Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Режим работы

ВТ-ВС с 830 до 1700.
ПН–выходной день.

Музейные программы

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

100-летие Художественно-исторического музея

К 100-летию музея
Подвижникам музейного дела в Козьмодемьянске

История музея в фотографиях

Часть 4 «Переезд. Дом купца А.М. Пономарёва. 1998-2006 гг.»

Часть 1 «Как все начиналось»: http://www.kmkmuzey.ru/100lethim/4666

Часть 2 «Дело А.В. Григорьева продолжается»: http://www.kmkmuzey.ru/100lethim/4685

«Музей в Смоленском соборе после реконструкции»: http://www.kmkmuzey.ru/100lethim/4743

Козьмодемьянскому художественно-историческому музею им. А.В. Григорьева 7 сентября 2019г. исполняется 100 лет. О прошлом музея расскажут фотографии.

istor01

1. Новый дом музея. Дом козьмодемьянского купца Александра Михайловича Пономарёва - один из самых красивых усадебных особняков.

Немного истории. Купец строительством своего дома очень удивил горожан. Чем? Вот послушайте. Купив в 1878г. небольшое имение с наделом земли, А.М. Пономарёв развернул неслыханное по тем временам в городе строительство особняка на Успенской улице недалеко от Базарной площади. Дом был полностью готов в 1883г. Выражение «Мой дом – моя крепость» как нельзя точно относится к этому особняку.

Подвал был углублен на 4 аршина (2м. 84см.), стены его в 6 кирпичей. В этом подвальном помещении были кладовые с товарами купца. Толщина стен первого и второго этажей - 4 кирпича.

Весь первый этаж занимал мануфактурный магазин, тут же находились кладовые со сводами. Известно, что купец более 40 лет занимался торговлей тканями. Он привозил из Ярославля, Костромы, Иванова, Нижнего Новгорода самые лучшие по расцветке и прочности ткани.

На втором этаже дома размещались зал, гостиная и комнаты с дубовыми паркетными полами. Здесь в праздничные дни устраивались балы и приемы.

В мае 1889г. владелец роскошного дома заложил его в Нижегородско-Самарский земельный банк. С какой целью решил он это сделать — остаётся загадкой. Возможно, для организации какого-то нового дела. Неясно также, куда делся и сам купец. Н.А. Крюкова в своей книге воспоминаний «Догорающий сад» пишет, что ее дедушка, козьмодемьянский купец П.Ф. Бычков, «вложил свои деньги, когда для города был куплен громадный каменный дом у вдовы купца Пономарева».

В феврале 1905г. имение перешло Козьмодемьянскому городскому обществу (городской управе). С тех пор и по сей день этот дом служит городу и его обитателям.

В период 1992-1998гг. главное здание было отреставрировано специалистами АО «Маригражданстрой» во главе с его руководителем Геннадием Петровичем Александровым.

В начале лета 1998г. в отреставрированный купеческий дом переехал Художественно-исторический музей им. А.В. Григорьева.

Общая площадь здания – 708,8 кв.м.

istor02

2. Переезд из Смоленского собора в дом купца А.М. Пономарёва. Начало лета 1998г.

Игорь Пайметов и Юрий Бойков в кругу шикарных «дам»: скульптуры Е.И. Беклемишевой-Прохоровой «Саломеи» (бронза, 1902г.) и И.В. Крестовского «Лето» (гипс).

Переезд музейщики осуществляли своими силами и на своем транспорте. Трудились и люди, и железные лошадки: «Уазик» и автобус-«ботинок».

istor03

3. Переезд из Смоленского собора в дом купца А.М. Пономарёва. Начало лета 1998г.

Игорь Пайметов среди музейных обитателей: одноглазого васюкинца и Остапа Бендера. Рядом - холодное оружие времен стрелецкого острога.

istor04

4. Переезд из Смоленского собора в дом купца А.М. Пономарёва. Начало лета 1998г.

Готовы к отъезду кассетницы с графическими листами из музейных фондов и скульптура.

istor05

5. Переезд из Смоленского собора в дом купца А.М. Пономарёва. Начало лета 1998г.

После проведенной экскурсии школьники, гости города, поучаствовали, как сейчас говорят, в волонтерском движении: помогли музейщикам грузить книги в автобус. Книг в книжном фонде насчитывалось тогда около 8 тысяч.

Дети, спасибо!

istor06

6. Экспозиция музея в доме купца А.М. Пономарёва. 1-й этаж. 1998-1999гг.

