Ошибка
  • Ошибка при загрузке модулей:MySQL server has gone away SQL=SELECT id, title, module, position, content, showtitle, control, params FROM jos_modules AS m LEFT JOIN jos_modules_menu AS mm ON mm.moduleid = m.id WHERE m.published = 1 AND m.access <= 0 AND m.client_id = 0 AND ( mm.menuid = 749 OR mm.menuid = 0 ) ORDER BY position, ordering
  • Ошибка при загрузке модулей:MySQL server has gone away SQL=SELECT id, title, module, position, content, showtitle, control, params FROM jos_modules AS m LEFT JOIN jos_modules_menu AS mm ON mm.moduleid = m.id WHERE m.published = 1 AND m.access <= 0 AND m.client_id = 0 AND ( mm.menuid = 749 OR mm.menuid = 0 ) ORDER BY position, ordering
  • Ошибка при загрузке модулей:MySQL server has gone away SQL=SELECT id, title, module, position, content, showtitle, control, params FROM jos_modules AS m LEFT JOIN jos_modules_menu AS mm ON mm.moduleid = m.id WHERE m.published = 1 AND m.access <= 0 AND m.client_id = 0 AND ( mm.menuid = 749 OR mm.menuid = 0 ) ORDER BY position, ordering
  • Ошибка при загрузке модулей:MySQL server has gone away SQL=SELECT id, title, module, position, content, showtitle, control, params FROM jos_modules AS m LEFT JOIN jos_modules_menu AS mm ON mm.moduleid = m.id WHERE m.published = 1 AND m.access <= 0 AND m.client_id = 0 AND ( mm.menuid = 749 OR mm.menuid = 0 ) ORDER BY position, ordering
  • Ошибка при загрузке модулей:MySQL server has gone away SQL=SELECT id, title, module, position, content, showtitle, control, params FROM jos_modules AS m LEFT JOIN jos_modules_menu AS mm ON mm.moduleid = m.id WHERE m.published = 1 AND m.access <= 0 AND m.client_id = 0 AND ( mm.menuid = 749 OR mm.menuid = 0 ) ORDER BY position, ordering
  • Ошибка при загрузке модулей:MySQL server has gone away SQL=SELECT id, title, module, position, content, showtitle, control, params FROM jos_modules AS m LEFT JOIN jos_modules_menu AS mm ON mm.moduleid = m.id WHERE m.published = 1 AND m.access <= 0 AND m.client_id = 0 AND ( mm.menuid = 749 OR mm.menuid = 0 ) ORDER BY position, ordering
  • Ошибка при загрузке модулей:MySQL server has gone away SQL=SELECT id, title, module, position, content, showtitle, control, params FROM jos_modules AS m LEFT JOIN jos_modules_menu AS mm ON mm.moduleid = m.id WHERE m.published = 1 AND m.access <= 0 AND m.client_id = 0 AND ( mm.menuid = 749 OR mm.menuid = 0 ) ORDER BY position, ordering
  • Ошибка при загрузке модулей:MySQL server has gone away SQL=SELECT id, title, module, position, content, showtitle, control, params FROM jos_modules AS m LEFT JOIN jos_modules_menu AS mm ON mm.moduleid = m.id WHERE m.published = 1 AND m.access <= 0 AND m.client_id = 0 AND ( mm.menuid = 749 OR mm.menuid = 0 ) ORDER BY position, ordering

100-летию музея,
А.В. Григорьеву и всем подвижникам
музейного дела в Козьмодемьянске

Проблемы формирования «золотого фонда» художественной коллекции Козьмодемьянского художественно-исторического музея им. А.В. Григорьева.

Поступление живописи и графики (1919-1925 гг.)

(исследовательская работа)

Часть 2 «Поступления живописи и графики в период с сентября 1919г. до ноября 1920г.»

Часть 1 «Предпосылки создания в 1919г. в Козьмодемьянске музея с художественным отделом. Первое поступление произведений искусства»: http://www.kmkmuzey.ru/100lethim/4687

Вступление

После революции 1917г. молодое советское государство своей политикой в области культуры и просвещения провозглашает сохранение историко-культурного наследия. С этой целью 28 мая 1918г. был создан Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины при Наркомпросе РСФСР (Народном комиссариате просвещения), возглавляемым наркомом просвещения А.В. Луначарским. Во главе же Отдела музеев (Всероссийская коллегия) была Наталья Ивановна Троцкая (до 1927г.), а инициатором создания данного учреждения был известный русский живописец и искусствовед И.Э. Грабарь. Одной из задач данного Отдела стало открытие в стране общегосударственных музеев. Для этого с декабря 1918г. при местных отделах народного образования стали создаваться губернские и уездные подотделы по делам музеев и охране памятников искусства и старины. Благодаря политике Казанского губернского подотдела в 1919 – 1920гг. в Казанской тогда еще губернии и были открыты первые такие музеи: в Козьмодемьянске, Елабуге, Тетюшах.

Первыми экспонатами художественной коллекции Козьмодемьянского музея, открытого 7 сентября 1919г., стали картины казанских художников П.А. Радимова и Г.А. Медведева с Волжско-Камской передвижной художественной выставки 1918г. Буквально за следующий год (с сентября 1919г. до ноября 1920г.) художественная коллекция музея пополнилась большим количеством работ известных русских художников: от передвижников до авангардистов, а также было небольшое поступление работ западноевропейских художников. Это был период активных закупок и безвозмездных поступлений.

