Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Онлайн покупка

buyticket
«Пушкинская карта»: как и где оформить, кому положена...
pushkincard

Культура для школьн.

kulturadljashkol

Режим работы

ПНвыходной день.
ВТ-ПТ с 830 до 1700.
СБ-ВС с 830 до 1500.

Яндекс.Метрика

Акция «Отцы-Основатели» ч.2

Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс принимает участие во Всероссийской интернет-акции, объявленной Самарским областным историко-краеведческим музеем им. П.В. Алабина. Акция «Отцы-Основатели!», посвящена 195-летию со дня рождения П.В.Алабина, общественного деятеля, писателя, историка, основателя самарского музея.   В третьей теме «Из первых коллекций» мы расскажем о формировании «золотого фонда» художественной коллекции Козьмодемьянского художественно-исторического музея им. А.В. Григорьева (1919-1925 гг.) Часть 2.

Работы казанских художников с Волжско-Камской выставки 1918 г. в силу политических обстоятельств остались в Козьмодемьянске и послужили первыми экспонатами художественной коллекции уездного музея.

Буквально за следующий год (с сентября 1919 г. до ноября 1920 г.) художественная коллекция музея пополнилась большим количеством работ известных русских художников: от передвижников до авангардистов, а также было небольшое поступление работ западноевропейских художников. Это был период активных закупок и безвозмездных поступлений.

Сотрудники музея еще в 1919 г. при активном участии уполномоченного Всероссийской коллегии по делам музеев А.В. Григорьева направляют в Казань и Москву служебные записки, запросы с просьбой пополнения художественного отдела созданного музея произведениями искусства: «П-отдел убедительно просит снабдить вновь открытый Музей копиями картин, дублетами фарфора, бронзы, чучел, коллекций и проч. Поддержка необходима сейчас же». О том, что Казанский подотдел Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников искусств и старины откликнулся на просьбы музея и снабдил его новыми экспонатами, говорит следующий документ: «Посылается с инструктором Хлытиной картины и скульптура (в пяти ящиках) для Козьмодемьянского музея. Предметы ни реквизиции, ни конфискации не подлежат».

Источников поступления художественных ценностей в Козьмодемьянск было несколько. Одним из них был организованный в послереволюционные годы фонд Казанского губмузея.

При Казанском губернском подотделе, который находился в ведении Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины, с 1919 г. стал формироваться музейный фонд по Казанской губернии. Он включал «многочисленные культурные сокровища, драгоценнейшие произведения искусства, науки и художественной промышленности, картины, статуи, художественные изделия из фарфора, бронзы и проч., которые поколения за поколениями собирали владельцы» и которые были оставлены ими в Казани после отступления чехословаков в 1919г. Большое число произведений искусства и старины сначала перевозились в университеты и склады, а впоследствии – в Губернский музей, где хранился образовавшийся таким образом музейный фонд по Казанской губернии. Губернский музейный фонд сделался источником для организации и пополнения уездных музеев по Казанской губернии.

Что именно и на каких условиях были получены экспонаты из фонда Казанского губмузея неизвестно. Скорее всего, это было безвозмездное поступление.

Вот перечень некоторых картин, предположительно, поступивших из фонда Казанского губмузея: «Зимний закат» и «Рыбак» Ю.Ю. Клевера, «Кони» Э. Фромантена, «Итальянка у источника» неизвестного художника школы К.П. Брюллова, «Пролив Босфор» Вивенота, «Женский портрет» Гильермо Ди Санти и др.

Первые музейные работники и не предполагали, что не только «копиями картин, дублетами фарфора, бронзы» будет пополнена «маленькая картинная галлерея», а настоящие уникальные экспонаты получит будущая «2-я Третьяковка на Волге». Картины из частных коллекций, став достоянием общегосударственных музеев, по-прежнему радовали своего зрителя, только теперь в его роли выступал простой советский народ.

Следующим источником было приобретение экспонатов с Первой государственной выставки искусства и науки в г. Казани, которая открылась 25 мая 1920 г. Сама выставка была снабжена значительным количеством интересных произведений, поступивших из Москвы. По завершении этой крупной выставки большая часть экспонатов осталась в фондах Центрального музея Татарской АССР. Часть экспонатов была распределена между первыми музеями, открытыми в уездных городах Казанской губернии: Козьмодемьянске, Елабуге, Тетюшах.

Есть некоторые данные из архива Козьмодемьянского музея, где говорится о закупках работ, которые, судя по каталогу Первой государственной выставки искусства и науки в г. Казани, на ней экспонировались, а затем стали достоянием уездного музея. Это были картины известных русских художников, которые вошли в так называемый «золотой фонд» музея: «Вечер» В.Н. Бакшеева, «Сентябрь» И.Э. Грабаря, «Женский портрет» М.М. Зайцева, этюд «У берегов Кавказа» П.П. Винокурова, «Думы старика» Г.А. Медведева, «Елка» П.А. Радимова.