Знакомьтесь: куклы лесовики-моховики, выполненные художником Вячеславом Скворцовым, и лесные жители: кикимора, леший и черт Юрия Викторовича Кириллова. Сейчас они всей компанией живут в экспозиции «Природа родных марийских лесов».

Это первые экспозиции после переезда. Сейчас, может, они и вызывают добрую улыбку. Но и Москва не сразу строилась. Зато всё это делалось коллективом музейных работников с большой любовью.

istor07

7. Экспозиция музея в доме купца А.М. Пономарёва. 1-й этаж. 1998-1999гг.

Сейчас это место занимает экспозиция «Природа родных марийских лесов».

istor08

8. Экспозиция музея в доме купца А.М. Пономарёва. 1-й этаж. 1998-1999гг.

Зал оформлен работами марийских живописцев и скульптурами, выполненными глиняных дел мастером Николаем Борисовичем Леденейкиным. Сейчас здесь расположены экспозиции «Историческое прошлое города Козьмодемьянска и Марийского края».

istor09

9. Экспозиция музея в доме купца А.М. Пономарёва. 1-й этаж. 1998-1999гг.

Работы марийских художников и коллекция самоваров самых разных форм и размеров.

Букеты из засушенных цветов и трав составлены Надеждой Ивановной Зиминой. Они были достойным украшением залов музея.

istor10

10. Заведующая художественным отделом Вера Николаевна Сабанцева в одном из фондов художественного отдела. 1998-1999гг.


istor11

11. Презентация музея в стенах отреставрированного дома купца А.М. Пономарёва. 2-й этаж. Картинная галерея. 28.11.1998г.

На первом плане (слева направо): министр культуры РМЭ М.З. Васютин, заместитель министра культуры РМЭ И.И. Иванов, искусствовед Л.А. Кувшинская, президент АО «Маригражданстрой» Г.П. Александров, руководитель ОАО «Производственник» Г.И. Кочетова.

istor12

12. Презентация музея в стенах отреставрированного дома купца А.М. Пономарёва. 2-й этаж. Картинная галерея. 28.11.1998г.

На первом плане (слева направо): министр культуры РМЭ М.З. Васютин, ?, заместитель министра культуры РМЭ И.И. Иванов, искусствовед Л.А. Кувшинская, президент АО «Маригражданстрой» Г.П. Александров.

istor13

13. Презентация музея в стенах отреставрированного дома купца А.М. Пономарёва. 2-й этаж. Картинная галерея. 28.11.1998г.

На фоне картин А.В. Григорьева (слева направо): козьмодемьянские художники Юрий Викторович Кириллов, Николай Борисович Леденейкин, Лазарь Егорович Оськин и художник-реставратор из Йошкар-Олы Валерий Николаевич Ершов.

istor14

14. Презентация музея в стенах отреставрированного дома купца А.М. Пономарёва. 2-й этаж. Картинная галерея. 28.11.1998г.

Директор музея – Николай Вадимович Просвирнин.

Николай Вадимович руководил музеем в период с 1993 по 2001гг. Это были не самые легкие годы в истории музея, как, впрочем, и всей страны. На плечи руководителя и его команды выпал переезд в дом купца Пономарёва. Приходилось решать сложные материальные проблемы, завязывать теплые дружеские отношения с меценатами, которые способствовали развитию музея и реставрации полотен в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря в Москве. Важным шагом был поиск творческой личности, художника, который создал бы живые экспозиции в новом доме. Им стал Сергей Прутов.

Важно отметить, что при Н.В. Просвирнине стал активно, масштабно развиваться туризм, а музей получил свое лицо и статус, который сохраняется до сих пор.

Музей сегодня – это детище, прежде всего, огромной работы команды музейщиков 1990-2000-х годов. И, безусловно, тех, кто начал музейное строительство в Козьмодемьянске, начиная с 1919г. Мы об этом помним.

istor15

15. Сергей Васильевич Прутов (27.09.1951 – 06.12.2006). Театральный художник, живописец.

Главным источником идей и создателем всех музейных экспозиций стал йошкар-олинский театральный художник Сергей Васильевич Прутов. Помощниками ему были музейные работники.

Добрый, тихий, трудолюбивый, талантливый, «сказочный» художник… Сергей Васильевич, без Вас наши экспозиции не были бы столь добрыми, теплыми, любимыми. Они не оставляют равнодушными ни горожан, ни многочисленных гостей Козьмодемьянска. Нам дорого всё, что Вы сделали для развития музея. Спасибо.

istor16

16. Экспозиция «Природа родных марийских лесов» в доме купца А.М. Пономарёва. 1-й этаж. 2000-е гг. Автор проекта – С.В. Прутов.