С энтузиазмом подключается к обеспечению уездного музея картинами агент Всероссийской коллегии по делам музеев А.В. Григорьев (назначен в сентябре 1919г.), о чем сообщается в Москву в Отдел по делам музеев и охраны памятников старины и искусства и испрашиваются денежные средства и «посылки имеющихся ценностей для музея, как то для художественного отдела: картин, отражающих историю русской живописи, древнерусского искусства от петровской эпохи до передвижничества, передвижников, союза русских художников, «мира искусства», скульптуры, копий, репродукций со старых… [слово неразборчиво, возможно, мастеров – Т.К.] запада …» [1].

Глава 3. Первые поступления произведений искусства в Козьмодемьянский музей с сентября 1919г. до ноября 1920г. (Период между открытием музея 7 сентября 1919г. и Первой Козьмодемьянской выставкой картин, этюдов, эскизов, рисунков и проч. (г. Козьмодемьянск. 7 ноября – 7 декабря 1920г.). 

  1. Поступление экспонатов из фонда Казанского губмузея.
  2. Приобретение экспонатов с Первой государственной выставки искусств и науки в г. Казани, 25 мая 1920г.
  3. Приобретение экспонатов из коллекции А.Ф. Мантеля.
  4. Приобретения работ у казанских и московских художников.
  5. Поступление графических работ из Государственного художественного фонда Отдела изобразительных искусств Наркомпроса РСФСР в мае 1920г. (Список рисунков и гравюр № 22 от 21 мая 1920г.)
  6. Поступление произведений местных художников (руководителей и учащихся местных Государственных свободных художественных мастерских) [2, с. 4].

3.1. Поступление экспонатов из фонда Казанского губмузея (губернского музея)

Спасение культурных ценностей по всем городам, селениям и усадьбам от разграбления и уничтожения было поручено новой революционной властью Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины, в ведении которой и находился Казанский губернский подотдел. При нем с 1919г. стал формироваться музейный фонд по Казанской губернии (с 1920г. Татарской АССР). Член коллегии Губернского подотдела по делам музеев, профессор А.М. Миронов в статье «Музейный фонд, как источник для выставок» разъяснил происхождение, содержание и задачи музейного фонда [3, с. 58-62].

Во многих квартирах, домах, помещичьих усадьбах состоятельных обитателей Казани, которые были ими покинуты после отступления чехословаков в 1919г., оставались «многочисленные культурные сокровища, драгоценнейшие произведения искусства, науки и художественной промышленности, картины, статуи, художественные изделия из фарфора, бронзы и проч., которые поколения за поколениями собирали владельцы» [3, с. 59]. Большое число произведений искусства и старины сначала перевозились в университеты и склады, а впоследствии – в Губернский музей, где хранился образовавшийся таким образом музейный фонд по Казанской губернии [3, с. 61].

С тех пор как Всероссийский музейный фонд в Москве, так и этот губернский музейный фонд, естественно, сделался прежде всего источником для организации и пополнения уездных музеев по Казанской губернии, которые уже были учреждены Казанской Коллегией по охране памятников искусства в нескольких уездах (7) и намечены в остальных… [3, с. 62].

После открытия музея в Козьмодемьянске, стояла следующая важная задача: его развитие, наполнение экспонатами, создание новых экспозиций. Поэтому сотрудники музея при активном участии уполномоченного Всероссийской коллегии по делам музеев А.В. Григорьева направляют в Казань служебные записки, запросы с просьбой пополнения художественного отдела созданного музея произведениями искусства.

Приведу несколько архивных документов тех лет (орфография и пунктуация как в документе).

Служебная записка в Музейную коллегию от Козьмодемьянского уездного Отдела по просвещению от ? сентября 1919г. № 1254:

«7-го сентября Козьмодемьянским Внешкольным П-отделом в г. Козьмодемьянске открыт Уездный Центральный Музей с отделами: педагогическим, этнографическим, искусств, сельского хозяйства, естественным, физико-математическим и проч.

Сообщая о сем, П-отдел убедительно просит снабдить вновь открытый Музей копиями картин, дублетами фарфора, бронзы, чучел, коллекций и проч.

Поддержка необходима сейчас же.

Заведующий П-отделом А. Болодурин (подпись)

Делопроизводитель Запольская (подпись)» [4].

Следующий документ гласит:

«Копия

Пропуск 155

от Казанского Подотдела Всероссийской коллегии по делам

музеев и охраны памятников искусств и старины.

Посылается с инструктором Хлытиной картины и скульптура (в пяти ящиках) для Козьмодемьянского музея. Предметы ни реквизиции, ни конфискации не подлежат.

Председатель Казанского Подотдела

Секретарь

9 марта 1920г.» [5].

