Ошибка
  • Ошибка при загрузке модулей:MySQL server has gone away SQL=SELECT id, title, module, position, content, showtitle, control, params FROM jos_modules AS m LEFT JOIN jos_modules_menu AS mm ON mm.moduleid = m.id WHERE m.published = 1 AND m.access <= 0 AND m.client_id = 0 AND ( mm.menuid = 749 OR mm.menuid = 0 ) ORDER BY position, ordering
  • Ошибка при загрузке модулей:MySQL server has gone away SQL=SELECT id, title, module, position, content, showtitle, control, params FROM jos_modules AS m LEFT JOIN jos_modules_menu AS mm ON mm.moduleid = m.id WHERE m.published = 1 AND m.access <= 0 AND m.client_id = 0 AND ( mm.menuid = 749 OR mm.menuid = 0 ) ORDER BY position, ordering
  • Ошибка при загрузке модулей:MySQL server has gone away SQL=SELECT id, title, module, position, content, showtitle, control, params FROM jos_modules AS m LEFT JOIN jos_modules_menu AS mm ON mm.moduleid = m.id WHERE m.published = 1 AND m.access <= 0 AND m.client_id = 0 AND ( mm.menuid = 749 OR mm.menuid = 0 ) ORDER BY position, ordering
  • Ошибка при загрузке модулей:MySQL server has gone away SQL=SELECT id, title, module, position, content, showtitle, control, params FROM jos_modules AS m LEFT JOIN jos_modules_menu AS mm ON mm.moduleid = m.id WHERE m.published = 1 AND m.access <= 0 AND m.client_id = 0 AND ( mm.menuid = 749 OR mm.menuid = 0 ) ORDER BY position, ordering
  • Ошибка при загрузке модулей:MySQL server has gone away SQL=SELECT id, title, module, position, content, showtitle, control, params FROM jos_modules AS m LEFT JOIN jos_modules_menu AS mm ON mm.moduleid = m.id WHERE m.published = 1 AND m.access <= 0 AND m.client_id = 0 AND ( mm.menuid = 749 OR mm.menuid = 0 ) ORDER BY position, ordering
  • Ошибка при загрузке модулей:MySQL server has gone away SQL=SELECT id, title, module, position, content, showtitle, control, params FROM jos_modules AS m LEFT JOIN jos_modules_menu AS mm ON mm.moduleid = m.id WHERE m.published = 1 AND m.access <= 0 AND m.client_id = 0 AND ( mm.menuid = 749 OR mm.menuid = 0 ) ORDER BY position, ordering
  • Ошибка при загрузке модулей:MySQL server has gone away SQL=SELECT id, title, module, position, content, showtitle, control, params FROM jos_modules AS m LEFT JOIN jos_modules_menu AS mm ON mm.moduleid = m.id WHERE m.published = 1 AND m.access <= 0 AND m.client_id = 0 AND ( mm.menuid = 749 OR mm.menuid = 0 ) ORDER BY position, ordering
  • Ошибка при загрузке модулей:MySQL server has gone away SQL=SELECT id, title, module, position, content, showtitle, control, params FROM jos_modules AS m LEFT JOIN jos_modules_menu AS mm ON mm.moduleid = m.id WHERE m.published = 1 AND m.access <= 0 AND m.client_id = 0 AND ( mm.menuid = 749 OR mm.menuid = 0 ) ORDER BY position, ordering

100-летию музея,
А.В. Григорьеву и всем подвижникам
музейного дела в Козьмодемьянске

Проблемы формирования «золотого фонда» художественной коллекции Козьмодемьянского художественно-исторического музея им. А.В. Григорьева.

Поступление живописи и графики (1919-1925гг.)

(исследовательская работа)

Часть 3 «Поступление работ из Центрального хранилища Государственного музейного фонда» в 1920-е гг.

Часть 1 «Предпосылки создания в 1919г. в Козьмодемьянске музея с художественным отделом. Первое поступление произведений искусства»: http://www.kmkmuzey.ru/100lethim/4687

Часть 2  «Поступления живописи и графики в период с сентября 1919г. до ноября 1920г.»: http://www.kmkmuzey.ru/100lethim/4708


В период с сентября 1919г. до ноября 1920г. художественный отдел Козьмодемьянского краеведческого музея пополнился произведениями искусства из фонда Казанского губмузея, приобретенными экспонатами с Первой государственной выставки искусств и науки в г. Казани (1920г.), закупленными работами казанских и московских художников, а также работами «мирискусников» из коллекции А.Ф. Мантеля. Формирование художественной коллекции продолжится.  

3.5. Поступление графических работ из Государственного художественного фонда Отдела изобразительных искусств Наркомпроса (г. Москва) в мае 1920г.

21 мая 1920г. для пополнения музея в Козьмодемьянске из Государственного художественного фонда Отдела изобразительных искусств Наркомпроса РСФСР были переданы 40 графических работ (рисунков и гравюр), относящихся к новейшему течению в искусстве того времени – русскому авангарду.