По эскизу художника С.В. Прутова музейщики своими руками «вырастили» лес в стенах музея, оживили его зверями и птицами. А хранителями леса стали куклы лесовики-моховики.

istor17

17. Экспозиция «Жилище древнего человека» в доме купца А.М. Пономарёва. 1-й этаж. 2000-е гг. Автор проекта – С.В. Прутов.

Оживляет экспозицию фигура нашего предка-добытчика, немного задумчивого, уставшего после загонной охоты на мамонта.

istor18

18. Художник Сергей Васильевич Прутов и его друг.

Говорят, что художник в любой портрет подсознательно вносит какие-то свои черты. Глядя на фотографию, нельзя не согласиться.

istor19

19. Экспозиция «Чайная на Успенской» расположена в подвальном помещении дома купца А.М. Пономарёва. Автор проекта – С.В. Прутов. Уютная экспозиция, воссоздающая дух купеческой старины, – любимое место для туристов.

 

istor20

20. Экспозиция «Чайная на Успенской» расположена в подвальном помещении дома купца А.М. Пономарёва. Автор проекта – С.В. Прутов.

istor21

21. Актриса театра и кино Ирина Вадимовна Муравьева и президент АО Маригражданстрой» Геннадий Петрович Александров. 18. 08. 1998г.

Так выглядела не оформленная ещё будущая «Чайная на Успенской».

istor22

22. Лекционный зал музея расположен в подвальном помещении дома купца А.М. Пономарёва. Автор проекта – С.В. Прутов.

istor23

23. Первый Всемирный День художника. 15 июля 1999г.

Музейщики придумали новый праздник для самого главного действующего лица любой картинной галереи – Художника. И статус этому празднику определили, не много ни мало: Всемирный. 15 июля 1999г. был дан старт. Праздник живет, развивается. Достиг статуса Всероссийского. Есть, куда расти дальше. Этот праздник - событие для музея значимое: коллекция пополняется подаренными интересными работами современных художников: живописью, графикой, предметами декоративно-прикладного искусства.

Спасибо коллективу музея, придумавшему и воплотившему в жизнь проект «День художника», который ежегодно отмечается в середине лета 15 июля. Спасибо и художникам, внесшим вклад в формирование искусства современности в музее.

Вот уже много лет организацией этого праздника для художников занимается главный хранитель музейного комплекса Елена Юрьевна Карпеева.

В 2019г. юбилейный День художника! Ура!

istor24

24. Ледорубы. 1999-2000-е гг.

У здания музея (слева направо): И.В. Пайметов, В.Л. Шерстнёв, Н.В. Просвирнин, А. Хуртин, Ю. Бойков, П.И. Егошин.

В музее каждый работник «и швец, и жнец, и на дуде игрец».

istor25

25. Встреча музейных работников и учителей истории города Козьмодемьянска в лекционном зале музея. 29.03. 2005г.

За столом – заведующая отделом туризма Ирина Леонидовна Ложкина. Выступает научный сотрудник музея Алевтина Геннадьевна Атьканова.

istor26

26. Экспозиция «Историческое прошлое города Козьмодемьянска и Марийского края» в доме купца А.М. Пономарёва. 1-й этаж. 2000-е гг. Автор проекта – С.В. Прутов.

istor27

27. Экспозиция «Шахматный турнир в Васюках» в доме купца А.М. Пономарёва. 1-й этаж. 2000-е гг. Автор проекта – С.В. Прутов.

В 2005г. эта экспозиция была перенесена в организованный еще в 1996г. Музей сатиры и юмора им. Остапа Бендера, который в сентябре 2001г. вошел в состав Козьмодемьянского музейного комплекса вместе с Музеем купеческого быта. С.В. Прутов разработал проекты оформления и этих двух музеев.

istor28

28. Экспозиция «Пребывание Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова в Васюках» в доме купца А.М. Пономарёва. 1-й этаж. 2000-е гг. Автор проекта – С.В. Прутов.


istor29

29. Заведующий историческим отделом Владимир Леонидович Шерстнёв ведет экскурсию в фарфоровом зале музея. 1-й этаж. 2005г.

istor30

30. Развеска большеформатных полотен советских московских и ленинградских художников в зале картинной галереи. Начало 2000-х гг.

istor31

31. Картинная галерея музея. 2-й этаж. Зал искусства начала XX века, периода соцреализма и современного искусства. 2000-е гг.

В центре - скульптура И.В. Крестовского «Лето».

istor32

32. Картинная галерея музея. 2-й этаж. Центральный зал русского искусства XIX века и западноевропейской живописи. 2000-е гг.

istor33

33. Встреча в музее дорогого гостя, нашего земляка, известного советского композитора Андрея Яковлевича Эшпая. 1999-2000-е гг.

istor34

34. Презентация книги «Православные храмы и монастыри Марийского края» в стенах музея. 2001г.