В 1919г. в командировке в Козьмодемьянске был профессор А.М. Миронов, член Казанского Подотдела по делам музеев, с целью осмотра местных старинных церквей и различных древностей (об этом уже было упомянуто в главе 2). Кроме этого, Мироновым был обследован только что открытый Уездный музей и даны указания относительно дальнейших условий его развития и размещения коллекций. Далее в документе сообщается:

«В Казани проф. Мироновым была произведена продолжительная сложная работа по отбору из имущества, реквизированного в многочисленных квартирах подлежащими властям, - картин, скульптурных произведений, бронзы, фарфора и т.д., которые представляют исторический и художественный интерес, были отобраны многочисленные произведения всех указанных видов, которые затем были перенесены в губернский музейный фонд, из которого часть была отправлена в уездные музеи, часть оставлена для Казанского губернского музея» [4].

Профессор Миронов также обещает, что «будут приняты меры к тому, чтобы в ближайшем будущем это отделение искусств [имеется в виду картинная галерея Козьмодемьянского музея – Т.К.] было пополнено еще другими произведениями», о чем Мироновым «даны указания заведующим этим Отделом лицам» [4].

В главе 2-й этой работы говорилось о картинах из частных коллекций жителей Казани, принимавших участие в выставке «Художественные сокровища Казани» 1916г. Они тогда представляли частные собрания казанских коллекционеров. Некоторые картины с этой выставки находятся в коллекции Козьмодемьянского музея. В период 1919 – 1920гг. они, скорее всего, и попали в наш музей из фонда Казанского губмузея, а не с Волжско-Камской передвижной художественной выставки. Именно в это время формировался музейный фонд из экспроприированных и реквизированных частных коллекций. Сложно на сегодняшний день определить, что поступило в это время: список поступлений из Казанского губмузея пока не найден. Требуется тщательная работа с архивами в Казани (НА РТ). Точно неизвестно и то, было ли это поступление или все-таки приобретение. Скорее всего, это было безвозмездное поступление произведений искусства: картин, скульптуры, фарфора, бронзы.

Часть списка картин, поступивших, предположительно,

из фонда Казанского губмузея

1. Клевер Ю.Ю. Зимний закат (масло). / Зимний закат. 1900. Холст, масло. 97х78. Из бывшего собр. К.И. Оконишникова.

2. Клевер Ю.Ю. На озере (масло). /Рыбак. 1878. Холст, масло. 58х43.

2. Фромантен Э. Лошади (масло). / Кони (Лошади на отдыхе в пейзаже). Доска, масло. 16х20,5. Из бывшего собр. А.М. Миронова.

3. Брюллов К.П. У водоема (масло). / Неизвестный художник школы К.П. Брюллова. Итальянка у источника. Середина XIXв. Холст, масло. 99х76. Из бывшего собр. А.М. Миронова.

4. Вивенот «Константинополь» (масло). / Пролив Босфор (Константинополь). Холст, масло. 69х106.

5. Неизвестный художник XVIIIв. Портрет (масло). / Итальянский художник 2-й пол. XIXв. Гильермо Ди Санти. Женский портрет (овал). 1864. Холст, масло. 73х60.

6. Неизвестный художник XVIIIв. Портрет (масло). / Неизвестный художник западноевропейской школы. Мужской портрет (в овале). Холст, масло. 78х63.

7. Неизвестный художник. Копия с портрета Рембрандта (масло) – сейчас нет в коллекции.

8. Неизвестный художник. «Кесарево кесареви» (масло) – сейчас нет в коллекции.

9. Неизвестный художник. Мадонна (масло). / Неизвестный художник. Копия с картины Рафаэля «Мадонна с младенцем». Середина XIXв. Холст, масло. 80х58,5.

10. Неизвестный художник. Мадонна (масло) – сейчас нет в коллекции

11. Неизвестный художник. Избиение младенцев (масло). / Неизвестный художник. Избиение младенцев. Картон, масло. 52х46.

Об одной из этих перечисленных картин стоит остановиться подробнее. Это единственное полотно, у которого изменилось авторство.

Картина «Итальянка у источника» (раньше называлась «У источника») К.П. Брюллова до того, как в первой половине 1920г. стала частью художественной коллекции козьмодемьянского музея, принадлежала профессору А.М. Миронову. 100 лет эта картина бессменно занимает достойное место в экспозиции музея. До реставрации в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря в 1998г. автором этой картины был великий Карл Брюллов. После ряда исследований (химический анализ краски, холста, рентгенография и др.) художники-реставраторы вынесли вердикт, что эта работа принадлежит не К. Брюллову, а неизвестному ученику его школы. О том, что эта картина неизвестного художника приписывается К.П. Брюллову, говорила еще в 1963г. в своей книге о великом мастере известный искусствовед, ведущий специалист по творчеству Брюллова Э.Н. Ацаркина. Эта картина «У источника» была указана в каталоге выставки «Распродажа картин членов МОЛХ Н.Н. Дунаева и Р.Д. Вострякова» (Членами Московского общества любителей художеств были известные крупные купцы) [6, с. 374]. Предположительно, во время этой распродажи (1910-е гг.) картина и была приобретена А.М. Мироновым.

Стоит отметить, что, кроме картин известных художников и копий с мастеров Запада, в уездный музей из губернского музейного фонда поступили скульптура, изделия из бронзы, фарфор и др., представляющие исторический и художественный интерес.