В Народный комитет просвещения (Наркомпрос) входил отдел ИЗО (изобразительного образования) с образованным в нем музейным бюро. Возглавлял последнее в период 1919-1921гг. художник-авангардист, центральная фигура русского конструктивизма, в прошлом ученик Казанской художественной школы (1911 – 1914гг.) Александр Михайлович Родченко. Пока Родченко заведовал музейным бюро, было закуплено более 2 тысяч произведений «левых». Закупки поддерживали художников в переломное время. Одновременно с этим было получено огромное количество работ русского авангарда. Эти работы предназначались для Музеев нового искусства, основанных в Москве и провинциальных городах. В Козьмодемьянске к тому времени уже был создан краеведческий музей с картинной галереей, куда тоже были направлены работы художников-авангардистов.

Работы по списку были сданы заведующим Музейным бюро А.М. Родченко уполномоченному Всероссийской коллегии по делам музеев, представителю Козьмодемьянского музея А.В. Григорьеву. Работы поступили в музей в рамках программы по созданию Музеев живописной культуры (МЖК) в российских провинциальных музеях (1918-1922гг.).

Доподлинно известно, что А.В. Григорьев, основатель Козьмодемьянского музея, хоть и резко выступал против «левых» течений (конструктивизм, супрематизм, абстрактное искусство, кубизм и др.), но это не помешало ему сформировать разноплановое искусство в стенах музея: поэтому наряду с творчеством художников ахрровцев (АХРР – Ассоциация художников революционной России), коим был и сам Григорьев, есть работы «бубновалетовцев», «мирискусников», импрессионистические картины и футуристические рисунки.

О факте распределения картин по коллекциям провинциальных музеев известный историк искусства, эксперт живописи, крупный специалист по русскому авангарду, автор-составитель «Энциклопедии русского авангарда» Андрей Дмитриевич Сарабьянов говорит: «Это очень интересная история. Дело в том, что в начале века картины авангардистов специально рассылали по разным селам и весям. Была идея: создать по всей России музеи современного искусства. И поэтому в регионах оказались десятки самых лучших полотен художников, их графика и скульптура. В архивах я нашел список, где было обозначено, какие работы в какие города были отправлены. И я объезжал эти места. Многие работы находил в запасниках, совершенно невероятных местах, где про них вообще никто не знал и не слышал. Помню, как в одном провинциальном музее случайно обнаружил рисунок Кандинского... Мне принесли какой-то ящик из-под лестницы, который там стоял долгие годы. Внутри оказалась кипа листов без инвентарных номеров. Это оказались рисунки Кандинского и витебских учеников Малевича... Так что каждый раз я ждал каких-то неожиданностей, и они каждый раз были» [1].

А.Д. Сарабьянов по результатам поисков картин русского авангарда в коллекциях музеев, в том числе и провинциальных, где хранились (или были уничтожены) эти работы, опубликовал книгу «Неизвестный русский авангард в музеях и частных коллекциях», благодаря которой были возвращены в публичный оборот около двухсот полотен известных русских авангардистов.

Специалисты по авангарду вместе с А.Д. Сарабьяновым в 2010-е гг. были и в музее Козьмодемьянска, привезли список 40 графических работ и гравюр авангардистов из архива РГАЛИ (Российский государственный архив литературы и искусства), которые поступили в художественную коллекцию музея в мае 1920г. (Подобный список когда-то, оказывается, был и в нашем музее (один из экземпляров), но неизвестно когда и куда пропал, но в 2017г. был возвращен в музей). Специалисты осмотрели сохранившиеся работы из этого списка, обследовали графические листы под неизвестным авторством (за годы музейной жизни работы могли потерять авторство). Они, возможно, и сделали для себя открытия, но итогового вердикта об атрибуции неизвестных работ музей, к сожалению, не получил.

Приведу полную версию этого списка работ из РГАЛИ. Подчеркнутые работы принимали участие на Первой Козьмодемьянской выставке картин, этюдов, эскизов, рисунков и проч. (г. Козьмодемьянск. 7 ноября – 7 декабря, 1920г.). Жирным курсивом выделены те работы из списка, которые имеются на данный момент в коллекции Художественно-исторического музея им. А.В. Григорьева.

В каталоге Первой выставки 1920г. «новейшее течение» было представлено 7 работами (№№ 187 – 193): Маньков М. * (без названия) (по списку из Москвы: Меньков. Кубизм. Рисунок, карандаш); Родченко А. Беспредметная живопись; Кандинский (без названия); Романов. Притча о виноградаре (это художник Романович), Шестаков (без названия) (в списке из Москвы Шестаков. Город (рисунок, карандаш); две работы без названия неизвестных художников.

22 мая 1920г.

Список рисунков и гравюр №22,

отданных из Государственного Художественного Фонда Отдела Изобразительных Искусств Наркомпроса, для пополнения Музея в гор. Козьмодемьянске.

