с сестрой не поверили в это и не верили этому ещё очень долго. В военные годы чувство потери ощущалось не так остро – забывалось в работе, а после войны эта горечь не проходила долго. Всё надеялись, ждали, что вот вернется Тонин отец.
В годы войны пришлось освоить все трудовые профессии: если работала в лесу, то работала сучкорубом, если в колхозе, то конюхом, дояркой, если на сплаве, то вязальщицей плотов.
Победу праздновали всей деревней. Посреди улицы накрыли длинный стол и поставили туда все, что у кого было: картошку, соленые огурцы, моченую бруснику, пироги с диким луком. Праздник Победы был и праздником и днем горечи, но все равно все радовались, как могли, потому что были молодые: мне было 20 лет, сестре Вере 24»
На заслуженный отдых Анна Павловна ушла льготно в 50 лет, так как половина трудового стажа отработала на лесосплаве.
После огненного смерча 1972 года, в результате которого сгорело все Анчутино, Анна Павловна переехала жить в Козьмодемьянск, где проживала её старшая сестра Вера с племянниками. Она устроилась на работу кондуктором в АТП, потом работала вахтером в жилуправлении, техслужащей в Доме пионеров и школьников и так до 80-ти лет на трудовом посту.
Анна Павловна была очень жизнерадостным человеком, любила шутить, петь песни, особенно русские народные, а частушки лились из неё как из рога изобилия. Она собиралась отметить свое 88- летие, случилось непредвиденное – инсульт, который тянулся 3 недели, и 16 октября 2011г она ушла из жизни.
Анна Павловна имеет звания и награды: «Ветеран труда СССР» с медалью, медаль «50-летия Победы над Германией», медаль «За трудовую доблесть в Великой Отечественной войне 1941-1945гг», удостоверение «Труженица тыла». А самое главное звание любимая мама, бабушка и прабабушка. У Анны Павловны сын Сергей, внук Евгений, внучка Любовь, правнуки Иван, Матвей и Степан.
Антонина Анатольевна вспоминает: «Тетушка часто просила прочитать стихи моего сочинения о родной деревне Анчутино, особенно ей нравилось это:
Красоту этих мест только кистью писать,
Где Анчутино наше стояло,
Небосвод голубой и закатная даль,
Речка Люнда чиста, как слеза протекала
Та деревня моя километра на два
И дома величаво стояли
В сердце память жива, что деревня была
Жаль, что жаркое пламя слизало
Эх, сторонка моя, как ты мне дорога
Я дарю тебе яркие краски.
Не забыть мне вовек те родные места
Сердце трепетно полнится лаской».
Рассказала Бойкова Антонина Анатольевна (племянница),Анны Павловны записала Кораблева О.В.