Вывод: пополнение художественной коллекции шло по линии Казанского Подотдела Всероссийской Коллегии по делам музеев и охране памятников старины и искусства. Этот фонд формировался в основном из экспроприированных и реквизированных экспонатов из частных коллекций. И не предполагали первые музейные работники, что не только «копиями картин, дублетами фарфора, бронзы» будет пополнена «маленькая картинная галлерея», а настоящие уникальные экспонаты получит будущая «2-я Третьяковка на Волге». Картины из частных коллекций стали достоянием общегосударственных музеев, по-прежнему радовали своего зрителя, только теперь в его роли выступал простой советский народ.

3.2. Приобретение экспонатов с Первой государственной выставки искусства и науки в г. Казани (открылась 25 мая 1920г.)

Информацию об этой выставке можно было получить из вступительной статьи каталога к ней. Материал этот не второстепенный, так как именно с этой выставки было немалое поступление в Козьмодемьянский музей до ноября 1920г.

«1-ая Государственная Выставка Искусства и Науки организована в Казани Политотделом Запасной Армии Р.С.Ф.С.Р., Казанским Губернским отделом Народного Образования и Казанским Подотделом Всероссийской Коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины. Москва (Центральный отдел изобразительных искусств и Всероссийская коллегия по делам музеев) приложила немало сил, снабдив Выставку значительным количеством интересных произведений. На этой выставке было представлено до 2000 произведений разных отделов: живопись, графика, прикладное искусство, этнография [3, с. 2].

Задачей выставки было «дать трудовым массам произведения изобразительного искусства различных течений, начиная от самого реалистического и вплоть до новейших опытов молодых художников» [3, с. 2].

В Казани был издан каталог этой выставки, который сопровождался статьями о русской живописи искусствоведа П.М. Дульского и о музейном фонде как источнике для выставок профессора истории искусств Казанского университета А.М. Миронова

По завершении этой крупной выставки в Казани большая часть экспонатов осталась в фондах Центрального музея Татарской АССР. Часть экспонатов выставки была распределена между первыми музеями, открытыми в уездных городах Казанской губернии в первые годы после революции (1919-1920гг.): Козьмодемьянск, Елабуга, Тетюши.

Возникает вопрос, что именно поступило в Козьмодемьянский музей после этой выставки?

Точных данных и по этому вопросу нет, поэтому помощником становится каталог Первой государственной выставки искусства и науки в г. Казани, некоторые архивные материалы из документального фонда Козьмодемьянского музея.

Из нижеприведенной таблицы хорошо видно, что с Первой государственной выставки в Казани стало достоянием уездного музея в июле 1920г. и что уже в ноябре этого же года предстало перед зрителями на Первой Козьмодемьянской выставке картин, этюдов, эскизов, рисунков и проч.»

Таблица 2. Список (возможно, неполный) тех работ, которые экспонировались на Первой государственной выставке искусств и науки в Казани в мае 1920г. и которые позднее, в ноябре 1920г., были представлены на Первой Козьмодемьянской выставке картин, этюдов, эскизов, рисунков и проч.

Первая государственная выставка искусств и науки в Казани.

(г. Казань. Май, 1920г.)

(указаны номера из каталога)

Первая Козьмодемьянская выставка картин, этюдов, эскизов, рисунков и проч. (г. Козьмодемьянск.

7 ноября – 7 декабря, 1920г.)

(указаны номера из каталога)

6. Бакшеев В.Н. Вечер на берегу озера. 1918г.

95. Бакшеев В.Н. Вечер на берегу озера (масло)

35. Грабарь И.Э. Сентябрь. 1906г.?

8. Грабарь И.Э. Сентябрь (масло)

58. Зайцев М.М. Портрет.

171. Зайцев М.М. Портрет (масло)

? Винокуров П.П. Этюд

63. Винокуров П.П. Волга (масло)

317. Медведев Г.А. Думы

92. Медведев Г.А. Думы (масло)

379-400. Радимов В.А. Шаржи

120-122. Радимов В. А. Шаржи (3 шт.)

(сейчас в коллекции только один шарж)

404. Радимов П.А. Елка

116. Радимов П.А. Елка

227. Дульский П.М. Цветы (акварель 1918г.)

80. Дульский П.М. Натюр морт (акварель)

(сейчас нет в коллекции)

502. Усвайский П.И. Сумерки (перо)

 

48. Усвайский П.И. Сумерки (графика)

(сейчас нет в коллекции)

483. Тимофеев В.К. После стирки

118. Тимофеев В.К. Прачка (масло)

(сейчас нет в коллекции)

551-560. Щербаков Вал. Сем. Эскизы декораций для оперного и драматического театров в Казани в сезон 1919-1920гг.

186. Щербаков В.С. Терем Бориса Годунова (эскиз декорации)

(сейчас нет в коллекции)

Согласно авансовому отчету о расходах на закупку картин и скульптуры для Козьмодемьянского уездного музея [7], приобретение этих работ было произведено в июле 1920г. Общая потраченная сумма составила около 335 тысяч рублей. О закупке картин с Первой государственной выставки искусств и науки в Казани 1920г. говорит и вот этот документ из ГА РМЭ - выписка из удостоверения С.Ф. Пузырникова, сотрудника музея тех лет:

«1920г. 4 сентября

Представитель сего Пузырников Сергей Федорович, Козмодемьянским отделом просвещения командируется в гор. Казань за закупленными Козмодемьянским отнаробом [отделом народного образования – Т.К.] картинами, бронзой и фарфором (на 1 государственной выставке, дали 300000 руб. Действителен с 4 по 14 сентября» [8].