  1. 1. Масютин. Мать. Рисунок, карандаш.
  2. 2. Врубель. Леда. Рисунок, карандаш.
  3. 3. Васильев. Мальчики. Рисунок, карандаш.
  4. 4. Ульянов. Автопортрет. Рисунок, карандаш.
  5. 5. Меньков. Кубизм. Рисунок, карандаш.
  6. 6. Колесников. Всадник. Рисунок, карандаш.
  7. 7. Монин. Кубизм. Рисунок, карандаш.
  8. 8. Малютин С. Голова. Рисунок, карандаш.
  9. 9. Шестаков. Город. Рисунок, карандаш.
  10. 10. Миганаджиан. Восток. Рисунок, карандаш.
  11. 11. Давыдович. Женщина. Рисунок, карандаш.
  12. 12. Леблан. Пейзаж. Рисунок, карандаш.
  13. 13. Митурич. Сарай. Тушь.
  14. 14. Клюн. Супрематизм. Акварель.
  15. 15. Лассон-Спирова. Восток. Акварель.
  16. 16. Качура-Фалилеева. Шкап. Темпера.
  17. 17. Бубнова. Площадь. Темпера.
  18. 18. Орлов. Рим. Темпера.
  19. 19. Романович. ? Тушь.
  20. 20. Борисов Г. У бассейна. Тушь.
  21. 21. Лассон-Спирова. Улица. Тушь.
  22. 22. Шиман. Композиция. Акварель.
  23. 23. Саженков. Заставка. Тушь.
  24. 24. Бубнова. Женщины. Офорт.
  25. 25. Родченко. Беспр. композиц. Гравюра на линол.
  26. 26. Степанова. Беспр. композиц. Гравюра на линол.
  27. 27. Шестопалова. 2 фигуры. Гравюра на линол.
  28. 28. Соколов И. Брикетная фабрика. Гравюра на линол.
  29. 29. Козлинский. Митинг. Гравюра на линол.
  30. 30. Куприянов. Мельница. Гравюра на линол.
  31. 31. Маторин. Смерть. Гравюра на линол.
  32. 32. Шевченко. Пейзаж. Гравюра на линол.
  33. 33. Попова. Беспредметная гравюра. Гравюра на линол.
  34. 34. Павлов И. Улица. Гравюра на дереве.
  35. 35. Фалилеев. Казанский вокзал.
  36. 36. Синезубов. Женщина. Офорт.
  37. 37. Фаворский. Театральная площадь.
  38. 38. Зугрин. Постройки. Офорт.
  39. 39. Качура-Фалилеева. Город. Офорт.
  40. 40. Кандинский. Офорт.

Сдал /на основании постановления Музейной коллегии. См. протокол №4 заседания от 19-го мая 1920г./

Заведующий Музейным Бюро: Родченко

Принял: для Козьмодемьянского Музея А. Григорьев (подпись) [2].

Эти 40 работ можно разделить на 2 части: те, которые сохранились в коллекции музея до наших дней, и те, которые по неизвестным причинам были утрачены. На данный момент известно, что 15 работ из этих сорока листов есть в наличии. Но стоит учесть, что часть работ в коллекции не атрибутирована, идут под неизвестным авторством. Возможно, со временем количество работ из списка может увеличиться, как случилось с офортом В. Кандинского, которая была атрибутирована искусствоведом, ведущим московским галеристом Ильдаром Ибрагимовичем Галеевым. Что касается этой работы известного авангардиста, то инвентарный номер и подпись карандашом фамилии автора и года издания были. И.И. Галеев отыскал важные подробности, связанные с атрибуцией офорта 1916г. В. Кандинского из фонда нашего музея.

В письме в музей И. Галеев сообщает: «Как указано на лицевой стороне оттиска, данная работа, выполненная в технике сухой иглы, датируется 1916 годом и имеет порядковый номер 1. Этот лист – составная часть серии подобных же офортов, исполненных мастером в самом начале 1916 г. в Стокгольме в количестве 7 единиц по 10 оттисков с каждой доски. Доски уничтожены. Каждый офорт пронумерован и подписан автором; как правило, в левом нижнем углу указан его номер, в правом – подпись. Все надписи сделаны графитным карандашом. Размеры различных оттисков отличаются, но незначительно.

В дальнейшем судьба этих офортов такова – в 1920 г. в Москве, на Большой Дмитровке,11 состоялась XIX выставка отдела ИЗО Наркомпроса, на которой, в числе других произведений, экспонировались и офорты Кандинского №№1–6. Два из них впоследствии оказались в собрании Государственной Третьяковской Галереи (№3 и № 4), а также в собрании Вашего музея (№1), местонахождение остальных неизвестно, или, по крайней мере, требуются дополнительные архивные поиски их выставочной истории или документов, подтверждающих распределение Отделом ИЗО Наркомпроса в начале 20-х гг. по провинциальным музеям произведений живописи и графики (зачастую, это могло и не фиксироваться).