Слева направо: авторы книги - Сергей Валентинович Стариков и Олег Генрихович Левенштейн, рядом - настоятель Свято-Троицкой церкви о. Василий.

istor35

35. Выставка «Батик, керамика, кожа» в стенах музея. Январь, 2003г.

На выставке были представлены работы йошкар-олинских художников: Е.В. Кретининой (батик), Д.Н. Ржавина (батик), А.А. Шайдуллиной (керамика), И.Н. Ивановой (кожа).

istor36

36. День художника. 15 июля 2002г.

Открытие выставки «Памяти Юрия Викторовича Кириллова», козьмодемьянского художника, и выставки графики «Июль в городе. Козьмодемьянск» студентки 3-его курса художественного училища г. Йошкар-Олы Татьяны Мартьяновой. Они были организованы в стенах Музея сатиры и юмора им. Остапа Бендера.

Выступает научный сотрудник музея Надежда Ивановна Зимина.

Н.И. Зимина проработала в музее 17 лет, из них 13 лет (1988 – 2001гг.) - главным хранителем, затем была заведующей экскурсионно-массовым отделом (2001 – 2004гг.).

Надежда Ивановна – настоящий подвижник музейного дела. В характеристике из личного дела читаем: «Интересна в общении, с большим чувством юмора, имеет прекрасные организаторские способности, постоянно занимается самообразованием, много читает, занимается вопросами истории, культуры…». Да, Н.И. Зимина действительно такая! К этому должен стремиться каждый музейщик!

Надежда Ивановна любила свое дело, свой музей. Здесь она была, пожалуй, главным идейным вдохновителем. Именно ей принадлежала идея организации кампании по защите музея в декабре 1991г. Это было сложное время противостояния музея, находившегося тогда в стенах Смоленского собора, и верующих, которые хотели видеть собор вновь храмом для прихожан. Соломоново решение было найдено: музею в 1998г. передали отреставрированный особняк купца А.М. Пономарёва, а верующим – Смоленский собор.

В 1995г. Надежда Ивановна вместе с сотрудниками музея организовала выставку картин, нуждающихся в реставрации. Этот проект убедил меценатов республики поддержать культурное наследие и выделить денежные средства на реставрацию живописи в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря.

А как лирично написала Надежда Ивановна рассказ о Козьмодемьянске. Это лучшая, на мой взгляд, зарисовка о нашем городе. Перелистывая последнюю страницу красочного буклета, где был опубликован рассказ, понимаешь, что Козьмодемьянск – это город, в котором хотелось бы жить.

Надежда Ивановна, спасибо Вам за всё!

istor37

37. Коллектив музея. Лето 2004г.

Директор Анна Ананьевна Красавина (первый ряд в центре).

А.А. Красавина была директором музейного комплекса с 2001г. по 2008г. В 2001г. произошло образование Козьмодемьянского музейного комплекса, куда вошли три музея: Художественно-исторический музей им. А.В. Григорьева, Музей сатиры и юмора им. О. Бендера, Музей купеческого быта. Позднее в 2003г. в комплекс вошел Этнографический музей под открытым небом им. В.И. Романова. Это была сложная работа: важно было наладить работу уже не одного, а целых четырех музеев.

В этот период продолжилась выставочная, туристическая, экскурсионно-массовая деятельность музея. Это было время выпуска большого количества печатной продукции о музеях, входящих в комплекс, наборов открыток, буклетов о Козьмодемьянске и его кружевной резьбе. В 2004 г. в серии альбомов московского издательства «Белый город» вышла книга «Козьмодемьянский художественно-исторический музей имени А.В. Григорьева», рассказывающая о русском искусстве в художественной коллекции музея.

Анна Ананьевна, спасибо.

istor38

38. Новогодний вечер в музее. 2000-е гг.

Слева направо: А.Ю. Фирсов, А.В. Воронов, В.Л. Шерстнёв, Н.А. Яковлева, ?, Н. Александров, Е.В. Лукьянова, М.М. Дёгтева. С камерой – С.Г. Чечевин.

istor39

39. Новогодний вечер в музее. 2000-е гг.

Слева направо: Лиса Алиса - Н.В. Мурыгина (Фирсова), Г.А. Батыгина, Кот Базилио - Игорь Веретенников.

istor40

40. Новогодний вечер в музее. 2000-е гг.

