100-летие Художественно-исторического музея
100-летию музея
Картина И.И. Машкова «Натюрморт»
Отрывок из книги «Художественно-исторический музей им. А.В. Григорьева», изданной в Москве в издательстве «Белый город» (2004г.) Имя Ильи Ивановича Машкова тесно связано с художественным объединением «Бубновый валет» (1910-1916). Вместе со своими друзьями –П. Кончаловским, А. Куприным и др. – Илья Машков выступал в живописи дерзко, по-бунтарски демонстративно. Пафос их искусства состоял в отрицании импрессионизма и в утверждении конструктивных основ живописи. Отказываясь от передачи световоздушной среды, они возвращали предмету тяжесть, осязаемость, материальность. В этом бубновалетовцы ориентировались на живопись французского художника Поля Сезанна. Подобно Сезанну, они «лепили» форму цветом – писали густо, пастозно. Однако, прежде всего, этих мастеров породила сама московская среда – яркая, пестрая, жизнелюбивая. Именно здесь они черпали свое вдохновение – в расписных подносах, народных игрушках, лабазных вывесках. Эстетическое кредо И. Машкова звучало так: старое искусство не соответствует духу времени. Оно должно возбуждать, звать, говорить языком вывесок. Поэтому в картинах И. Машкова и его коллег-бубновалетовцев царствует цвет, которым и был вылеплен предмет. Но позднее, уже в начале 20-х годов, бубновалетовцы пересмотрели свои художественные принципы. А. Лентулов писал в письме к А. Куприну: «Дело в том, что мы умертвили душу в своем искусстве… Мы слишком очертя голову пошли по пути методов и экспериментов… К черту методы! Да здравствует душа и тело искусства!» «Натюрморт» И. Машкова из коллекции музея написан в 1910-е годы, в период пребывания художника в объединении «Бубновый валет». Картина написана громко, сильно, звучно. Натюрморт подобен огромному расписному подносу или вывеске. Мощные плоды насыщены цветом, оконтурены темной краской. Здесь – светотени, здесь царит цвет, торжествует вес и масса, плотность и крепость. Фрукты как бы увидены художником свежо и неожиданно. Они у Машкова крупнее обычных. Бубновалетовцев, создававших на холсте художественный образ, интересовали выразительные начала живописи. У Машкова разница между натурой и художественным образом ощущается гораздо сильнее. «Натюрморт» – это антитеза традиционному натюрморту как изображению «тихой жизни вещей». Художник использует своеобразные живописные гиперболы. Они-то и придают изображению праздничную яркость и декоративность. Картина поступила из Москвы в середине 1920-х гг. Сотрудник музея Татьяна Киреева.
|