Козьмодемьянским музеем для пополнения художественного отдела в конце декабря 1919 г. были закуплены и работы из коллекции знатока искусства, литератора и художника А.Ф. Мантеля, в которую по большей части входили произведения «мирискусников».

О том, работы каких художников из коллекции Мантеля поступили в музей, говорится в архивном документе: «…40000 руб. переведено в Тетюши Мантелю на приобретение у него произведений из его коллекции. Последний прислал один пейзаж Жуковского, этюды С. Колесникова, Шильдера и Кокорева, графики – Лукомского, Лансере, Митрохина, Нарбута, Чемберс-Билибиной». Об этом пополнении писали и в «Казанском музейном вестнике» №№ 1-2 за 1920 г.

Искусствовед Е.П. Ключевская в своей статье о судьбе коллекции говорит: «Коллекция Мантеля была приобретена музейным фондом Татнаркомпроса и распределена между тремя музеями – Козьмодемьянским, Тетюшским и Центральным музеем Татарской республики».

Поступившая часть коллекции А.Ф. Мантеля, безусловно, была большой удачей для художественного отдела музея. Но, к сожалению, осознание этого, не помогло сохранить коллекцию в первозданном виде. На сегодняшний день из этой коллекции, предположительно, осталась только одна работа: картина С.Ю. Жуковского «Моя дача» (масло). Но в художественном отделе музея по-прежнему есть работы, живописные и графические, авторство которых неизвестно. Не исключено, что среди них могут быть и работы «мирискусников» из мантелевской коллекции.

Следующим поступлением были приобретенные работы у казанских и московских художников. Среди них было несколько работ учителя А.В. Григорьева по КХШ Н.И. Фешина. Семь работ художника были приобретены музеем через заведующего Казанским подотделом искусств Наркомпроса П.А. Радимова 6 июля 1920 г. на сумму 230 тысяч рублей: «Натурщица» (масло), «Бойня» (эскиз), «Зимний пейзаж» (масло), «Головка» (масло), «Автопортрет» (масло), 2 натурных рисунка углем.

Закупки у художников в послереволюционные 1919-1920 гг. решали сразу несколько важных задач: формировали разноплановую художественную коллекцию и, безусловно, материально поддерживали художников, давали возможность выживать в трудное для них время.

Например, художник К. Чеботарев в письме 1921 г. к А.В. Григорьеву, отдавая предпочтение Козьмодемьянскому музею, предлагал приобрести работы Д. Мощевитина, А. Платуновой, А. Родченко, несколько своих работ, копии известных художников и др. «Одним словом, - пишет художник, - вези возможный максимум, т. к. кроме этих могу найти и еще целый ряд вещей. Часть денег могу получить в обмен на продукты и на мануфактуру для верхней одежды – сиречь товарообмен.

Кроме работ казанских художников, музей закупал работы и московских мастеров живописи и графики. Согласно записи в книге расходов Козьмодемьянского музея за 1922 г. есть следующая запись: «Переведено в Москву Лобанову С. Ив. для покупки картин в Козм. Музей 4000000 р.».

В первые трудные годы после революции музей через Козьмодемьянский уездный отдел по просвещению делал закупки художественных произведений у художников. Судя по документам, это были немалые суммы: «На содержание личного состава и покупку экспонатов для музея в 1921 г. израсходовано 35.814.130 р., для покупки картин 55.250.000 р.», «Из книги расходов: 24/I 1922 г. Перевод в Казань Радимову 15000000 руб.».

Итак, в период с сентября 1919 г. до ноября 1920 г. художественный отдел краеведческого музея пополнился произведениями искусства из фонда Казанского губмузея, приобретенными экспонатами с Первой государственной выставки искусств и науки в г. Казани (1920 г.), закупленными работами казанских и московских художников, а также из коллекции «мирискусников» А.Ф. Мантеля.

Далее формирование художественной коллекции продолжится. Об этом будет изложено в следующей части.

#МузейОтцыоснователи #Алабин195 #СоюзмузеевРоссии #СоветмузеевПФО #КультураРФ #Коллекции

otzy4
Жуковский С.Ю. Моя дача. Картон, масло. 32х41

otzy5
Неизвест. художник школы К. Брюллова. Итальянка у источника. Сер. 19в. Холст, масло. 99х76

otzy6
Фешин Н.И. Портрет жены архитектора Сидорченко. 1915. Х.,м. 83,5х76

Платформа Обратной Связи (подать обращение)

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Оценка организации

qrcode-ratingОцените организацию МУ «Козьмодемьянский музейный комплекс», пройдя анкетирование на сайте bus.gov.ru (Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях).

Авторизация через сайт Госуслуги; опрос можно пройти анонимно.