И, наконец, самое удивительное и радостное – удалось обнаружить оригинальный эскиз к вашему офорту, выполненный в технике тушь, перо, уголь, абсолютно идентичный по рисунку и композиции, только зеркально отраженный (ассиметричный). Хранится он в Мюнхене, Городской Галерее Ленбаххауз, и поступил он туда вместе с архивом от Габриэлы Мюнтер, тогдашней гражданской жены Кандинского [3].

В любом случае можно утверждать об открытии в фондах Козьмодемьянского музея ранее неизвестного и неопубликованного произведения Василия Кандинского.

Вывод: из 40 переданных рисунков и гравюр из Государственного художественного фонда отдела изобразительных искусств Наркомпроса для пополнения музея в Козьмодемьянске (Список рисунков и гравюр №22 от 21 мая 1920г.) в настоящее время сохранилось только 15 листов. 25 работ пропало. Возможно, некоторые работы из этого списка могут находиться среди работ неизвестных художников. Для этого требуется атрибуция специалистов.

3.6. Поступление произведений местных художников (руководителей и учащихся местных Государственных свободных художественных мастерских)

Картинная галерея Козьмодемьянского музея пополнялась в период 1919-1920гг. не только за счет закупок и поступлений работ казанских и московских живописцев и графиков, а также за счет работ местных художников – учащихся и руководителей Козьмодемьянских художественных мастерских. Музей же для них, в свою очередь, должен был стать «наглядной школой по изучению изобразительных искусств для учащихся». Вот что по этому поводу говорит один документ из НА РТ:

Значение художественного отдела усугубляется наличием … открытой 1-й районной Декоративной мастерской и школы изобразительных искусств (филиальное отделение Казанских Государственных Свободных художественных мастерских). Т. к. указанная школа и мастерская являются единственными в губернии, имеющие целью выработать художественные силы из народных масс, то как существование художественного отдела музея в качестве наглядной школы по изучению изобразительных искусств для учащихся, так и снабжение центрами Козьмодемьянского музея в первую очередь художественными произведениями является первейшей необходимостью. Школа обслуживает 4 уезда: Козьмодемьянский, Ядринский, Чебоксарский и Краснококшайский» [4].

Создание в Козьмодемьянске музея и художественной школы относится к одному и тому же времени: 1919г. В этом году в городе в среде творческой молодежи рождается идея создания художественной школы. Незадолго до этого в сентябре 1918г. года в село Еласы возвращается вместе с женой А.В. Григорьев, где работает учителем русского языка, истории и рисования.

Именно здесь и состоялась очередная встреча Григорьева с педагогом по истории искусств в КХШ П.А. Радимовым, который летом 1918г. привез в Козьмодемьянск из Казани Волжско-Камскую передвижную художественную выставку.

Именно в этот 1919 год создается, благодаря стараниям единомышленников во главе с А.В. Григорьевым, декоративно-художественная мастерская, которая выполняла декорации для Народного дома и сельских клубов. Позднее в марте 1920г. была организована Первая районная школа-мастерская изобразительного искусства и художественного производства при Казанских государственных свободных художественных мастерских. Преподавателями этой школы были педагоги с художественным образованием: А.В. Григорьев (КХШ), А.И. Перчаткин (КХШ), В.П. Федоров (КХШ), М.Е. Ковалевская, Яковлева.

1 ноября 1920 года на основе художественной школы открываются Козьмодемьянские государственные свободные художественные мастерские (Козьмодемьянские ГСХМ). Это было уже среднее художественное учебное заведение (осенью 1921г. оно стало называться техникумом художественно-изобразительного искусства). К уже имеющимся преподавателям присоединились художники И.М. Пландин, Н.Ф. Нейгебауэр, приехавший из Москвы, Ф.И. Захаров, М.М. Радонежский [5].

Выпускниками художественных мастерских были В.В. Сурьянинов, К.А. Великанов, Б.К. Виноградов, Х.В. Журавлев, П.Е. Краснов, А. Привалихин, Н.Л. Романов и др. Эти молодые художники принимали участие в Первой Козьмодемьянской выставке картин, этюдов, эскизов, рисунков и проч. 1920г. Тогда их эскизы, этюды, рисунки не были собственностью музея. Эта выставка была творческой площадкой для начинающих художников, тем более было почетно выставить свои работы в одном зале с картинами известных мастеров (Брюллов, Фешин, Врубель и др.), которые уже стали частью золотого фонда художественной коллекции Козьмодемьянского музея.

В отдельном зале были выставлены работы руководителей Козьмодемьянских ГСХМ: А.В. Григорьева, Ф.И. Захарова, Н.Ф. Нейгебауэра, А.И. Перчаткина, И.М. Пландина, В.П. Федорова.

