Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Режим работы

ПН-ВС с 830 до 1700.

в тур. сезон музеи работают по графику стоянки теплоходов

Музейные программы

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

100-летию музея,
А.В. Григорьеву и всем подвижникам
музейного дела в Козьмодемьянске

Проблемы формирования «золотого фонда» художественной коллекции Козьмодемьянского художественно-исторического музея им. А.В. Григорьева.

Поступление живописи и графики (1919-1925 гг.)

(исследовательская работа)

 Часть 1

Вступление

Козьмодемьянск - городок с более чем 4-х вековой историей. Он до сих пор хранит в себе историю прошлого, которая живет не только в книгах и памяти людей, но и в улочках с купеческими особняками, каменными и деревянными, богато изукрашенными кружевом. История - и в маленьких, покосившихся от старости домиках, и в храмах Божиих. В городе еще жива душа – то, что называют духом прошлого. Поэтому неслучайно Козьмодемьянск называют городом-музеем.

Музей – мир, имеющий свою душу, мир, сохраняющий память о нашей истории и воспитывающий великолепными творениями прекрасного. Здесь, среди остановившегося времени, в стороне от вечно убегающей от тебя жизни, ты чувствуешь себя спокойно и несуетно.

Исследовательская работа посвящена Козьмодемьянскому художественно-историческому музею им. А.В. Григорьева, который 7 сентября 2019г. отметит свой вековой юбилей.

Наш музей - это небольшой провинциальный музей, основу которого составляет коллекция работ известных русских художников второй половины XIX – XXI вв., а также картины западноевропейских мастеров.

Музей носит имя Александра Владимировича Григорьева. Он вместе со своими единомышленниками в 1919г. организовали в Козьмодемьянске музей.

Рассказывая о формировании коллекции музея, нельзя не отдать должное самому Александру Владимировичу, чье значение для истории советского искусства трудно переоценить. Огромная работоспособность, искреннее отношение к людям, скромность, талант просто быть человеком, оставаясь им даже во время самых серьезных испытаний, – все это присуще А.В. Григорьеву. Его судьба типична для судьбы думающего интеллигента, которого пытались перемолоть жернова сталинского молоха. Григорьев бескорыстно служил людям и искусству, поэтому так значим след, который он оставил после себя. Художник Григорьев мечтал создать на своей родине «2-ую Третьяковку на Волге» [1]. И он сделал все, чтобы художественная коллекция музея в Козьмодемьянске была достойна этого уровня.

С чего же началось формирование коллекции живописи и графики Козьмодемьянского музея?

Глава 1. Предпосылки создания в Козьмодемьянске музея с художественной коллекцией

  1. Открытие в 1895г. Казанской художественной школы.
  2. Волжско-Камская передвижная художественная выставка в Козьмодемьянске (лето 1918г.).
  3. Внутренние предпосылки создания в Козьмодемьянске музея в эпоху перемен (1919г.).

1.1. Открытие в 1895г. Казанской художественной школы

Казанская художественная школа (КХШ) была открыта 9 сентября 1895г. В основе ее деятельности лежало стремление сделать изобразительное искусство средством просвещения и воспитания масс. Это был один из центров образования и художественной культуры Волго-Вятского края. Инициаторами её создания выступили выпускники Академии художеств – Н.Н. Белькович (первый директор КХШ), Х.Н. Скорняков, Г.А. Медведев, Ю.И. Тиссен, И.А. Денисов, которые стали и ее первыми преподавателями.

Школа находилась в ведении Императорской Академии художеств (Санкт-Петербург). Во вновь созданном учебном заведении учились представители почти 30 губерний России, были даже иностранные подданные. Устав школы носил демократический характер: учащиеся могли иметь разное социальное положение и национальность.

Стоит обратить внимание и на тот факт, что в КХШ проходили Периодические выставки местных и иногородних художников, организатором которых выступила школа еще в 1896г. В них принимали участие такие известные художники, как А.А. Киселев, И.Е. Репин, И.И. Шишкин, В.В. Матэ, В.Е. Маковский, Р.Г. Судковский и др. С начала 1900-х г. на выставках в Казани увеличилось число представителей так называемого нового искусства, таких, как В.Д. Поленов, И.И. Бродский, Н.К. Рерих, С.Ю. Судейкин и др. Скорее всего, подобные выставки позволяли казанским ценителям искусства пополнять свои коллекции работами известных и подающих надежды художников, а также были неким этапом творческого роста для молодых художников. Когда в КХШ в 1916г. проходила выставка «Художественные сокровища Казани», не случайно в ней были представлены произведения искусства из сформированных за эти годы частных коллекций жителей губернского города.

