Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Режим работы

ПН-ВС с 830 до 1700.

в тур. сезон музеи работают по графику стоянки теплоходов

18 июня - выходной день

Музейные программы

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

Михаил Чудаков - директор предвоенных лет

(к 100-летию художественно-исторического музея)

Михаил Николаевич Чудаков, родился 3 января 1903 года в крестьянской семье, в деревне 1-ое Чермышево Горномарийской стороны. В 8 лет поступил в сельскую церковно-приходскую школу 1 ступени, но часто болел и проучился не долго. Занимался самообразованием дома, много читал.

Семья была большая. В 1916 году отца Михаила Николаевича мобилизовали на империалистическую войну, поэтому ему, как старшему сыну с 13 лет пришлось заниматься земледелием.

В 1925 году был призван в ряды Красной армии и служил в следующих частях: один месяц в г.Ульяновске – в литерном батальоне, а затем перевели в г.Казань – в 11 отдельный местный стрелковый батальон, где служил до декабря месяца 1927 г. В 1926 г. был принят в ряды ВЛКСМ и работал вплоть до демобилизации членом бюро комсомола 11 батальона.

Красная армия положила начало работы по живописи, приходилось оформлял стенные газеты, писать лозунги и плакаты.

Михаил занимался живописью, используя все свободное время. Ему был близок портретный жанр.

В деревне 1 Чермышево в 1929 участвовал в организации колхоза «Искра», работал председателем колхоза.

В 30-е годы работал в Горномарийском отделе народного образования.

С 10 сентября 1938 г. самобытный талантливый художник Михаил Николаевич Чудаков по личному желанию принял руководство Горно-марийским районным музеем в г.Козьмодемьянске.

В должности директора он трудился не долго, до сентябрь 1941г. За это время сделал всё возможное, чтобы поднять значимость музея для жителей города и района. Это подтверждают дела Чудакова. По распоряжениям и приказам видно, что Михаил Николаевич ни дня не проводил зря. Его помощниками были все работники музея, начиная с научных сотрудников заканчивая сторожами.

Чудаков живо интересовался всем, занимался научной работой. Михаил Николаевич участвовал в спасении документов и икон из повсеместно закрываемых в 30-е г.г. церквей, в т.ч., из сельской Еласовской церкви, намереваясь сохранить иконы в музейном фонде. Он не оставался равнодушным и к памятникам истории города. В 1940 году добился в городском совете, чтоб началась реставрация Стрелецкой часовни.

Но больше Михаилу Николаевичу приходилось заниматься хозяйственной работой, то «выбивать» тёс для ремонта крыши, то лес, чтоб сделать полы на втором этаже (в Смоленском соборе), и тем самым расширить экспозиционные площади. В целях экономии рабочего времени и сил своих подчинённых в 1939г. добился установки телефона в музее. Михаил Николаевич заботясь о своих коллегах, определил начало рабочего дня с 9 часов утра и выходной в воскресенье, вместо семидневной рабочей недели.

В тоже время Чудаков был требовательным руководителем и во всём любил порядок. Учёт экспонатов строго взят под контроль. Очень ответственно стал вестись учёт книг, - должники музейной библиотеки разыскивались через адресный стол. Интенсивный сбор экспонатов пополнил фонды, и музей стал нуждаться в усиленной охране. А где взять деньги? Чудаков опять нашел выход и в 1940г. написал докладную записку заведующему Горномарийским районным отделом народного образования (музей тогда подчинялся ему) о том, что назрел вопрос об установлении платы для посетителей. Хотя стоимость входного билета в музей была не велика, средств уже хватало и на реставрацию некоторых экспонатов.

Эти, казалось бы, будничные дела уточняют образ предвоенного времени и социально-этический фон реальной жизни.

Начиная с 1935 г. Михаил Николаевич систематически занимался живописью, использовав все свободное время на это. Участвовал на краевых и центральных выставках и имею положительные отзывы. В 1938 г. получил Почетную грамоту и 150 руб. деньгами за участие на Республиканской выставке, организованной Управлением по делам искусств при СНК Марийской АССР. К сожалению, в фондах музея имеется всего две его работы: «Автопортрет» и «Портрет Горномарийки».

Чудаков помогал коллегам из других городов организовывать выставки, так в 1939г. 30 работ художника Тимофеева из экспозиции Козьмодемьянского музея побывали на выставках в Татарской республике.

Михаил Николаевич Чудаков был в дружбе с Татьяной Александровной Крюковой, известным российским этнографом. Т.А.Крюкова консультировала работу М.Н. Чудакова над авторской коллекцией уникальных горномарийских орнаментов женских головных уборов - шарпанов 18-19 в.в., которые директор-художник объединил в своем альбоме рисунков. Этот альбом в настоящее время находится в художественном музее в городе Йошкар-Оле.

Слово война остановило время, дата 22 июня 1941г. перевернула жизни миллионов людей. Трагедия коснулась всех. Осенью 1941 простился со своей семьёй и Чудаков Михаил Николаевич.

Приказ № 11 по Горномарийскому музею от 5 сентября 1941г гласит так: «Согласно решения исполкома Горсовет от 22 августа 1941г за № 257 сего числа музей считаю закрытым и сотрудников музея освобожденными от работы. Директор музея Чудаков.»

Чудаков Михаил Николаевич был призван в ряды РККА 8 сентября 1941г.

Под городом Харьковом была деревня Черемышево. А Чудаков родился в д. Чермышево! «Наша армия отступала, было холодно, накануне рыли окопы, он пошутил, мол, себе могилу копаю. Здесь его настигла пулеметная очередь.» - Об этом сообщил родным его друг Малинин, с которым вместе служили в одной части. По его словам он умер в феврале 1942 года.

О семье Чудакова известно не много - жена Пелагея Васильевна происходит из деревни Большое поле Пиваевского сельсовета, Санчурского района Кировской области. Ее родители крестьяне – середняки. До и после Октябрьской революции занимались земледелием. А в связи с коллективизацией начали работать в колхозе.

Членов семьи – трое, как указано в личном листке Михаила Николаевича, дочь 8 лет учится в 1 классе, жена – домашняя работница. Пелагея Васильевна некоторое время работала в музее техслужащей.

Дочь Роза, тоже свою трудовую деятельность начинала с Козьмодемьянского музея 4 октября 1955г она пришла сюда научным работником, затем долгое время работала главным хранителем республиканского музея им. Т.Евсеева в г.Йошкар-Оле, тем самым, продолжая дело отца.

В настоящее время у музейных сотрудников есть предложение на фасаде музея расположить памятную табличку с именами сотрудников не вернувшихся с фронта, в том числе и Чудакова М.Н.. То, что успел сделать, Михаил Николаевич для развития музейного дела в Козьмодемьянске и Горномарийском районе дает нам право навсегда вписать его имя в историю музея.

Зав.отделом учета и хранения
Кораблева О.В.
По материалам искусствоведа Кувшинской Л.А.

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://www.kmkmuzey.ru/100lethim/4862-chudakov#sigProId5d24b2ea28