Некоторые работы выпускников и руководителей мастерских, как пишет Григорьев во вступительной статье к каталогу Первой Козьмодемьянской выставки 1920г., станут позднее собственностью музея:

  1. Григорьев А.В. Портреты с Козьмодемьянских общественных работников
  2. Пландин И.М. В глиняном овраге (этюд маслом), Избушка (этюд маслом), В лесу (этюд маслом) и др.
  3. Нейгебауэр Н.Ф. 2 Натюрморта (масло) и др.
  4. Сурьянинов В.В. Этюды и рисунки [6].

Вывод: художественная коллекция пополнялась не только за счет закупок и поступлений произведений казанских и московских живописцев и графиков, а также поступали работы местных молодых художников – учащихся и руководителей художественных мастерских Козьмодемьянска. На данный момент в художественном собрании музея можно выделить отдельные подколлекции работ бывших преподавателей и учеников Козьмодемьянских ГСХМ: А.В. Григорьева, И.М. Пландина, М.М. Радонежского, Н.Ф. Нейгебауэра, В.В. Сурьянинова. Поступление большинства работ художников было уже в более позднее время. Работ периода 1919-1920гг. немного.

7 ноября 1920г. в Козьмодемьянском музее открылась Первая Козьмодемьянская выставка картин, этюдов, эскизов, рисунков и проч., приуроченная к 3-й годовщине Великой Октябрьской революции. На ней экспонировались поступившие работы за период с сентября 1919г. до ноября 1920г.: картины с Волжско-Камской передвижной художественной выставки 1918г., приобретенные экспонаты из коллекции А.Ф. Мантеля, поступления из фонда Казанского губмузея, с Первой государственной выставки искусств и науки в г. Казани (1920г.), работы, приобретенные у казанских и московских художников, поступление рисунков и гравюр из Государственного художественного фонда Отдела изобразительных искусств Наркомпроса в мае 1920г., работы учащихся и руководителей КГСХМ. Далее формирование коллекции продолжится. Основным источником станут поступления картин и скульптуры из Центрального хранилища Государственного музейного фонда.

Глава 4. Поступления из Центрального хранилища Государственного музейного фонда (ЦХ ГМФ) в 1925г.

С января 1922г. в Москве живет и работает А.В. Григорьев, куда он уезжает вместе с семьей. Григорьев трудится в агитационно-пропагандистском отделе ЦК РКП (б), с конца 1922г. до 1926г. А.В. Григорьев - председатель АХРР (до этого был заместителем председателя АХРРа). В разные годы А.В. Григорьев был заместителем директора Третьяковской галереи, художественным редактором Центросоюза, редактором художественно-редакторского отдела Госиздата, главным инспектором в отделе изоискусства Наркомпроса, заведующим музейным отделом Главнауки (Главное управление научными, научно-художественными и музейными учреждениями (1921-1930гг.)), с основания Музея Революции СССР руководил его художественной частью и т. д. Скорее всего, не без участия А.В. Григорьева могли формироваться новые поступления в Козьмодемьянский музей.

В 1925г. музеем получена очередная партия произведений искусства. Это было поступление из ЦХ ГМФ картин из коллекции Румянцевского музея в сентябре 1925 года по акту 405. Центральное хранилище было образовано в 1922 г. Главнаукой Наркомпроса РСФСР из филиального отделения Румянцевского музея.

Стоит добавить, что задачей Центрального хранилища являлось создание музейного фондового запаса для пополнения музеев РСФСР, позднее СССР, художественными произведениям. В 1929 г. ЦХ ГМФ прекратило свое существование, и художественные материалы, согласно распоряжению Главнауки, были распределены по музеям Москвы и периферии.

4.1. Поступление в сентябре 1925г. картин из коллекции Румянцевского музея, вошедшей в Государственный музейный фонд

Так как история Козьмодемьянского музея так или иначе связана с коллекцией Румянцевского музея, стоит несколько слов сказать об истории этого музея.

Свое имя музей получил в память о графе Николае Петровиче Румянцеве (1754-1826) – государственном деятеле, дипломате, крупнейшем российском меценате, книжное собрание и коллекции которого составили основу музея, который был открыт уже после смерти Николая Петровича (1826г.) его братом Сергеем Петровичем в 1831 году в Санкт-Петербурге в собственном особняке Румянцева, одном из красивых зданий Английской набережной. Румянцевский Музеум - первый в России общедоступный частный музей, завещанный государству. Позднее его переводят в Москву в дом Пашкова на ул. Моховой. Переезд должен был сохранить музей от упадка. В 1861г. состоялось открытие нового московского музея, который станет впоследствии центром художественной жизни Москвы ХIХ в. Коллекции, начатые собираться еще графом Н.П. Румянцевым, продолжают активно пополняться и в Москве за счет пожертвований благотворителей и меценатов: К.Т. Солдатёнкова (самое большое поступление было в 1901г.), А.Н. Бахметьевой, И.П. Свешникова, М.П. Фабрициуса и др. В 1915—1920гг. в РМ поступили 32 частных собрания. Картинная галерея активно начала формироваться лишь после переезда. Это была самая первая государственная картинная галерея в Москве, а собрание живописи Румянцевского Музеума было там самым лучшим и вторым в России - после собрания Императорского Эрмитажа. Но после революции 1917 года начался новый период жизни Государственного Румянцевского музея (таково стало его название).