Интерес к школе был велик, в связи с этим увеличивалось число учеников на живописном отделении – до 160 человек в год, что требовало и увеличение штата преподавателей. В 1908г. в школу были приглашены только что окончившие Высшее художественное училище Академии художеств по мастерским И.Е. Репина и Д.Н. Кардовского, бывшие ученики КХШ, Н.И. Фешин (время работы в КХШ: 1908-1923гг.) и П.С. Евстафьев (1909-1911). Следом за ними преподавателем в КХШ пришел ученик Д.Н. Кардовского П.П. Беньков (1909—1929гг.). Историю искусств и литературу в КХШ читал П.А. Радимов (1911-1923гг.), окончивший в 1911г. Казанский университет.

Более 15 лет отдал КХШ Николай Иванович Фешин в качестве преподавателя натюрмортного и натурного классов живописного отделения.

Отдавая должное всем молодым педагогам, пришедшим в КХШ в 1908-1909гг., тем не менее, следует отметить, что «вся казанская школа в этот период была, в сущности, фешинской. Все ученики подражали ему. Конечно же, он был самым талантливым из художников-преподавателей…», - вспоминает ученик Н.И. Фешина, живописец Н.М. Никонов [2, с. 80].

Имена некоторых художников, учеников и учителей КХШ, как и сама школа, в той или иной мере связаны с Козьмодемьянском и его музеем.

- А.В. Григорьев, первый профессиональный марийский художник и один из основателей уездного музея в Козьмодемьянске, в 1910-1915гг. учился в Казанской художественной школе у Н.И. Фешина и П.П. Бенькова.

- Н.И. Фешин, П.А. Радимов, Г.А. Медведев, В.К. Тимофеев, К.К. Чеботарев, А.Г. Платунова, П.И. Котов, П.М. Дульский и др., чьи работы представлены в коллекции художественного отдела музея, - преподаватели или ученики КХШ.

- П.А. Радимов, учитель А.В. Григорьева в КХШ, привез летом 1918г. в Козьмодемьянск Волжско-Камскую передвижную художественную выставку.

- В 1919г. в Козьмодемьянске на основе декоративно-художественной мастерской, выполнявшей декорации для Народного дома и клубов, была организована художественная школа, которая называлась «Первая районная школа-мастерская изобразительного искусства и художественного производства при Казанских государственных свободных художественных мастерских (КГСХМ - преобразованная в 1918г. КХШ). На основе этой художественной мастерской затем организованы Козьмодемьянские государственные свободные художественные мастерские – среднее художественное учебное заведение. Преподавателями этой школы, кроме А.В. Григорьева, были П.А. Радимов, М.М. Радонежский, И.М. Пландин, Н.Ф. Нейгебауэр, А.И. Перчаткин, М.Е. Ковалевская, В.П. Федоров, Ф.И. Захаров. Работы этих художников тоже имеются в коллекции музея.

Вывод: Казанская художественная школа как центр образования и художественной культуры Волго-Вятского края взрастила поколение художников, поднявших уровень художественного искусства в Поволжье, в том числе и в Марийском крае. КХШ к тому же способствовала открытию новых образовательных центров: подведомственных ей новых художественных школ, в частности в Козьмодемьянске. Из работ преподавателей КХШ была сформирована Волжско-Камская передвижная художественная выставка, ставшая началом формирования художественной коллекции Козьмодемьянского уездного музея. Эти работы займут достойное место в картинной галерее музея.

1.2. Волжско-Камская передвижная художественная выставка в Козьмодемьянске (лето 1918г.)

Еще в 1908г. казанские художники выдвинули идею организации периодических художественных выставок для народа. Тогда они не достигли своей цели – на выставки ходила так называемая «чистая публика»: адвокаты, доктора, студенты. Да и тех было мало. Теперь же [имеются ввиду первые послереволюционные 1917-1918гг. – Т.К.] многое изменилось: выставочная работа стала частью большого общегосударственного дела [3, с. 23].

Уже в мае 1918 г., через несколько месяцев после Октябрьской революции, П.А. Радимов и его товарищи организовали в Казани Первую бесплатную выставку картин, рассчитанную прежде всего на рабочего зрителя.

Следом за Первой выставкой казанские художники Павел Радимов и Григорий Медведев организовали в мае 1918г. Волжско-Камскую передвижную художественную выставку, которую рассчитывали показать во многих городах Поволжья. Сопровождать ее взялся П.А. Радимов [3, с. 23]. И не случайно. Радимов после 1917г. возглавлял Казанский отдел искусств Наркомпроса, а в 1918г. был избран председателем Товарищества передвижных художественных выставок (он стал последним председателем этого творческого объединения).