Стоит отметить, что не все работы, перечисленные выше в таблице 2 как поступившие в музей в июле 1920г., имеются в современной коллекции. Нет работ П.М. Дульского «Натюрморт» (акварель), П.И. Усвайского «Сумерки» (перо), В.К. Тимофеева «Прачка» (масло), В.С. Щербакова «Терем Бориса Годунова» (эскиз декорации), В.П. Егорова «Этюд». Из шаржей В.А. Радимова остался только один. Судьба их неизвестна.

Список картин (возможно, неполный) из коллекции Козьмодемьянского художественно-исторического музея им. А.В. Григорьева, закупленных после Первой государственной выставки искусства и науки в г. Казани (1920г.).

  1. Бакшеев В.Н. Вечер (Пруд). Холст, масло. 72х102
  2. Грабарь И. Э. Сентябрь. 1916. Холст, масло. 60х80
  3. Зайцев М.М. Женский портрет. 1912 (Портрет Софьи Яковлевны). Холст, масло. 70х57
  4. Винокуров П.П. У берегов Кавказа (?). Этюд. Холст, масло. 29х35
  5. Медведев Г.А. Думы старика. Холст, масло. 53х67
  6. Радимов В.А. Дружеский шарж. Бумага, масло. 38,5х20
  7. Радимов П.А. Елка. Холст, Масло. 78х54

Вывод: указанные работы художников были приобретены для музея в июле 1920г. через Козьмодемьянский уездный Отдел по просвещению после участия в Первой государственной выставке искусств и науки в г. Казани (май, 1920г.). Основанием для утверждения этого является документальное подтверждение из архива Козьмодемьянского художественно-исторического музея им. А. В. Григорьева [7].

3.3 Приобретение экспонатов из коллекции А.Ф. Мантеля

Козьмодемьянским музеем для пополнения коллекции в конце декабря 1919г. были закуплены произведения искусства из коллекции А.Ф. Мантеля. Это были живописные и графические работы художников кон. XIX – нач. XXвв. объединения «Мир искусства».

Александр Фердинандович Мантель – художественный критик, коллекционер, литератор и художник, редактор-издатель литературно-художественных альманахов и монографий о художниках – членах «Мира искусства». Его издания иллюстрировали Лансере и Кустодиев, а начинания активно поддерживали Н. Рерих, Г. Лукомский. Портрет Мантеля исполнил Петров-Водкин. Мантелем было основано первое в Казани частное книжное издательство по искусству, продукция которого принадлежит сегодня к числу раритетных изданий 1910-х годов.

После революции с 1919г. Александр Фердинандович обосновался в городе Тетюши Казанской губернии. С ноября этого же года был назначен, как и А.В. Григорьев, агентом Казанского губернского подотдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины только по Тетюшскому уезду. Именно благодаря его стараниям в Тетюшах 1 декабря 1919г. был открыт музей.

Стоит заметить, что Губернский музей (с 1921г. Центральный музей ТАССР) был открыт 5 апреля 1895г. Первым же музеем, открытым в послереволюционное время в Казанском крае, был музей в Козьмодемьянске (7 сентября 1919г.).

В декабре 1919г. было принято решение о закупке коллекции А.Ф. Мантеля для только что организованных музеев Казанской губернии. Об этом говорится в документе из НА РТ, предоставленном Е.П. Ключевской. Из «Протокола заседания коллегии Казанского подъотдела по делам музеев…13 ноября 1919г.»:

«Предложение П.М. Дульского о приобретении коллекции Мантеля за 40 тыс. рублей. Предложение Дульского об избрании Мантеля агентом по делам музеев и охране памятников старины и искусств по Тетюшскому уезду. – Назначить Мантеля означенным агентом по Тетюшскому уезду, вручив ему соответствующий мандат, выписать ему аванс в 5 тыс. рублей» [9].

О том, что это предложение о закупке работ из коллекции А.Ф. Мантеля было воплощено в жизнь, говорит другой архивный документ «Отчет о работе Козьмодемьянского музея с 7 сентября 1919 г. – 4 февраля 1920г.», составленный заведующим музеем С.В. Бочкаревым: «…40000 руб. переведено в Тетюши Мантелю на приобретение у него произведений из его коллекции. Последний прислал один пейзаж Жуковского, этюды С. Колесникова, Шильдера и Кокорева, графики – Лукомского, Лансере, Митрохина, Нарбута, Чемберс-Билибиной» [10].

Об этом пополнении писали в «Казанском музейном вестнике» №№ 1-2 за 1920г.: «Художественный отдел, благодаря энергии местного представителя губернского подотдела по делам музеев А.В. Григорьева, обогатился картинами Радимова, имеющими местное значение. Кроме того, музеем приобретены у А.Ф. Мантеля картины… и рисунки… [перечисляются фамилии авторов, см. выше – Т.К.]» [11].