С 1919г. началась раздача картин живописного фонда музея (он составлял примерно 3,5 тыс. предметов), которая проходила параллельно с пополнением музея в период 1919-1923 гг. (сюда входили и добровольные пожертвования и национализация коллекций у собирателей, возможно, и закупка).

Раздача произведений искусства началась еще до того, как было принято решение о расформировании Государственного Румянцевского музея, подписанное 6 февраля 1925г.

С апреля 1924г. в доме Пашкова уже работала комиссия Главнауки по ликвидации ГРМ.

В 1925г. коллекцию разделили. Собрание книг (только при Н.П. Румянцеве было собрано почти 29 тысяч томов, собрание рукописей) стало основой главного книгохранилища страны - Библиотеки им. Ленина (ныне – Российская государственная библиотека), которая осталась в усадьбе Пашкова, картины и скульптуры распределили по музеям. Самую лучшую часть и большее количество произведений русской живописи Румянцевского музея получили Государственная Третьяковская галерея и МИЗИС (Музей изящных искусств, с 1932г. - Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), а также другие большие и малые музеи СССР. После распада в прошлом многонациональной страны картины оказались за ее пределами: в Украине, Белоруссии, Узбекистане [7], [8, с.12-51].

Так частица коллекции Румянцевского музея стала частью музея в Козьмодемьянске, значимой, весомой, одной из лучших.

Список поступлений из Румянцевского музея в музей Козьмодемьянска был предоставлен специалистами, которые, работая архивах РГАЛИ, готовили материал по коллекциям, в том числе и художественной, бывшего Румянцевского музея, рассредоточенной по России и Ближнему Зарубежью. Этой непростой работой занимались Татьяна Николаевна Игнатович, старший научный сотрудник Российской государственной библиотеки, и Наталия Петровна Игумнова, заместитель председателя Румянцевского общества. Этот список впервые был опубликован в книге Т.Н. Игнатович «Картины Румянцевского музея в музейных собраниях живописи России и соседних государств» [8, с.65-66].

Список картин Румянцевского музея, выданных из Центрального хранилища Государственного музейного фонда в сентябре 1925 года по акту 405 в Козьмодемьянский музей

Дар РМ от И.М. Пестовой в 1889-90гг.:

Белов Г.И. Святой Иероним. 1839. 87×68. Инв. ГМФ 8269; из ЦХ ГМФ в сент. 1925г. по акту 405.

Из собр. К.Т. Солдатёнкова:

Рачков Н.Е. Головка (в РМ: «Портрет мальчика Маркизио», в Козьмодемьянске: «Портрет мальчика»). Овал, 58×53. Кат. 1912, с. 136, № 41. Инв. ГМФ 7357; из ЦХ ГМФ в сент. 1925г. по акту 405.

Из собр. М.П. Фабрициуса:

Судковский Р.Г. Берег моря в Крыму (в Козьмодемьянском музее: «Морской берег. Залив подле Очакова»). 41×58. Инв. ГМФ 7420; из ЦХ ГМФ в сент. 1925г. по акту 405.

Корзухин А.И. Крестьянские дети. 63×45. Инв. ГМФ 7457; из ЦХ ГМФ в сент. 1925г. по акту 405.

Соколов П.П. Охотник («Ермолай и Валетка», в музее: «Охотник с собакой»). 31×24. Инв. ГМФ 7467; из ЦХГМФ в сент. 1925г. по акту 405.

Из собр. А.В. Касьянова: 

Архипов А.Е. Весенний праздник («Весенний день», на выставке «Союза русских художников» 1913-1914: «Весенние праздники»). 1913. 102×95. Инв. ГМФ 7396; из ЦХ ГМФ в сент. 1925г. по акту 405. Выставка СРХ (1913-1914).

Из собр. Н.П. Вишнякова: 

Поленов В.Д. Пейзаж. 44×90. Инв. ГМФ 7413; из ЦХ ГМФ в сент. 1925г. по акту 405.

Из собр. М.М. Петрово-Соловово:

Каменев Л.Л. Пруд («Пейзаж с прудом»). 68×112. Инв. ГМФ 8317; из ЦХ ГМФ в сент. 1925г. по акту 405.

Из собр. С.С. Рябова:

Рыбаков Г.Ф. Голова старика. 56 (58?)×48. Инв. ГМФ 966 (11); из ЦХ ГМФ в сент. 1925г. по акту 405.

Из неустановленного собр.:

Волков А.М. Демьянова уха. 1856. 67×79,5. Инв. ГМФ 8322; из ЦХ ГМФ в сент. 1925г. по акту 405.