Волжско-Камская передвижная выставка, ставшая в 1919г. началом картинной галереи уездного музея, а впоследствии современного Козьмодемьянского художественно-исторического музея им. А.В. Григорьева, состояла из картин казанских художников (обоснование этого высказывания будет приведено во 2-й главе).

Летом 1918г. эта передвижная выставка была привезена П. Радимовым в Козьмодемьянск. Выставка, целью которой было приблизить народ к искусству, была бесплатной. К сожалению, зритель на заре становления советской власти в глубинке не смог по достоинству оценить привезенные картины. Павел Радимов в своих воспоминаниях о тех событиях пишет: «Я перевез в Козьмодемьянск Волжско-Камскую бесплатную выставку, что была организована в Казани. Она открылась в залах женской прогимназии… Редко когда с базара заходил крестьянин в зипуне, быстро-быстро, как в церкви, проходил по всем комнатам и спешил уйти. Часто я оставался один в светлых залах прогимназии, смотря в окно на базарную площадь, где рылись низкорослые свиньи и стояли убогие ларьки, думал: не ошибся ли я, став художником?» [4, с. 26]. (Здание, где размещались классы женской прогимназии, упомянутое в воспоминаниях, – предположительно, дом купца П.Ф. Бычкова (Советская, 7)).

Козьмодемьянск – единственный город, где была показана эта художественная выставка. Передвигаться с ней дальше и, тем более, возвращаться обратно в Казань, было небезопасно: на Волге разгорается гражданская война, и Казань была захвачена войсками А.В. Колчака (7 августа 1918г.). Передвижная выставка остается в Козьмодемьянске. Историк К.Н. Сануков в своей книге «Судьба художника» пишет: «Около 40 ее экспонатов лежали теперь в уездном отделе народного образования» [5, с. 22]. Добавлю: и ждали решения, что же с ними делать дальше.

Сопровождавший передвижную выставку П.А. Радимов остался в городе и в селе Еласы, что недалеко от Козьмодемьянска, ездил по деревням, рисовал людей, природу горномарийской земли. К нему приезжал его коллега и тесть Г.А. Медведев. В работах этих казанских художников нашли отражение и живописные просторы волжского края, и бытовые сцены из жизни марийского народа.

Впрочем, не все было мрачно для Радимова в тот тяжелый год. Оказавшись отрезанным линией фронта от дома, среди незнакомых людей он нашел хороших друзей в крестьянах-марийцах – народе в высшей степени художественно одаренном и добром. Они помогали Радимову материально, а художник в ответ на заботы организовал воскресную студию рисунка в селе Еласы… [3, с. 23-24].

В 1919 году Казань была освобождена от белых, и Радимов получил возможность вернуться домой.

Поиск списка или каталога работ той Волжско-Камской передвижной выставки 1918г., чтобы можно было достоверно определить круг тех работ, которые стали первыми в художественной коллекции нашего музея, – непростая задача.

Для поиска возможного перечня работ были отправлены запросы в Казань в Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Национальную библиотеку Республики Татарстан, Государственный комитет Республики Татарстан по архивному делу, Государственных архив Республики Марий Эл, Государственный архив Ульяновской области, письма в Литературно-мемориальный музей А.М. Горького (г. Казань), профессору, доктору искусствоведения С.М. Червонной, которая сейчас живет в Польше, с просьбой помочь в поисках интересующей нас информации. Но поиски оказались тщетны. Архив же С.М. Червонной, которая в свое время занималась темой искусства Марийского края, утрачен.

Вместе с этим была сделана попытка, проанализировав каталоги отдельных выставок, проходивших в Казани в период с 1916 по 1918гг., составить примерный список тех работ, которые могли войти в состав Волжско-Камской передвижной художественной выставки 1918г.

Вывод: Волжско-Камская передвижная выставка 1918г., может, и не достигла поставленной художниками цели сближения народа и искусства, но сыграла немаловажную роль: она стала, по сути, истоком формирования художественной коллекции Козьмодемьянского музея, посетителями которого будут уже не одиночки, а десятки тысяч внимательных зрителей.

1.3. Внутренние предпосылки создания в Козьмодемьянске музея в эпоху перемен (1919г.)

Стоит отметить, что в послереволюционное время идея создания в Козьмодемьянске музея уже назревала, и для этого были предпосылки.

Инициатором создать на базе бывшей женской гимназии школьный музей был Семён Васильевич Бочкарёв, учитель физики и естествознания, председатель педсовета школы II ступени № 2.

Идея была поддержана заведующим Козьмодемьянским внешкольным подотделом народного образования Петром Николае­вичем Троицким. Далее последовало разрешительное письмо в Москву и положительный ответ.

