Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Режим работы

ПН-ВС с 830 до 1700.

в тур. сезон музеи работают по графику стоянки теплоходов

Музейные программы

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

100-летие Художественно-исторического музея

Акция «Отцы-Основатели» ч.3

Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс принимает участие во Всероссийской интернет-акции, объявленной Самарским областным историко-краеведческим музеем им. П.В.Алабина. Акция «Отцы-Основатели!», посвящена 195-летию со дня рождения П.В.Алабина, общественного деятеля, писателя, историка, основателя самарского музея.   В третьей теме «Из первых коллекций» мы расскажем о формировании «золотого фонда» художественной коллекции Козьмодемьянского художественно-исторического музея им. А.В. Григорьева (1919-1925 гг.) Часть 3.

В период 1919 – 1920 гг. художественный отдел Козьмодемьянского краеведческого музея пополнился произведениями искусства из фонда Казанского губмузея, приобретенными экспонатами с Первой государственной выставки искусств и науки в г. Казани (1920 г.), закупленными работами казанских и московских художников, а также работами «мирискусников» из коллекции А.Ф. Мантеля. Формирование художественной коллекции продолжится.  

21 мая 1920 г. для пополнения музея в Козьмодемьянске из Государственного художественного фонда Отдела изобразительных искусств Наркомпроса были переданы 40 графических работ (рисунков и гравюр), относящихся к новейшему течению в искусстве того времени – русскому авангарду.

В Наркомпрос входил отдел ИЗО с образованным в нем музейным бюро. Возглавлял последнее в период 1919-1921 гг. художник-авангардист, центральная фигура русского конструктивизма, в прошлом ученик КХШ А.М. Родченко. Пока он заведовал музейным бюро, было закуплено более 2 тысяч произведений «левых». Закупки поддерживали художников в переломное время. Одновременно с этим было получено огромное количество работ русского авангарда. Эти работы предназначались для Музеев нового искусства, основанных в Москве и провинциальных городах.

Доподлинно известно, что А.В. Григорьев, основатель Козьмодемьянского музея, резко выступал против «левых» течений, но это не помешало ему сформировать разноплановое искусство в стенах музея: поэтому наряду с творчеством художников-«ахрровцев», коим был и сам Григорьев, есть работы «бубновалетовцев», «мирискусников», импрессионистические картины и футуристические рисунки.

Среди рисунков и гравюр «левых» были работы Масютина, Врубеля, Васильева, Ульянова, Менькова, Колесникова, Малютина, Шестакова, Миганаджиана, Давыдовича, Леблана, Митурича, Клюна, Лассон-Спировой, Качура-Фалилеевой, Бубновой, Орлова, Романовича, Родченко, Шимана, Борисова, Степановой, Шестопаловой, Шевченко, Синезубова, Фалилеева, Кандинского и др.

На данный момент известно, что из 40 листов в наличии есть только 15. Но стоит учесть, что часть работ в коллекции не атрибутирована и со временем количество работ из списка может увеличиться, как случилось с офортом В. Кандинского, которая была атрибутирована искусствоведом И. Галеевым.

В сентябре 1925г. в музей поступила очередная партия произведений искусства. Это было поступление из ЦХ ГМФ картин из коллекции Румянцевского музея.

Задачей Центрального хранилища, образованного в 1922 г. Главнаукой Наркомпроса РСФСР из филиального отделения Румянцевского музея, являлось создание музейного фондового запаса для пополнения музеев художественными произведениям.

Раздача картин живописного фонда Государственного Румянцевского музея началась с 1919 г., она проходила параллельно с пополнением музея в период 1919-1923 гг. А в феврале 1925 г. было принято решение о расформировании ГРМ. Коллекцию разделили: собрание книг стало основой Библиотеки им. Ленина, картины и скульптуры распределили по музеям.

Список поступлений из Румянцевской коллекции в музей Козьмодемьянска впервые был опубликован в книге Т.Н. Игнатович «Картины Румянцевского музея в музейных собраниях живописи России и соседних государств».

Перечень работ, отправленных в Козьмодемьянск, состоял из 10 живописных полотен: Г.И. Белов «Святой Иероним». 1839. (дар РМ от И.М. Пестовой в 1889-90 гг.), Н.Е. Рачков «Головка» (в РМ: «Портрет мальчика Маркизио», из собр. К.Т. Солдатёнкова), Р.Г. Судковский «Берег моря в Крыму» (из собр. М.П. Фабрициуса), А.И. Корзухин «Крестьянские дети» (из собр. М.П. Фабрициуса), П.П. Соколов «Охотник с собакой» (в РМ «Ермолай и Валетка», из собр. М.П. Фабрициуса), А.Е. Архипов «Весенний праздник» (из собр. А.В. Касьянова), В.Д. Поленов «Пейзаж» (из собр. Н.П. Вишнякова), Л.Л. Каменев «Пруд» (из собр. М.М. Петрово-Соловово), Г.Ф. Рыбаков «Голова старика» (из собр. С.С. Рябова), А.М. Волков «Демьянова уха» (из неустановленного собр.).

Согласно данным из этого списка, видно, что когда-то эти картины были достоянием богатых и влиятельных людей России 2-ой половины XIXв., затем в разные годы стали частью коллекции московского Румянцевского музея. И вот уже скоро как сто лет эти работы бессменно находятся в экспозиции музея.

Художественная коллекция Козьмодемьянского музея начала формироваться в сложное послереволюционное время. Было много хозяйственных, материальных, идеологических и других проблем. Но, как показывает время, это того стоило. Как говорил поэт: «Большое видится на расстоянии…». Первое столетие пройдено: для коллекции это было время приобретений и потерь, открытие одних имен и забвение других.

Именитые мастера живописи и графики, безусловно, создают лицо Козьмодемьянского музея. Но душу музею дарят люди – музейные работники, которые, сохраняя и изучая коллекцию, работают для зрителя. В день рождения музея это важно помнить.

А.В. Григорьев умел ценить искусство. Это умение поддержали все подвижники музейного дела. Без них не было бы «Малой Третьяковки». В письме 1960 г. к А.М. Михеевой, занимавшей тогда пост директора музея, А.В. Григорьев пишет: «…Ведь если так пойдет пополнение картинной галереи музея, то мы скоро догоним Государственную Третьяковскую Галерею! И на моей родине, на Волге, будет 2-я Третьяковка! … Если в Италию путешествуют со всего земного шара посмотреть на гениальные произведения Рафаэля, Леонардо-да-Винчи, Микеланджело и других, то со временем в Козьмодемьянск будут, как в Третьяковку тянуться… туристы сначала из СССР, а потом и из-за границы». Так оно и есть.

#МузейОтцыоснователи #Алабин195 #СоюзмузеевРоссии #СоветмузеевПФО #КультураРФ #Коллекции

otzy7
А.Е. Архипов В весенний день. 1913. Х.,м. 101,5х95

otzy8
Кандинский В. В. 1866-1944. Импровизация. Б., офорт. 12х13,5

otzy9
Л.Л. Каменев Пруд. 1870-е. Х.,м. 68х111,5

 
Еще статьи...