Несколько слов стоит сказать и о собирателях произведений искусства, чьи живописные картины сейчас составляют коллекцию «2-й Третьяковки на Волге».

Козьма Терентьевич Солдатёнков (1818-1901) - московский предприниматель, коммерции советник, текстильный фабрикант, крупный книгоиздатель и благотворитель, владелец художественной галереи и старинного нарышкинского имения «Кунцево». Родился в Москве, в старообрядческой купеческой семье.

Мария Михайловна Петрово-Соловово (1858-1940), графиня, фрейлина императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны, коллекционер. Родственница и наследница известного коллекционера К.Т. Солдатёнкова (1818 – 1901). После 1917г. в эмиграции. В национализированном собрании русской живописи, поступившем в Румянцевский Музей в 1918г., содержалось 40 единиц хранения, преданных М.М. Петрово-Соловово.

Михаил Платонович Фабрициус (1847-1915) - адъютант Большого Кремлёвского дворца, генерал-майор, чиновник особых поручений при Кабинете Его Императорского Величества. Известный коллекционер живописи.

Александр Васильевич Касьянов (1851–1925) – известный сибирский коммерсант, имевший влияние в торгово-промышленных кругах Москвы, коллекционер, владевший замечательными произведениями современных ему крупных русских художников.

Николай Петрович Вишняков (1844 - 1927) - русский общественный деятель, купец, потомственный почетный гражданин г. Москвы, гласный Московской думы конца XIX - начала XX вв., геолог-любитель и коллекционер.

Вывод: Благодаря кропотливой работе специалистов в архиве РГАЛИ стало достоверно известно, какие именно работы поступили из коллекции Румянцевского музея через ЦХ ГМФ в Козьмодемьянский музей. Согласно данным из этого списка, видно, что когда-то эти картины были достоянием богатых и влиятельных людей России 2-ой половины 19в., затем в разные годы стали частью одной масштабной коллекции московского Румянцевского музея. И вот уже скоро как сто лет эти работы бессменно находятся в экспозиции Козьмодемьянского музея.

4.2. Поступление картин и скульптуры из Центрального хранилища Государственного музейного фонда 6 октября 1925г.

Следующее поступление, предположительно, было в октябре 1925г. Вслед за картинами из собрания Румянцевского музея идет новое поступление из ЦХ ГМФ. Архивных документов по этому поводу нет. Список произведений искусства был составлен в 1980-90-е гг. на основании неизвестного на данный момент источника, для подтверждения которого требуется дополнительная розыскная работа в фондах РГАЛИ.

Картины:

  1. Л. Туржанский «Лошади»
  2. К. Юон «Зимний пейзаж»
  3. К. Юон Кузница
  4. И. Творожников «Мальчик - нищий»
  5. А. Степанов «Зимний вечер»
  6. Н. Фешин. Портрет студентки Быстровой
  7. Н. Фешин. Портрет чувашки
  8. Н. Фешин. Черемисская свадьба (эскиз)
  9. Н. Фешин. Черемисская свадьба (эскиз).

Скульптура:

10. Бобринский «Диана»

11. Е.И. Беклемишева–Прохорова «Саломея»

12. Н/х Женщина с лирой (Женщина с арфой)

13. Н/х Лаокоон (Лаокоон с сыновьями)

14. Н/х Египетское божество

15. Н/х Парис у срубленного дерева (Парис)

16. Н/х Даная (Фигура женщины с амуром)

17. Н/х Резная доска. (Восточная работа)

18. Скульптура

19. Шлем с кольчугой.

После того, как в период с сентября 1919 по 1925гг. был сформирован так называемый «золотой фонд» художественной коллекции музея в Козьмодемьянске, Москва по-прежнему проявляет внимание к вновь сформированным коллекциям в столичных и провинциальных музеях. Об этом говорит письмо от 14 июля 1928г. в Козьмодемьянский музей за подписью И.Э. Грабаря, который руководил в это время Центральными государственными реставрационными мастерскими (1918 – 1930гг.). ЦГРМ (сейчас это ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря) были подчинены Наркомпросу и входили в состав Главнауки.

В Козьмодемьянский художественный музей

Центральные Государственные Реставрационные Мастерские настоящим сообщают, что Музейным Отделом Главнауки / от. 7/7 с.г. за № 50/656 с приложением списка провинциальных художественных музеев и крупных собраний/ на них возложено общее наблюдение за правильностью хранения музейных коллекций в означенных музеях, в число которых вошли и художественные коллекции в Вашем Музее.

Ввиду указанного ЦГРМ просят Вас внести в Вашу смету по спецсредствам расходы, связанные с командированием инспекторов и научных сотрудников ЦГРМ в Ваш музей для обследования коллекций и принятия мер к их консервации.