10 апреля 1919г. на коллегии отдела народного образования было принято решение «организовать в Козмодемьянске центральный музей по школь­ному, внешкольному и дошкольному образованию, подыскать для него помещение и передать в проектируемый музей физический кабинет, оставшийся от закрытых в прошлом году педагогических курсов». Согласно Устава музея, он учреждался при Козьмодемьянском внешкольном подотделе в целях «изучения местного края в историческом, археологическом, этнографическом, естественно-историческом, художественном и промышленном отношениях» [6].

А.В. Григорьев, будучи губернским внешкольным инструктором, мыслил масштабно и дальновидно. Он считал, что необходимо «организовать не школьный музей, а общенародный, краеведческий с художественным отделом» [7]. В сентябре 1919г. Наркомпрос РСФСР назначает А.В. Григорьева на должность уполномоченного Всероссийской коллегии по делам музеев Козьмодемьянского, Чебоксарского, Ядринского и Краснококшайского уездов и инструктором по изобразительному искусству с местопребыванием в Козьмодемьянске. И первоначальная идея создания музея в помощь школьному образовательному процессу при поддержке и активном участии А.В. Григорьева и подвижников музейного дела перейдет от статуса школьного на более высокий общий уровень.

Козьмодемьянский уездный краеведческий музей Казанской губернии был открыт 7 сентября 1919г.

Уездный исполком выделил для музея здание – бывший дом купца С.С. Торсуева по ул. Троцкого (бывшая ул. Успенская, современная ул. Лихачева, д. 7. Здесь сейчас расположена Козьмодемьянская детская художественная школа).

Вывод: целый клубок взаимосвязанных предпосылок подготовил почву для рождения в послереволюционный 1919г. в Козьмодемьянске музея с художественным отделом для приобщения простого народа к искусству. Появление в городе Волжско-Камской передвижной художественной выставки 1918г. стало судьбоносным. В 1919-ом г., когда А.В. Григорьев занялся организацией музея, в том числе и его художественного отдела (ему как профессиональному художнику это было очень важно), картины передвижной выставки послужили началом формирования художественной коллекции Козьмодемьянского музея.

Глава 2. Определение списка картин Волжской-Камской передвижной художественной выставки 1918г., используя косвенные данные каталогов некоторых выставок, проходивших в Казани в период 1916-1918гг.

  1. Анализ каталога выставки картин «Художественные сокровища Казани» 1916г.
  2. Анализ каталога Первой бесплатной выставки картин 1918г. (Казань.)
  3. Часть примерного списка картин, которые могли бы войти в состав Волжско-Камской передвижной художественной выставки (Козьмодемьянск, лето 1918г.)

Раннее о Волжско-Камской передвижной выставке говорилось, что в ее состав, кроме работ казанских художников, входили и картины из частных собраний жителей Казани. И будто бы в годы беспорядка и хаоса они не были обратно возвращены коллекционерам и достались Козьмодемьянскому музею просто так.

В коллекции музея действительно есть работы из некоторых частных коллекций (А.М. Миронова, профессора казанского университета, и К.И. Оконишникова), об этом говорит нижеизложенная информация. Но судьба появления этих картин в нашей коллекции, скорее всего, иная. Все домыслы по этому поводу или подтвердил бы, или опроверг один важнейший документ: список или каталог передвижной выставки 1918г. Так как этот список не найден, поэтому можно высказывать только предположение, что было в составе той выставки, используя так называемую косвенную информацию. Например, могут помочь каталоги нескольких выставок, которые проходили в Казани в период 1916-1918гг., а также каталог Первой Козьмодемьянской выставки 1920г.:

1. Каталог выставки картин «Художественные сокровища Казани», 1916г. [8]. Время и место проведения выставки: с 14 по 29 февраля 1916г. г. Казань, в здании Казанской художественной школы.

2. Каталог Первой бесплатной выставки картин, 1918г. Время и место проведения выставки: г. Казань, предположительно, нач. мая – 20 мая (?) 1918г.

3. Каталог Первой Козьмодемьянской выставки картин, этюдов, эскизов, рисунков и проч., 1920г. [9]. Время и место проведения выставки: г. Козьмодемьянск, 7 ноября – 7 декабря, 1920г.

2.1. Анализ каталога выставки картин «Художественные сокровища Казани» 1916г.

В 1916 году с 14 по 29 февраля в Казани в здании КХШ проходила выставка картин «Художественные сокровища Казани». Выставка была результатом работы целого комитета, в котором самое близкое и активное участие приняли профессор по кафедре истории искусства в Казанском университете А.М. Миронов, Казанский губернский предводитель дворянства С.С. Толстой-Милославский, художественный критик и исследователь казанской старины П.М. Дульский, заведующий КХШ Г.А. Медведев, академик Н.И. Фешин, художники Х.Н. Скорняков, П.А. Радимов и др.

