Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Режим работы

ПН-ВС с 830 до 1700.

в тур. сезон музеи работают по графику стоянки теплоходов

Музейные программы

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

100-летие Художественно-исторического музея

100-летию музея

Картина К.Е. Маковского «Цыганка»

Отрывок из книги «Художественно-исторический музей им. А.В. Григорьева», изданной в Москве в издательстве «Белый город» (2004г.)

Константин Егорович Маковский – художник шикарного элегантного стиля. Еще учась в Академии, куда он поступил после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества, К.Маковский много писал с натуры, чаще всего портреты. Он исполнял их с увлечением, никогда не уставая изощряться в изображении аксессуаров, дополняющих характер модели. Любовь к портретному жанру особенно увлекла художника, когда тот пошел своей, отличной от его коллег по кисти, дорогой.

К. Маковский, в 1863 году был в числе тех студентов, которые отказались принять участие в конкурсе на получение золотой медали, вышли из Академии художеств и создали так называемую артель Крамского. Позднее в 1871 году художник стал одним из учредителей Товарищества передвижных выставок. Но участие в художественных объединениях не удовлетворяло Маковского. Порвав с Товариществом, художник снимает отдельную мастерскую, тем самым определяя и осознавая свое место в искусстве: «Я недолго находился в Артели. Мне не нужно было. Я снял мастерскую на Дворцовой площади. Занялся портретами, и сразу дело пошло… Я всегда был одиночкой, один работал». Оставив позиции передвижничества (он вышел из Товарищества в 1883 году), а также обособившись от Академии художеств, он, работая в одиночестве, снискал широкую популярность, создавая сусальные «головки», салонные шикарные, по преимуществу, дамские портреты, портреты людей из высших слоев общества. В картинах Маковского нет и намека на критику, которая была творческим кредо передвижников, он избегал всего, что могло показаться чрезмерным, грубым: жестокого реализма в изображении персонажей, напряженных красочных сочетаний.

Полотна «знатного артиста» будят мысль о том, что во второй половине XIX столетия люди не только страдали, но и могли наслаждаться жизнью, радоваться, любить.

В 1876 году К.Е. Маковский предпринимает поездку в Египет, в Каир. Посещает страны Ближнего Востока, Болгарии, Сербии. Это дало художнику огромный материал для создания вещей этнографического характера – этюдов египтянок, турчанок, болгарок, сербиянок, цыганок – масса костюмов, фигур, уличных сценок.

Восхищение и любование моделью выплеснул художник на холст картины «Цыганка». Прелесть молодости, очарование этого дитя природы не могли не взволновать Маковского. Поэтому и получился чудесный портрет. Но это больше чем портрет. Глядя на цыганочку, зритель получает представление о своеобразии внешности цыганской женщины, ее одежды, украшений, об образе жизни.

Картина поступила из Москвы в 1920-е гг.

Сотрудник музея Татьяна Киреева

makovskij

Маковский К.Е. Цыганка. 1878. Х., м.

 
Еще статьи...