А.В. Григорьев, который как художник, как уполномоченный Всероссийской коллегии по делам музеев принимал непосредственное участие в формировании художественной коллекции музея, мог быть знаком с А.Ф. Мантелем. Тем более они были коллегами. Этого мнения придерживается и автор книги «Судьба художника», историк, писатель К.Н. Сануков: «В этот же период другую часть его [А.Ф. Мантеля – Т.К.] коллекции приобретает для открытого 7 сентября 1919 года Козьмодемьянского краеведческого музея его организатор А.В. Григорьев, знакомый с владельцем ещё со времени своего обучения в Казанской художественной школе (1911–1915)» [12, с. 22]. Но, по мнению искусствоведа Е.П. Ключевской, которая занималась изучением этой коллекции и ее судьбой, появлению части коллекции Мантеля музей в Козьмодемьянске обязан П.М. Дульскому: «Хотя Григорьев и знал Мантеля еще до революции, но решающую роль в приобретении его коллекции не только для Козьмодемьянска, но и для Центрального музея ТАССР, по-видимому, все-таки сыграл П.М. Дульский, заведующий художественным отделом музея и член подъотдела Наркомпроса» [13].

Искусствовед Е.П. Ключевская в своей статье о судьбе коллекции говорит: «Коллекция Мантеля была приобретена музейным фондом Татнаркомпроса и распределена между тремя музеями – Козьмодемьянским, Тетюшским и Центральным музеем Татарской республики» [14, с. 126].

Приобретенные работы, поступившие в музей в 1919г., принимали участие в Первой Козьмодемьянской выставке картин, этюдов, эскизов, рисунков и проч. (г. Козьмодемьянск. 7 ноября – 7 декабря 1920г.). К сожалению, списка этих работ, закупленных у А.Ф. Мантеля, и точных данных (названия работ, техника, размеры, количество) нет. По этому вопросу снова было обращение к Е.П. Ключевской, которая ответила следующее: «Названия произведений, приобретенных музеем, не указываются. В тех документах Наркомпроса, вернее, отдела по делам музеев и охраны памятников старины, которые я в свое время посмотрела, таких списков я не видела, иначе непременно обратила бы на них внимание. Есть только списки мантелевской коллекции, приобретенной для Центрального музея ТАССР (приведены в отчете за 1919-1920 гг.)» [15].

Сопоставив данные из вышеприведенного документа из Национального архива РТ [10] с каталогом Первой Козьмодемьянской выставки картин, этюдов, эскизов, рисунков и проч. 1920г. [2] появилась хоть какая-то информация, на основании которой и был составлен примерный список живописных и графических работ, поступивших из коллекции А.Ф. Мантеля.

Список (примерный) работ из коллекции А.Ф. Мантеля, закупленных для Козьмодемьянского музея (данные взяты из каталога «Первая Козьмодемьянская выставка картин, этюдов, эскизов, рисунков и проч.» (г. Козьмодемьянск. 7 ноября – 7 декабря, 1920г.)

6. Жуковский С. Ю. (род. В 1873г.) Моя дача (масло) / Моя дача. Картон, масло. 32х41.

45. Лукомский Г. Архитектурный силуэт (тушь)

66. Шильдер А. (род в 1861г.) На Черном море (масло)

68. Кокорев А. М. (род. В 1869г.) Дали (масло)

88. Колесников С. Ф. (род. В 1879 г.) Зима. Этюд (масло)

131. Митрохин Д. Арабская сказка (графика)

132. Митрохин Д. Концовка для обложки (графика)

133. Нарбут Г. К басне «Чиж и еж» (графика)

134. Нарбут Г. К басне «Собачья дружба» (графика)

135. Нарбут Г. Заставка (графика)

136. Нарбут Г. Заставка (графика)

137. Чемберс-Билибина. Обложка (графика)

На Первой Козьмодемьянской выставке не прозвучало имя художника Лансере, упомянутое в вышеприведенном документе [10]. Возможно, это имя было в числе художников, представленных на этой выставке как неизвестные.

Вывод: Поступившая часть коллекции Мантеля, безусловно, было большой удачей для художественного отдела музея. Но, к сожалению, осознание этого, не помогло сохранить коллекцию в первозданном виде. На сегодняшний день из коллекции А.Ф. Мантеля, предположительно, осталась только одна работа: картина С.Ю. Жуковского «Моя дача» (масло). Но в художественном отделе музея по-прежнему есть работы, в том числе и графические, авторство которых неизвестно. Не исключено, что среди них могут быть и работы «мирискусников» из мантелевской коллекции. Для атрибуции требуется серьезная работа специалистов, которые помогли бы открыть новые имена, а, точнее, забытые старые.

3.4. Приобретения у казанских и московских художников

Среди этих приобретений было несколько работ учителя А.В. Григорьева по Казанской художественной школе Николая Ивановича Фешина. Семь работ художника были приобретены музеем через заведующего Казанским отделом искусств Наркомпроса П.А. Радимова 6 июля 1920г. на сумму 230 тысяч рублей [7].

  1. Фешин Н.И. Натурщица (масло)
  2. Фешин Н.И. Бойня. Эскиз (масло)
  3. Фешин Н.И. Зимний пейзаж (масло)
  4. Фешин Н.И. Головка (масло)
  5. Фешин Н.И. Автопортрет (масло)

6,7. Фешин Н.И. 2 рисунка углем

Далее, согласно авансовому отчету о расходах на закупку картин и скульптуры для Козьмодемьянского уездного музея [7], приобретение работ других казанских художников было произведено в июле-сентябре 1920г.