Вышел и каталог, напечатанный в Петрограде. Предисловие было написано профессором по кафедре истории и теории искусств Казанского университета А.М. Мироновым (1886 – 1929?). Во вступительной статье А. Миронов обозначает цели этой выставки: «продолжить благое дело помощи русским воинам, находящимся в плену у неприятелей», «поднять эстетический уровень понимания учеников и учениц Художественной школы», «пробудить более живой интерес к  искусству вообще и к собиранию произведений в среде Казанского интеллигентного общества», «показать всем любителям искусства, интересующимся его историей, те нередко весьма ценные произведения его, которые, находясь в различных частных коллекциях, почти недоступных для обозрения их оставались неизвестными не только для большой публики, но даже и для специалистов по истории искусств…» [8, с. 4].

Статьи для каталога были написаны доцентом Казанского университета по истории искусств Б.П. Денике и П.М. Дульским, учениками Миронова.

На выставке было представлено 225 разнообразных произведений кисти западноевропейских и русских художников, которые поступили от Казанских коллекционеров (в предисловии дано перечисление всех владельцев произведений искусства). Кроме того, около 20 произведений были доставлены из различных учреждений Казани, мало доступных или вовсе не доступных для посещения публики.

Выставка включала в себя 4 отдела: 1) отдел русской живописи; 2) отдел западноевропейской живописи; 3) отдел произведений старинных казанских художников (работы новых местных художников не были включены в состав выставки, потому что лучшие из них уже ранее появлялись в Казани на выставках предыдущих годов) и 4) отдел миниатюр русских и западных мастеров [8, с. 6]. На выставке были представлены зрителю картины И.К. Айвазовского, К.П. Брюллова, Л.Л. Каменева, Ю.Ю. Клевера, Р.Г. Судковского, С.И. Светославского, И.И. Шишкина, В.А. Тропинина, И.Е. Репина, Н.К. Рериха и др.

В отделе русской живописи среди 70 старинных портретов из эпохи XVIII – первой половины XIXвв. был представлен портрет «Итальянка у источника», принадлежащий кисти Карла Брюллова. Эта работа была среди 14 картин из частного собрания профессора Казанского университета А.М. Миронова. На с. 9 каталога выставки в разделе «Русская школа живописи» под номером 6 читаем:

«6. Брюлловъ, К.П. (1799 - 1852). Итальянка у источника. М. кр. па пол. (Собр. А.М. Миронова)» [8, с.9]. (В каталоге между стр. 4 и 5 имеется вклейка с черно-белым изображением данного портрета).

В этом же отделе под номером 16 указывается работа, по автору и названию соответствующая той, которая имеется в коллекции нашего музея. (Видового изображения этой картины в каталоге нет):

«16. Клеверъ, Ю.Ю. (Род. въ 1850г.). Зимнiй пейзаж при закате. (Собр. К.И. Оконишникова)» [8, с. 9].

В отделе произведений западноевропейских художников встречается под номером 105 следующая запись:

«105. Eugene Fromantin (Эженъ Кромантенъ), франц. шк., род. въ 1820г., ум. въ 1876г. въ La Rochelle. Лошади на отдыхе въ пейзаже. М. кр. на дер., подп. (соб. А.М. Миронова)» [8, с. 15] (В каталоге между стр. 12 и 13 имеется вклейка с черно-белым изображением данной картины).

Эти 3 работы (о двух работах, репродукции которых имеются в указанном каталоге, можно говорить точно), экспонирующиеся на выставке картин «Художественные сокровища Казани» в 1916г., находятся в нашей картинной галерее. Как они попали в Козьмодемьянский музей? Может, они могли войти вместе с другими картинами из частных коллекций в состав Волжско-Камской передвижной выставки 1918г.?

Не располагая ни каталогом (если он был составлен), ни даже списком тех работ, которые вошли в состав Волжско-Камской передвижной художественной выставки 1918г., можно лишь высказывать предположения, оперируя косвенными фактами и архивными данными.

Анализируя политическую ситуацию того времени, выставочную деятельность в Казани в период 1916-1918гг. (на основании данных выпущенных в указанное время каталогов), можно высказать предположение: в состав Волжско-Камской передвижной художественной выставки не входили произведения из частных собраний, в том числе и вышеперечисленные работы широко известных художников, а попали они в музей позднее, предположительно, в 1920г. из Казани. В составе передвижки, вероятнее, были лишь картины казанских художников.

