Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Режим работы

ВТ-ВС с 830 до 1700.
ПН–выходной день.

Главное меню

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

Участник Великой Отечественной войны

Андрей Яковлевич Эшпай

eshpai1 

«Моя родина — Волга. Отец родился и вырос в марийской деревне Кокшамары, мать — на другом берегу великой русской реки, в селе Акулеве родился в 1925 году в городе Козьмодемьянске. Мой отец, Яков Андреевич — фольклорист, этнограф и композитор, преподавал в то время в Козьмодемьянске, небольшом городке, живописно расположенном на высоком берегу Волги» — из воспоминаний А.Я. Эшпая.

Родился 15 мая 1925 года в городе Козьмодемьянск Марийской Республики. Отец — композитор Яков Андреевич Эшпай, мать — учитель русского языка и литературы Валентина Константиновна. В 1928 году семья переехала в Москву.

С началом Великой Отечественной войны выразил желание уйти на фронт добровольцем, однако в связи с возрастом не был принят. В 1943 году поступил в Чкаловское (Оренбургское) пулемётное училище, окончил курсы военных переводчиков при ВИИЯКА, и с конца 1944 года Андрей Эшпай находился в действующей армии на 1-м Белорусском фронте. В составе 608-го стрелкового полка 146-й стрелковой Краснознаменной, ордена Суворова Островской дивизии 7-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии лейтенант взвода разведки Андрей Эшпай был на передовой и участвовал в боях за освобождение Варшавы, брал Померанский вал (западнее Быдгоща), принимал участие в окружении и преследовании противника в районе Польцина и Кольберга на Балтийском море, на реке Одер и побережье Померанской бухты. Тяжелейшими были бои как на подступах к вражескому логову, так и в самом Берлине. Район Маобит, театр «Комише Опер», рейхстаг — места, где вел битву против отборных эсэсовских частей взвод Эшпая. У стен рейхстага погибли два лучших друга Андрея, разведчики Володя Никитинский из Архангельска и Гена Новиков из Ташкента. После окончания войны еще до сентября 1946 года Эшпай служил в управлении информации (Берлин, Карлсхорст). Боевой путь разведчика лейтенанта Андрея Эшпая отмечен государственными наградами: орденом Красной Звезды, медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», польской медалью «За Варшаву, 1939-1945 гг.».

Позднее Эшпай вспоминает: «Дружба бойцов — совершенно особенное чувство, я хорошо понял это там, под Берлином. «Я» — само это понятие как-то исчезает, остается только «мы»...

...Однажды я с группой композиторов был в концертной поездке по Тюменской области. Вдруг — телефонный звонок в гостиницу. Нашелся мой фронтовой товарищ — золотой человек, наш любимец, майор Булыгин, или Митрич, как мы ласково звали его (он был старше нас). Мы встретились с ним, долго говорили....»

Война повлияла и на творчество А.Эшпая, а именно на написание такой комозиции как «Москвичи», более известной как «Сережка с малой Бронной». «Марк Бернес сам принес Эшпаю стихи поэта-фронтовика Винокурова. «Мы совсем не были знакомы, - рассказывает композитор, — но столько совпало».

Вот как Эшпай описал историю создания песни:

— Я написал ее для Марка Бернеса. Подружились мы с ним еще по фильму «Два бойца». Это было в эвакуации, зимой, на Волге, в Мариинском Посаде, когда в промерзшем кинотеатре все с восторгом смотрели этот потрясающий фильм. Потом, уже в Москве, он запросто приходил ко мне в гости. Мы жили на Бронной, в полуподвале. К нам ходили через окно. Вот и он так пришел. Громко крикнул: «Марийцы здесь? — (Мой папа мариец, наша фамилия переводится «хороший друг»). — Есть слова, нужна музыка!» — Когда я прочитал стихи, удивился поразительному совпадению. Все, о чем писал поэт Евгений Винокуров, было у меня в жизни! Даже девушка, которая не дождалась...

«В полях за Вислой сонной лежат в земле сырой...», — вспоминает слова песни Эшпай. - Там земля сырая точно была. «Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой». Я - с Бронной».

На творчество Андрея Эшпая повлияли и народные традиции: «Я начал с обработки народных песен и в этом смысле продолжил главную линию творчества своего отца. Позже марийская песня и вообще фольклор вошли в мою музыку в более свободной и обобщенной форме...

...Это, быть может звучит парадоксально, но чем художник национальнее, тем он индивидуальнее. В наш век, когда музыке угрожает конформизм, обезличенность, национальный признак становится одним из главных охранительных факторов самого искусства».

«Народная песня — это мудрость, накопленная веками и сотнями поколений, живое и вечно обновляющееся искусство. К песне нужно относится трепетно, с благоговением, как к части первозданной природы. Народная песня — творческий импульс к созданию собственных тем. Именно в ней заключены самые сильные и самые современные музыкальные идеи».

Андрей Эшпай автор музыки к более 50 фильмам, написал 14 симфоний, мюзикл, но по-настоящему народным и близким к каждому сделала его песня «Москвичи».

Сотрудники Козьмодемьянского музейного комплекса желают земляку, нашему народному композитору, участнику ВОВ Андрею Эшпаю долгих лет и творческих успехов!

Записал: Заведующий отделом по культурно-просветительской деятельности Поздеев А.А.