  1. Радимов П.А. У калитки (масло)
  2. Медведев Г.А. картина и 3 этюда
  3. Платунова А.Г. работы ?
  4. Кузнецова А. скульптура «Сестра» (дерево)
  5. Богатырев В.С. скульптура «Ленин» (дерево)

Могли быть приобретены или получены в дар до ноября 1920г. следующие нижеперечисленные работы казанских художников, участвовавшие на Первой Козьмодемьянской выставке картин, этюдов, эскизов, рисунков и проч. в 1920г.

  1. 1. Дульский П.М. Вечер на Волге (акварель). Натюрморт (карандаш). (Сейчас в коллекции есть только «Вечер на Волге»).
  2. Шулпинов Н.С. 5 этюдов (Гумно. Терраса. На Волге. Пристани. Терраса). Портрет жены (масло). (Всех этих работ сейчас нет в коллекции).
  3. 3. Чеботарев К.К. Море (эскиз). Ночь (эскиз). Закат (темпера). Вечер (темпера). Автопортрет. (Сейчас имеются только три работы, которые называются так: «Чайка над морем» (Море), «Лунная ночь» (Ночь), «Развалившийся дом» (Закат)).
  4. Тимофеев В.К. Масляница (масло). (Сейчас нет в коллекции).
  5. Кудряшёв П. 2 портрета (уголь). (Сейчас нет в коллекции).

Закупки у художников в послереволюционные 1919-1920гг. решали сразу несколько важных задач: формировали разноплановую художественную коллекцию и, безусловно, материально поддерживали художников, давали возможность выживать в трудное для них время. Доказательством этого может служить письмо художника Константина Чеботарева А.В. Григорьеву:

Саша, здравствуй!

Получил твою телеграмму и отвечаю. Сейчас приехали представители от Вятских музеев, но я считаю кандидатуру на мои вещи за вами.

Цены приблизительно так:

  1. 1. Васнецов (копия) 250,000
  2. 2. Семирадский (копия) 250,000
  3. 3. Верещагин 500,000
  4. 4. 3 китайских картины по 250,000
  5. 5. Древнегреческая глиняная головка и монета по 250,000
  6. 6. Картина Мощевитина «На последний бой» - 100,000
  7. 7. Моих вещей на выбор на 250,000
  8. 8. Платуновой – на 250,000
  9. 9. Две вещи Родченко (масло и графика) по 100,000

Одним словом, вези возможный максимум, т. к. кроме этих могу найти и еще целый ряд вещей.

Р. S.

Часть денег могу получить в обмен на продукты и на мануфактуру для верхней одежды – сиречь товарообмен. Когда тебя ждать? Пиши.

К. Чеботарев                                                       2 июля 1921г. [16].

По всей вероятности, закупка в полном объеме могла и не состояться, так как многих работ из этого списка в коллекции нет. Из перечисленного в современной коллекции есть 3 работы самого К. Чеботарева и одна работа его жены А. Платуновой, нашей землячки. (Поступление работы художницы было иное – из ГМФ Москвы). Стоит отметить, сам факт, что Козьмодемьянский музей и А.В. Григорьев, который всеми силами способствовал формированию художественной коллекции, для К. Чеботарева были более значимы.

А вот работа известного художника С. Жуковского «Интерьер» была закуплена музеем, причем за очень приличные деньги, если судить вот по этому письму живописца заведующему Музеем имени Григорьева от 30 января 1921г.:

В ответ на Вашу депешу, полученную мною, относительно предложения купить для музея мою работу – пишу следующее: сейчас есть у меня интерьер, недавно конченный. Думаю, что удовлетворит Вас, а, впрочем, это дело слишком субъективное, конечно, лучше было бы, если бы Вы посмотрели. Размер 18х19 вершков. Цена 400 тысяч, но для музея уступлю за 300 т. (крайняя). Поспешите с ответом, так как в начале марта покидаю Вятку, уезжаю в Москву, чтобы пробраться за границу…

С почтением Академик С. Жуковский [17].

Великолепная работа С.Ю. Жуковского «Интерьер» (1920. Холст, масло. 81,5х90) - ностальгия по ушедшим «дворянским гнездам» - безусловное украшение коллекции музея с 1921г.

Кроме работ казанских художников, музей закупал работы и московских мастеров живописи и графики. Согласно записи в книге расходов Козьмодемьянского музея за 1922г. (дата оторвана) есть следующая запись: «Переведено в Москву Лобанову С. Ив. для покупки картин в Козм. Музей 4000000 р.» К сожалению, в документальном фонде музея не встречается список поступивших работ. Это могут быть и работы самого Сергея Ивановича Лобанова и других известных московских художников. Не случайно перевод денег был на имя этого художника. Он принимал непосредственное участие в государственном музейном строительстве: с 1918г. был принят в число сотрудников Отдела по делам музеев, назначен заместителем заведующего подотделом провинциальных музеев (1918-1922).

Список работ московского художника Лобанова С.И. (1887-1943), которые могли быть закуплены в 1921-нач. 1922г.