Именно о работах казанских художников, участвовавших в выставке, пишет и М.Д. Глинкин в своей книге «Павел Александрович Радимов». Приводя перечень выставок, где экспонировались работы П. Радимова, автор монографии характеризует передвижную выставку так: «Волжско-Камская передвижная выставка картин казанских художников. Казань – Козьмодемьянск» [3, с. 80].

На вопрос: «Могли ли картины с этой выставки попасть на Волжско-Камскую передвижную выставку?» казанский искусствовед Екатерина Петровна Ключевская в письме высказала свое предположение: «Думаю, что ничего из состава выставки «Художественные сокровища Казани» в передвижную выставку не вошло – слишком разные люди их организовывали, да и рисковать в 1918 г. историческими ценностями вряд ли кто-либо стал».

Эти предположения подтверждает еще один недавно полученный от казанского искусствоведа О.Л. Улемновой и Н.В. Герасимовой документ из Национального Архива Республики Татарстан. Он называется «Результаты осмотра памятников старины в Козьмодемьянске проф. Мироновым» [10]. Это тот самый профессор, из коллекции которого в Козьмодемьянском музее имеются две работы: К. Брюллова «Итальянка у источника» (в ходе реставрации 1998г. в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря специалисты определили, что эта картина написана не Великим Карлом, а неизвестным автором школы К. Брюллова) и Э. Фромантен «Кони». В этом документе 1919г., когда речь заходит о музее в Козьмодемьянске, есть следующая запись (орфография и пунктуация как в документе): «Музей Козьмодемьянский уездный при Уездном Отделе Нар. Просв., образован I-го сентября 1919 г. Состоит из маленькой картинной галлереи и отделений учебновспомогательных по естествоведению, этнографии и географии и др. Главную часть картинной галлереи составляют картины Казанских художников П.А. Радимова и Г.А. Медведева, воспроизводящие жизнь и природу Козьмодемьянского уезда, кроме того маслен. портреты Наркомпросв. Луначарского, работы местного художника А.В. Григорьева, несколько гравюр и др.

Мною, как членом Подотдела [Отдел музеев и охраны памятников искусства и старины – Т.К.], была найдена, определена и очищена большая картина масл. кр. французского художника начала 19 ст. лежащая Венера с Амурами, которая немедленно же была перенесена в музей из Народного дома, где она находилась в весьма неблагоприятных условиях после реквизиции ея у частного владельца. Будут приняты меры к тому, чтобы в ближайшем будущем это отделение искусств было пополнено еще другими произведениями, о чем мною даны указания заведующим эти Отделом лицам» [10].

Вывод: из вышесказанного следует, что «исторических ценностей» в виде картин известных художников из частных собраний казанских коллекционеров в 1919г., когда формировался музей, в картинной галерее на тот момент не было. Тем более о картинах из своей коллекции профессор А.М. Миронов не преминул бы упомянуть. Значит, в состав Волжско-Камской передвижной художественной выставки произведения из частных собраний не входили. Экспроприированные и реквизированные произведения искусства из частных коллекций купечества и дворянства поступят в музей из Казанского губернского музея позднее.

2.2. Анализ каталога Первой бесплатной выставки картин 1918г. (Казань).

Для рассмотрения вопроса о том, из чего могла состоять Волжско-Камская передвижная выставка, важно проанализировать состав Первой бесплатной выставки картин, которая проходила в мае 1918г. в Казани в преддверии Волжско-Камской передвижки.

В поисках каталога этой выставки в свое время обратилась к казанскому искусствоведу Е.П. Ключевской, которая переслала копию этого каталога. Первая бесплатная выставка картин проходила в Казани, предположительно, с начала мая по 20 мая 1918г. Со слов Е. П. Ключевской, она была альтернативной выступлению «левых» – группы «Подсолнечник» во главе с К. Чеботаревым в том же 1918г., обе выставки проходили одновременно. (Выставка «Подсолнечник» 6-19 мая 1918г. проходила в здании КХШ, в ней участвовали Д. Мощевитин, А. Платунова, К. Чеботарев и др.).

Первая бесплатная выставка картин 1918г. включала в себя только 2 раздела: 1) картины местных казанских художников (художники Н.Я. Белянин, Г.А. Медведев, В.А. Радимов, П.А. Радимов, В.П. Соколов); 2) коллекция картин, пожертвованная О.С. Гейнс в археологический институт (картины И.Е. Репина, братьев Маковских, И.И. Шишкина и др.).