Слева направо: И.Л. Ложкина, С.В. Ванеев, Е.В. Беляева, Н.И. Зимина исполняют музейные частушки.

istor41

41. Коллектив на отдыхе в Международный день музеев. 18 мая 2005г.

istor42

42. Сотрудники Художественно-исторического музея им. А.В. Григорьева во время создания экспозиции в Музее сатиры и юмора им. Остапа Бендера. Автор проекта – С.В. Прутов. 2005г.

Слева направо: А.Ю. Фирсов, А.В. Воронов, С.В. Прутов, В.Л. Шерстнёв, Н.В. Мурыгина (Фирсова), Е. Шихматова, М. Овчинникова.

istor43

43. Арнольд Валентинович Муравьев (02.10. 1936 – 24.10.2016).

Писатель-краевед, журналист, музейный деятель. Директор Козьмодемьянского музея-заповедника. Идейный вдохновитель создания Музея сатиры и юмора им. О. Бендера и Музея купеческого быта, праздника Бендериада.

В Художественно-историческом музее им. А.В. Григорьева Арнольд Валентинович Муравьев работал научным консультантом. «Огромное количество исторического материала стало доступным широкой публике именно благодаря его изысканиям. Жизнь и деятельность потомственного почётного гражданина Козьмодемьянска Павла Фёдоровича Бычкова, купеческие династии, герои Цусимского сражения, история типографии Зубкова и первой публичной библиотеки, особенности городского дореволюционного самоуправления и народные бунты, подробности крестьянского, мещанского и купеческого быта, родословные Козьмодемьянских семей, история переписей, народных праздников, самых крупных пожаров и многое, многое другое - всё это вышло из-под пера этого великого труженика, вдумчивого исследователя Козьмодемьянской старины», - так сказал о своем учителе и старшем товарище журналист, краевед, большой друг нашего музея Олег Морозюк.

Спасибо Вам, Арнольд Валентинович.

istor44

44. Александр Владимирович Григорьев (15 (28) 05. 1891 – 25.08.1961).

История музея в фотографиях подошла к концу. А музей по-прежнему продолжает жить активной жизнью. Сейчас у музея есть свой сайт, странички в социальных сетях, которые рассказывают о буднях и праздниках музейной жизни. Печатные фотографии стали уже вроде рудимента. Их уже нет. Есть электронные, виртуальные. А жаль… Так приятно подержать фотографии в руках, пожелтевшие, немного помятые временем, и, перебирая их из одной стопки в другую, пережить вместе с ними столетнюю историю нашего музея.

 

Художественная коллекция Козьмодемьянского музея начала формироваться в сложное послереволюционное время. Было много хозяйственных, материальных, идеологических и др. проблем. Но, как показывает время, это того стоило. Как говорил поэт: «Большое видится на расстоянии…». Первое столетие пройдено: для коллекции это было время приобретений и потерь, открытие одних имен и забвение других.

Музей - это живой организм. Нет, в нем не застыло время, как когда-то считалось. Время, эпоха, как в зеркале, лишь отражается в произведениях искусства, которые этому времени не подвластны. Подлинное искусство вне времени и на все времена.

Именитые мастера живописи и графики, безусловно, создают лицо Козьмодемьянского музея. Но душу музею дарят люди – музейные работники, которые, сохраняя и изучая коллекцию, работают для зрителя. В день рождения музея это важно помнить. А.В. Григорьев умел ценить искусство. Это умение поддержали все подвижники музейного дела. Без них не было бы нашей «Малой Третьяковки». В письме от 27 сентября 1960г. к Анастасии Михайловне Михеевой, занимавшей тогда пост директора музея, А.В. Григорьев пишет: «…Ведь если так пойдет пополнение картинной галереи музея, то мы скоро догоним Государственную Третьяковскую Галерею! И на моей родине, на Волге, будет 2-я Третьяковка! … Если в Италию путешествуют со всего земного шара посмотреть на гениальные произведения Рафаэля, Леонардо-да-Винчи, Микеланджело и других, то со временем в Козьмодемьянск будут как в Третьяковку тянуться… туристы сначала из СССР, а потом и из-за границы».

Разве это не так?!

P.S. В проекте использовано 131 фотография из фондов Художественно-исторического музея им. А.В. Григорьева и из частных собраний.

Слова благодарности за помощь в подготовке виртуальной фотовыставки в 4-х частях В.Л. Шерстнёву, Е.Ю. Карпеевой, О.В. Кораблевой, Ж.В. Алексеевой, З.И. Савиновой, Н.В. и А.Ю. Фирсовым.

Сотрудник музея Татьяна Киреева

 
Еще статьи...