  1. Лобанов С.И. Натюрморт с фарфором. 1916. Х., м. 88,5х71.
  2. Лобанов С.И. Натюрморт с фарфором и грушами. 1915. Х., м. 71х68,5.
  3. Лобанов С.И. Вечерний сад. 1919. Х., м. 70х87.
  4. Лобанов С.И. Этюд. 1921. Х., м. 33х40.
  5. Лобанов С.И. Натурщица, 1916. Б., карандаш, 23х17,5.
  6. Лобанов С.И. Натурщица, 1916. Б., карандаш. 15,5х22.
  7. Лобанов С.И. В комнате вечером. 6.11.19. Б., карандаш. 24,5х33.
  8. Лобанов С.И. Пейзаж. Химки. 1919. Б., кар., акв. 32х24,5.
  9. Лобанов С.И. Химки. 1919. Б., кар., сангина. 30х25,5.

Вывод: В первые трудные годы после революции музей через Козьмодемьянский уездный Отдел по просвещению делал закупки художественных произведений у художников. Судя по документам, это были немалые суммы: «На содержание личного состава и покупку экспонатов для музея в 1921г. израсходовано 35.814.130 р., для покупки картин 55.250.000 р.» [18], «Из книги расходов: 24/I 1922г. Перевод в Казань Радимову 15000000 руб.», «Перевод в Москву Лобанову С. Ив. 4000000» [19].

Итак, в период с сентября 1919г. до ноября 1920г. художественный отдел краеведческого музея пополнился произведениями искусства из фонда Казанского губмузея, приобретенными экспонатами с Первой государственной выставки искусств и науки в г. Казани (1920г.), закупленными работами казанских и московских художников, а также из коллекции «мирискусников» А.Ф. Мантеля.

Далее формирование художественной коллекции продолжится. Об этом будет изложено в следующей главе.

Список используемых источников

  1. ГА РМЭ (Государственный архив Республики Марий Эл). Фонд 39, опись 1, дело 59.
  2. Первая Козмодемьянская выставка картин, этюдов, эскизов, рисунков и проч.: каталог / авт. вст. ст. А.В. Григорьев. Козмодемьянск: Государственная типография, 1920. – 31 с.
  3. Первая государственная выставка искусств и науки в Казани: [каталог]. Казань: Первая Государственная типография, 1920. - 92 с.
  4. НА РТ (Национальный архив Республики Татарстан). Дело «Казанский губернский отдел народного образования. Отдел музеев и охраны памятников искусства и старины. Переписка по учету и охране памятников. 1918–1921 годы». Фонд 271, опись 1, ед. хр. 48.
  5. НА РТ. Дело «Казанский губернский отдел народного образования. Отдел музеев и охраны памятников искусства и старины. Переписка по учету и охране памятников и финансированию. 1919–1920 гг.». Фонд 271, опись 1, ед. хр. 163.
  6. Ацаркина Э.Н. Карл Павлович Брюллов. Жизнь и творчество. – М. : Искусство, 1963. – 534 с. л.цв.ил.: ил., портр.
  7. ДФ КХИМ (Документальный фонд Козьмодемьянского художественно-исторического музея им. А.В. Григорьева). Дело «Отчет в употреблении аванса, полученного от Козьмодемьянского Уездного Отдела по Просвещению на расходы по закупке картин и скульптуры Казанских художников и скульпторов т. А.В. Григорьевым для Козьмодемьяского Уездного Музея».
  8. ГА РМЭ. Фонд 39, опись 1, дело 78.
  9. НА РТ. Фонд 271 Казанский губернский отдел народного образования, опись 1, дело 162, лист 18. Протокол заседания коллегии Казанского подъотдела по делам музеев…13 ноября 1919г.

10.  НА РТ. Фонд 271, опись 1, ед. хр. 48. лист 211: Отчет о работе Козьмодемьянского музея с 7 сентября 1919 г. – 4 февраля 1920г. Заведующий Бочкарев.

11.  Казанский музейный вестник. - 1920г. - №№ 1-2.

12.  Сануков К.Н. Судьба художника. Изд. 2-е, доп. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2011. – 160 с. + 24 с. вкл.: ил.

13.  Письмо Е.П. Ключевской

14.  Ключевская Е.П. А.Ф. Мантель и его коллекция (забытые
страницы истории художественной жизни Казани начала XX
века) // Музей в системе ценностей евразийской культуры: Материалы всероссийской научно­практической конференции / Государственный объединённый музей Республики Татарстан: Тезисы докладов. – Казань: РИЦ «Школа», 2000.

15.  Письмо Е.П. Ключевской

16.  ДФ КХИМ. Письмо К. Чеботарева А.В. Григорьеву. 2 июля 1921г.

17.  ДФ КХИМ. Письмо С. Жуковского заведующему Музеем имени Григорьева. 30 января 1921г.

18.  ГА РМЭ ф. 171 оп. 1 д. 128 л. 20 об.

19.  ДФ КХИМ. Дело «Отчет в употреблении аванса, полученного от Козьмодемьянского Уездного Отдела по Просвещению на расходы по закупке картин и скульптуры Казанских художников и скульпторов т. А.В. Григорьевым для Козьмодемьяского Уездного Музея».

Отдельное спасибо заведующей отделом культуры, истории и искусства Алексеевой Ж.В. за предоставленные фотографии картин.

Сотрудник музея Татьяна Киреева

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://www.kmkmuzey.ru/100lethim/4708-fond2#sigProIde463634315