Анализируя список картин из присланного каталога Первой бесплатной выставки картин 1918г. и сравнивая этот список со списком картин, которые впоследствии будут экспонироваться через 2 года на Первой Козьмодемьянской выставке картин, этюдов, эскизов, рисунков и проч. (Козьмодемьянск, 7 ноября 1920г.) [9], а, следовательно, и стать частью коллекции художественного отдела только что созданного в сентябре 1919г. Козьмодемьянского музея, можно сделать вывод: часть картин с Первой бесплатной выставки картин 1918г. в Казани, могли войти в состав Волжско-Камской передвижной выставки. Это предположение подтверждает и тот факт, что организаторами двух выставок, следовавших одна за другой: и Первой бесплатной выставки картин в мае 1918г., проходящей в Казани, и передвижной Волжско-Камской выставки летом 1918г. были одни и те же люди – казанские художники П.А. Радимов, возглавлявший после революции Казанский отдел искусств Наркомпроса, и Г.А. Медведев.

Проводить анализ каталогов этих двух выставок было непросто: каталоги (1918г. (Казань) и 1920г. (Козьмодемьянск)) составлялись очень упрощенно: указывались фамилия, инициалы автора (иногда только один из инициалов – имени) и далее перечислялись названия его работ (это в лучшем случае), иногда название работ сводилось к записи «этюды» или название совсем отсутствовало. О технике написания работ, например, в каталоге Первой бесплатной выставки картин 1918г. вообще не упоминалось, размеры не указывались. Но не все так было безнадежно: по указанию на названия работ и их автора все-таки кое-какие выводы сделать можно. Ниже в таблице представлена выборка работ из каталогов 1918г. (Казань) и 1920г. (Козьмодемьянск), которые можно было бы соотнести по автору и названию (конечно, отчасти условно).

Таблица 1. Список тех работ, которые экспонировались на Первой бесплатной выставке картин 1918г. в Казани и которые позднее, в 1920г., 7 ноября, были представлены на Первой Козьмодемьянской выставке картин, этюдов, эскизов, рисунков и проч.

Первая бесплатная выставка картин. (Казань. Начало мая по 20 мая 1918г.)

Первая Козьмодемьянская выставка картин, этюдов, эскизов, рисунков и проч. (Козьмодемьянск. 7 ноября - 7 декабря 1920г.)

21. Медведев Г. А. Баржу нагружают

90. Медведев Г. А. Баржу грузят (масло)

23. Медведев Г. А. Осажденная Казань

119. Медведев Г. А. Иван Грозный под Казанью (масло)

25. Медведев Г. А. Июль

15. Медведев Г. А. Июль (масло)

26. Медведев Г. А. Башкирский аул

25. Медведев Г. А. Башкирский аул (масло)

27. Медведев Г. А. Пруд

92. Медведев Г. А. Пришла полоскать (масло)

34. Медведев Г. А. Башкирское утро

26. Медведев Г. А. Утро в Башкирии (масло)

44. Медведев Г.А. В саду

93. Медведев Г. А. Сбор яблок (масло)

49. Медведев Г. А. Лодка

19. Медведев Г. А. Лодка (этюд, масло)

54. Медведев Г. А. Полдень

21. Медведев Г. А. Полдень (этюд, масло)

55. Медведев Г. А. Волжские дали

89. Медведев Г. А. Волжские дали (этюд, масло)

133. Радимов П. А. Утро

104. Радимов П. А. Утро (на террасе) (масло)

142. Радимов П. А. Семья

103. Радимов П. А. За столом (масло) (Семья художника Медведева – так называется сейчас)

147. Радимов П. А. Баба

109. Радимов П. А. Баба (масло)

150. Радимов П. А. Ночь

28. Радимов П. А. Лунная ночь

152. Радимов П. А. Погост

29. Радимов П. А. На погосте (темпера)

154. Радимов П. А. Зима

30. Радимов П. А. Зимний пейзаж (масло)

156. Радимов П. А. Башкирская улица

108. Радимов П. А. Летний день в Башкирии (масло)

181. Радимов П. А. Служанка

111. Радимов П. А. Катя (Прислуга – так называется сейчас) (масло)

Вывод: На основании данного анализа можно предположить, что перечисленные картины художников П.А. Радимова, Г.А. Медведева с Первой бесплатной выставки картин (г. Казань. 1918г. (нач. мая – 20 мая (?)) могли войти в состав Волжско-Камской передвижной художественной выставки (лето 1918г.), затем остаться в Козьмодемьянске и составить начало коллекции Козьмодемьянского уездного музея в 1919г.

Организаторами обеих выставок были одни и те же художники – П.А. Радимов и Г.А. Медведев. Организовывались они почти в одно и то же время (май 1918г.) и следовали одна за другой.

