Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Режим работы

ПН-ВС с 830 до 1700.

в тур. сезон музеи работают по графику стоянки теплоходов

Музейные программы

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

100-летие Художественно-исторического музея

100-летию музея

Картина К.А. Коровина «Лето»

Отрывок из книги «Художественно-исторический музей им. А.В. Григорьева», изданной в Москве в издательстве «Белый город» (2004г.)

В коллекции музея есть несколько работ Константина Алексеевича Коровина, художника, тяготеющего к импрессионизму. Интерес к нему у Коровина возник, прежде всего, из-за страстного увлечения природой.

Первое еще умозрительное представление об импрессионизме Коровин получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества – самом передовом в тогдашней России художественном учебном заведении, куда он поступает в 1875г. Настоящие русские импрессионисты появились в середине 90-х гг. XIXв., и дала их Москва и московская школа живописи. Еще до проникновения импрессионизма в Россию, В.Д. Поленов – учитель Коровина и его друг, открыл для молодого художника новый колорит, новую фактуру. В его работах Коровин нашел свежие краски, солнце, «густую» живопись. Пожалуй, уроки Поленова освободили кисть молодого художника от робости, и он еще до знакомства с современной ему французской живописью выдает первые опыты в духе импрессионизма.

Коровину западают в душу мысли Врубеля о невозможности и ненужности копировать натуру и о необходимости лишь поймать ее красоту в орнаменте форм и красок. Коровин слишком дорожил непосредственным впечатлением от натуры, как и все импрессионисты. В картинах художника главное – колористическая гармония, созданная пятнами цвета, обобщенно намечающими предметно-пространственную среду.

Импрессионистов часто преследовали упреками в незавершенности изображения на холсте. Лишь немногие понимали, что в этом и состоит характерная черта их искусства, что не может быть речи о законченности в прежнем понимании этого слова.

Пейзаж был излюбленным жанром художников-импрессионистов. «Я язычески поклоняюсь природе, – пишет К. Коровин, – и восхищаюсь ею и думаю, что рай – на земле. Ад тут же делают люди по несовершенству нашему, так как жизнь есть радость и имеет много того, чтобы ею быть».

Создание прекрасного из заурядного совершается Коровиным-колористом с помощью самой живописи – свежих красок, взятых в полную силу, не замутненных коричневыми или серыми тенями. Не случайно живописная фактура художника пастозна, сочна.

С 1914г. художник жил и работал в Крыму. Полные красочных контрастов пейзажи юга подсказали Коровину мысль отказаться от сложной тональности, «брать отдельно тени и цвета, ляпать на холст, не стушевывая». Именно так написаны многие крымские пейзажи, виды Ялты, Гурзуфа. Насыщенные синие, оранжевые краски наполнены праздничным ликованием. В таком ключе написан и этюд «Лето» – гурзуфский пейзаж. В нем нет рисунка, а есть только цвет в форме. В этюде Коровин следовал своим убеждениям: «писать весело, свежо, чтобы чувствовалось увлечение, трепет». Даже в самой скромной, непритязательного вида работе звучит музыка, не зря Коровина называли «Моцартом живописи».

Картина поступила в 1920-гг. из Москвы.

Сотрудник музея Татьяна Киреева

KorovinLeto
Картина К.А. Коровина Лето. Х., м.

 
Еще статьи...