Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Режим работы

ПН-ВС с 830 до 1700.

в тур. сезон музеи работают по графику стоянки теплоходов

18 июня - выходной день

Музейные программы

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

Акция «Отцы-Основатели» ч.1

Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс принимает участие во Всероссийской интернет-акции, объявленной Самарским областным историко-краеведческим музеем им. П.В. Алабина. Акция «Отцы-Основатели!», посвящена 195-летию со дня рождения П.В.Алабина, общественного деятеля, писателя, историка, основателя самарского музея.   В третьей теме «Из первых коллекций» мы расскажем о формировании «золотого фонда» художественной коллекции Козьмодемьянского художественно-исторического музея им. А.В. Григорьева (1919-1925 гг.) Часть 1.

Этот материал посвящен Козьмодемьянскому художественно-историческому музею им. А.В. Григорьева, который 7 сентября 2019 г. отметит свой вековой юбилей. Он был первым музеем, открытым в послереволюционное время в Казанском крае.

Основу небольшого провинциального музея составляет коллекция работ известных русских художников второй половины XIX–XXI вв., а также картины западноевропейских мастеров.

Музей носит имя А.В. Григорьева. Он вместе со своими единомышленниками в 1919 г. организовал в Козьмодемьянске музей.

Рассказывая о формировании коллекции музея, нельзя не отдать должное самому Александру Владимировичу, художнику и общественному деятелю, чье значение для истории советского искусства трудно переоценить. Художник мечтал создать на своей родине «2-ую Третьяковку на Волге». И он сделал все, чтобы художественная коллекция музея в Козьмодемьянске была достойна этого уровня.

Каковы же были предпосылки создания художественного отдела Козьмодемьянского уездного краеведческого музея в сентябре 1919 г.?

Стоит отметить, что немаловажную роль в этом сыграло открытие в 1895 г. Казанской художественной школы, которая стала одним из центров образования и художественной культуры Волго-Вятского края. Эта школа взрастила немало известных русских и советских художников, одним из ее учеников был А.В. Григорьев, первый профессиональный марийский художник и организатор музея. Учеба в школе познакомила и подружила его со многими будущими известными художниками, чьи работы, благодаря его стараниям, заняли достойное место в картинной галерее музея. Уникальной для города будет появление коллекции более чем из десятка работ Н.И. Фешина, учителя Григорьева по КХШ. Картины П.А. Радимова, Г.А. Медведева, В.К. Тимофеева, К.К. Чеботарева, А.Г. Платуновой, П.И. Котова, П.М. Дульского и других ее преподавателей и учеников представлены в коллекции художественного отдела музея.

Другой важной предпосылкой создания художественного отдела музея было появление в Козьмодемьянске Волжско-Камской передвижной художественной выставки.

Казанские художники П.А. Радимов и Г.А. Медведев организовали в мае 1918 г. передвижную выставку, которую рассчитывали показать во многих городах Поволжья. Сопровождать ее взялся П.А. Радимов, возглавлявший с 1917 г. Казанский подотдел искусств Наркомпроса РСФСР, а в 1918 г. ставший последним председателем Товарищества передвижных художественных выставок.

Волжско-Камская выставка, привезенная летом 1918 г. в Козьмодемьянск, состояла из картин казанских художников. К сожалению, зритель на заре становления советской власти в глубинке не смог по достоинству оценить привезенные картины. Козьмодемьянск – единственный город, где была показана эта художественная выставка. Передвигаться с ней дальше и, тем более, возвращаться обратно в Казань, было небезопасно: на Волге разгорается гражданская война, и Казань была захвачена войсками А.В. Колчака. В 1919 г. после освобождения Казани от белых Радимов получил возможность вернуться домой. Передвижная выставка осталась в Козьмодемьянске.

Когда в 1919 г. в городе организовывался музей, эти картины стали началом его художественной коллекции.

До сих пор доподлинно неизвестно, какие работы входили в состав этой передвижной выставки. Отсутствие списка работ и породило массу домыслов. Бытовало мнение, что в ее состав, кроме работ казанских художников, входили и картины из частных собраний жителей Казани. И будто бы в годы беспорядка и хаоса они не были обратно возвращены коллекционерам и достались Козьмодемьянскому музею просто так. Но это мнение не состоятельно. Аргументами этому могут послужить некоторые архивные документы.

В музее действительно есть работы из некоторых частных коллекций. Из собрания А.М. Миронова, профессора Казанского университета, – картина К. Брюллова (сейчас: неизвестный художник школы К. Брюллова) «Итальянка у источника» и написанная на доске миниатюра французского художника Э. Фромантена «Лошади на отдыхе в пейзаже». Из собрания К.И. Оконишникова – романтический «Зимний пейзаж при закате» Ю.Ю. Клевера. Все эти работы принимали участие в выставке картин «Художественные сокровища Казани», проходившей в феврале 1916 г. в здании КХШ.

На заданный вопрос: «Могли ли картины с этой выставки попасть на Волжско-Камскую передвижную выставку?» казанский искусствовед Е.П. Ключевская высказала свое предположение: «Думаю, что ничего из состава выставки «Художественные сокровища Казани» в передвижную выставку не вошло – слишком разные люди их организовывали, да и рисковать в 1918г. историческими ценностями вряд ли кто-либо стал».

Эти предположения подтверждает документ «Результаты осмотра памятников старины в Козьмодемьянске проф. Мироновым». Когда речь заходит о музее в Козьмодемьянске, Миронов сообщает: «Музей Козьмодемьянский уездный … состоит из маленькой картинной галлереи и отделений учебновспомогательных и др. Главную часть картинной галлереи составляют картины Казанских художников П.А. Радимова и Г.А. Медведева, воспроизводящие жизнь и природу Козьмодемьянского уезда. …Будут приняты меры к тому, чтобы в ближайшем будущем это отделение искусств было пополнено еще другими произведениями, о чем мною даны указания заведующим этим Отделом лицам».

Из вышесказанного следует, что «исторических ценностей» в виде картин известных художников из частных собраний казанских коллекционеров в 1919 г., когда формировался музей, в картинной галерее на тот момент не было. Тем более о картинах из своей коллекции профессор А.М. Миронов не преминул бы упомянуть.

Вышеперечисленные работы из частных собраний, по всей вероятности, вместе с другими работами из бывших коллекций состоятельных людей Казани поступили в музей в 1920 г. из фонда Казанского губмузея.

Еще один важный факт в пользу того, что выставка могла состоять только из работ казанских художников – каталог Первой бесплатной выставки картин, которая проходила в мае 1918 г. в Казани. Она была организована П.А. Радимовым и Г.А. Медведевым в преддверии Волжско-Камской передвижки. На этой выставке экспонировались лишь работы казанских художников и картины из коллекции О.С. Гейнс, пожертвованной в археологический институт. Ни одной из частных работ из этого списка в коллекции Козьмодемьянского музея нет, а вот некоторые работы казанских художников Радимова и Медведева с этой выставки могли попасть на передвижку, тем более что выставки следовали одна за другой.

Начало картинной галереи в Козьмодемьянске было положено. Далее формирование художественной коллекции продолжится. Об этом будет изложено в следующей части.

#МузейОтцыоснователи #Алабин195 #СоюзмузеевРоссии #СоветмузеевПФО #КультураРФ #Коллекции

otzy1
Медведев Г.А. Пришла полоскать. Х.,м. 79х113

otzy2
Радимов П.А. Зимний пейзаж. 1912. Х., м. 54х62

otzy3
Радимов П.А. Семья художника Медведева. 1913. Х., м. 45х53