Платил ли музей за эти картины или нет, данных нет. На этот счет могут быть тоже предположения. На выставке были работы Радимова и Медведева. Они в неспокойное для Казани время жили и работали в городе и уезде. Возможно, эти работы могли быть подарены в знак благодарности, возможно, закуплены.

Некоторые картины и этюды Г.А. Медведева и П.А. Радимова, находящиеся в коллекции Козьмодемьянского музея, были написаны в период 1918-1919гг., когда художник П.А. Радимов привез в Козьмодемьянск ВКПХВ (май 1918г.) и остался с ней в городе и его окрестностях (с. Еласы).

2.3. Часть примерного списка картин, которые могли бы войти в состав Волжско-Камской передвижной художественной выставки (г. Козьмодемьянск, лето 1918г.) и которые стали частью современной коллекции Художественно-исторического музея им. А. В. Григорьева

Список картин (часть), которые могли входить в состав Волжско-Камской передвижной художественной выставки (г. Козьмодемьянск, лето 1918г.).

  1. Медведев Г. А. Погрузка баржи. Холст, масло. 156х123.
  2. Медведев Г. А. Осада Казани. Холст, масло. 63х100.
  3. Медведев Г. А. Июль. Холст, масло. 46х63.
  4. Медведев Г. А. Пришла полоскать. Холст, масло. 79х113.
  5. Медведев Г.А. Лето (Башкирское утро). Холст, масло.71х98.
  6. Медведев Г.А. В саду. Картон, холст, масло. 50,5х37,5.
  7. Медведев Г. А. Вид Волги. Этюд. Холст, картон, масло. 25х38,5.
  8. Радимов П. А. Лунная ночь. 1912г. 38х71 Холст, масло.
  9. Радимов П. А. Утро на террасе. 1915. Холст, масло. 138х113.

10. Радимов П. А. Семья художника Медведева. 1913г. Холст. Масло. 45х53.

11. Радимов П. А. Мордовка. 1914. Картон, холст, масло. 50х38.

12. Радимов П. А. Погост.1912. Холст, масло. 40х42,5.

13. Радимов П. А. Зимний пейзаж. 1912. Холст, масло. 54х62.

14. Радимов П. А. Башкирская улица. 1913. Холст, масло. 38х71.

15. Радимов П. А. Прислуга. 1913. Холст, масло. 73х62.

Вывод: итак, не обладая списком работ Волжско-Камской передвижной художественной выставки 1918г., а имея лишь косвенные данные, составлена часть примерного списка работ, которые могли бы войти в ее состав. Это работы казанских художников Г.А. Медведева, П.А. Радимова. Начало картинной галереи в Козьмодемьянске было положено. Далее формирование художественной коллекции продолжится. Об этом будет изложено в следующей главе.

Список используемых источников

  1. ДФ КХИМ (Документальный фонд Козьмодемьянского художественно-исторического музея им. А.В. Григорьева). Из письма А.В. Григорьева директору Козьмодемьянского музея А.М. Михеевой. Таруса. 27.09.1960г.
  2. Николай Иванович Фешин: Документы. Письма. Воспоминания о художнике / сост. и автор комментариев Г.А. Могильникова. – Ленинград: Художник РСФСР, 1975. – 172 с.
  3. Глинкин М.Д. Павел Александрович Радимов. – Москва: Советский художник, 1960. – 88 с.
  4. Радимов П.А. О родном и близком. Воспоминания. – Москва: Московский рабочий, 1973. – 160 с.
  5. Сануков К.Н. Судьба художника. Изд. 2-е, доп. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2011. – 160 с. + 24 с. вкл.: ил.
  6. Муравьев А.В. Создатели музея в Козьмодемьянске (электронная версия статьи).
  7. ДФ КХИМ. Письмо А.В. Григорьева в Горномарийский краеведческий музей. 1959г.
  8. Выставка картин: Художественные сокровища Казани / авт. вст. ст. А.М. Миронов. Петроград: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг. 1916. – 28 с.
  9. Первая Козмодемьянская выставка картин, этюдов, эскизов, рисунков и проч.: каталог / авт. вст. ст. А.В. Григорьев. Козмодемьянск: Государственная типография, 1920. – 31 с.

10.  НА РТ (Национальный архив Республики Татарстан). Папка «Казанский губернский отдел народного образования. Отдел музеев и охраны памятников искусства и старины. Переписка по учету и охране памятников. 1918–1921 годы». Фонд 271, опись 1, ед. хр. 48.

Сотрудник музея Татьяна Киреева

Картины Г.А. Медведева

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://www.kmkmuzey.ru/100lethim/4687-fond1#sigProIdeb9d8a76f7

Картины П.А. Радимова

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://www.kmkmuzey.ru/100lethim/4687-fond1#sigProIdd636710c1a