По мере надобности или в случае необходимости принятия срочных мер по консервации целых коллекций или отдельных, особо значительных экспонатов, музей имеет право обращаться в ЦГРМ с просьбой о присылке инспектора для осмотра, обследования и принятия мер консервации или реставрации соответствующих памятников.

Директор ЦГРМ                         (подпись)                         /И. Грабарь/ [9].

К сожалению, неизвестно, были ли работы из Козьмодемьянского музея в те годы на реставрации. Но впереди художественную коллекцию ждало тяжелейшее испытание: в годы Великой Отечественной войны полотна известных художников лежали в неотапливаемом закрытом здании музея (в бывшем Смоленском соборе) и пострадали. Реставрация работ в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря началась лишь с 1995 года. Правда, первая реставрация графических листов была осуществлена в более раннее время: в конце 1980-х гг.

Заключение

Художественная коллекция Козьмодемьянского музея начала формироваться в сложное послереволюционное время. Было много хозяйственных, материальных, идеологических и др. проблем. Но, как показывает время, это того стоило. Как говорил поэт: «Большое видится на расстоянии…». Первое столетие пройдено: для коллекции это было время приобретений и потерь, открытие одних имен и забвение других.

Музей - это живой организм. Нет, в нем не застыло время, как когда-то считалось. Время, эпоха, как в зеркале, лишь отражается в произведениях искусства, которые этому времени не подвластны. Подлинное искусство вне времени и на все времена.

Именитые мастера живописи и графики, безусловно, создают лицо Козьмодемьянского музея. Но душу музею дарят люди – музейные работники, которые, сохраняя и изучая коллекцию, работают для зрителя.

В день рождения музея это важно помнить. А.В. Григорьев умел ценить искусство. Это умение поддержали все подвижники музейного дела. Без них не было бы нашей «Малой Третьяковки». В письме от 27 сентября 1960г. к Анастасии Михайловне Михеевой, занимавшей тогда пост директора музея, А.В. Григорьев пишет: «…Ведь если так пойдет пополнение картинной галереи музея, то мы скоро догоним Государственную Третьяковскую Галерею! И на моей родине, на Волге, будет 2-я Третьяковка! … Если в Италию путешествуют со всего земного шара посмотреть на гениальные произведения Рафаэля, Леонардо-да-Винчи, Микеланджело и других, то со временем в Козьмодемьянск будут как в Третьяковку тянуться… туристы сначала из СССР, а потом и из-за границы» [10].

Разве это не так?!

Список используемых источников

  1. Коробова Евгения. Андрей Сарабьянов: Наш русский авангард дорого стоит и хорошо подделывается. Интервью газете «Вечерняя Москва». 16.04.2014г. – Режим доступа: https://vm.ru/news/244598.html, свободный.
  2. ДФ КХИМ (Документальный фонд Козьмодемьянского художественно-исторического музея им. А.В. Григорьева).
  3. Письмо И.И. Галеева в Художественно-исторический музей им. А.В. Григорьева.
  4. НА РТ. Фонд 271, опись 1, ед. хр. 48. лист 211: Отчет о работе Козьмодемьянского музея с 7 сентября 1919 г. – 4 февраля 1920г. Заведующий Бочкарев.
  5. Муравьев А.В. Художественное образование в Козьмодемьянске в начале 20-х гг. XXв. Электронный сборник статей.
    1. Первая Козмодемьянская выставка картин, этюдов, эскизов, рисунков и проч.: каталог / авт. вст. ст. А.В. Григорьев. Козмодемьянск: Государственная типография, 1920. – 31 с.
    2. Игнатович Т.Н. О картинах из послереволюционных поступлений в собрания живописи Московского румянцевского музея. Послереволюционные поступления в здания Румянцевского музея в Старом Ваганькове : международная конференция «Румянцевские чтения 2006» (Москва, 11-13 апреля 2006 г.): доклад. - / Т.Н. Игнатович. - Режим доступа: http://rumchten.rsl.ru/2006/docs, свободный
    3. Игнатович Т.Н. Картины Румянцевского музея в музейных собраниях живописи России и соседних государств: Судьба картин из Императорского Московского Румянцевского музея и исторически связанных с ним собраний / РГБ. — М.: Пашков дом, 2009. — 374с.
    4. ДФ КХИМ (Документальный фонд Козьмодемьянского художественно-исторического музея им. А.В. Григорьева). Письмо И.Э. Грабаря в Козьмодемьянский музей.

10.  ДФ КХИМ (Документальный фонд Козьмодемьянского художественно-исторического музея им. А.В. Григорьева). Из письма А.В. Григорьева директору Козьмодемьянского музея А.М. Михеевой. Таруса. 27.09.1960г.

Отдельное спасибо заведующей отделом истории, культуры и искусства Алексеевой Ж.В. за предоставленные фотографии картин.

Сотрудник музея Татьяна Киреева

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://www.kmkmuzey.ru/100lethim/4770-fond3#sigProId63c8e9b7e2