Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Онлайн покупка

buyticket
«Пушкинская карта»: как и где оформить, кому положена...
pushkincard

Культура для школьн.

kulturadljashkol

Режим работы

ПНвыходной день.
ВТ-ПТ с 830 до 1700.
СБ-ВС с 830 до 1500.

Яндекс.Метрика

К 100-летию музея

Жизнь и судьба произведений Н.И. Фешина

из коллекции Козьмодемьянского художественно-исторического музея имени А.В. Григорьева

Судьба работ художника Николая Ивановича Фешина из коллекции нашего музея неоднозначна: от сознательного заключения в фондах до уничтожения, от хулы до вознесения, от потерь до приобретений.

В руках у меня оказалось одно печальное письмо, написанное директором Козьмодемьянского музея Н.Ф. Ильяковым1 А.В. Григорьеву, датируемое 12-ым апреля 1950 г.:

«Уважаемый Александр Владимирович, здравствуйте!

Зная, что Вы являетесь основоположником нашего Горно-марийского краеведческого музея и то, что большинство экспонатов приобретено Вами, обращаюсь к Вам, по совету Ивана Михайловича,2 со следующей просьбой.

Известные Вам картины Фешина «Натурщица» и карандашные наброски его с экспозиции нашего музея сняты, как не соответствующие направлению нашего музея. Музей наш большинство посещают школьники, а эти картины для детских глаз не подходящи. Поэтому коллектив музея /одобряет и тов. Пландин/ решил эти картины сбыть и приобрести другие на современные темы. Сделать это в условиях Козьмодемьянска нет возможности, и поэтому я позволил себе обратиться к Вам: нельзя ли будет вышеуказанные картины в Москве продать и там же приобрести другие? Вы художник, давно живете в Москве, есть у Вас связи и т. д.

Если это можно, я прошу Вас немедленно сообщить. В июне с. г. я должен поехать в Крым на курорт, дорога, как Вам известно, лежит через Москву, я бы заехал к Вам, привез эти картины, и мы бы с Вами разрешили этот вопрос. Держать их в фонде было бы преступлением, т. к. они ценны.

Жду Вашего ответа. Привет от Ивана Михайловича и Зои Ефимовны3. С уважением к Вам Н. Ильяков.

12 апреля 1950г.» (орфография и пунктуация как в документе) [1].

А.В. Григорьев, благодарный ученик Н.И. Фешина по Казанской художественной школе, сохраняющий теплые дружеские отношения со своим учителем, человек, занимающий ведущие посты в художественных объединениях страны, не мог пойти на такую сделку. «Натурщица» (1910-е. Х., м.) до сих пор занимает достойное место в экспозиции музея, несмотря на то, что музей по-прежнему посещают школьники. Зачастую так называемая лжемораль советского периода приводила к непоправимым последствиям, когда кухаркины дети, не имеющие даже околохудожественного образования, решали участь произведений искусства в коллекциях небольших провинциальных музеев. Да и ополитизированность жизни влияла на отношение к художнику: тогда у Н.И. Фешина, живущего и работающего сначала в Казани, а затем в Америке, не было статуса всемирно известного художника.

Коллекция работ Н.И. Фешина в нашем музее – это подарок судьбы, подарок, прежде всего, основателя музея – А.В. Григорьева. Александр Владимирович, мечтавший создать на своей родине «2-ую Третьяковку на Волге» [2], не раз отмечал, что «наиболее ценными произведениями в музее являются работы Н.И. Фешина, А.Е. Архипова, В.Н. Бакшеева» [3], известных русских живописцев, сыгравших важную роль в становлении А.В. Григорьева как художника и как личности.

На сегодняшний день в нашем музее находится 13 (9 живописных и 4 графические) работ Н.И. Фешина, выполненные им до отъезда в Америку.

Целенаправленная работа с архивными материалами Козьмодемьянского художественно-исторического музея4 показала, что коллекция работ в 1920-е гг. несколько отличалась от того, что мы имеем на сегодняшний день. Если бы все работы выдержали испытание временем, то мы бы имели 10 живописных и примерно 6 карандашных и угольных натурных работ.

Первыми работами, закупленными для музея А.В. Григорьевым либо непосредственно у автора, либо через художника П.А. Радимова в Казани в июле 1920г., были «Натурщица (живописная работа), эскиз бойни, зимний пейзаж, головка (портрет дочери Ии), автопортрет (масло) и два рисунка углем» [4]. Работы закуплены, согласно авансовому отчету, за 230 тысяч рублей. Эти 7 работ Н.И. Фешина почти сразу экспонируются на «Первой Козьмодемьянской выставке картин, этюдов, эскизов, рисунков и проч.», приуроченной к 3-ей годовщине Октябрьской революции и проходящей с 7 ноября по 7 декабря 1920г. В том числе на этой выставке экспонируются «Портрет Сидорченко» («Портрет жены архитектора Сидорченко» (1915)) и еще несколько карандашных рисунков с натуры (всего 6 графических работ):

7. Весенний мотив (этюд маслом)
142. Натурщица (масло)
143. Портрет Сидорченко (масло)
144. Автопортрет (масло)
145. Ребенок (масло)
146. Бойня (масло)

147-152. Рисунки натурщиков и натурщиц (карандаш)(указаны номера по каталогу выставки) [5].

После «Первой Козьмодемьянской выставки» 1920г. в коллекции музея появляются еще несколько работ Н.И. Фешина: два эскиза к картине «Черемисская свадьба», «Портрет неизвестной» и «Портрет студентки Маши Быстровой».

Итак, коллекция работ Н.И. Фешина была сформирована в период с июля 1920 по 1925гг., благодаря участию А.В. Григорьева. Александр Владимирович достойно выполнил возложенную на самого себя миссию: представить имя яркого живописца и своего учителя в стенах родного провинциального музея.

Следующим шагом являлось сохранение и изучение живописных и графических работ мастера.

Эскизы к картине «Черемисская свадьба», посвященные свадебному обряду черемис, были написаны в период обучения Николая Ивановича в Академии художеств (годы обучения: 1901 – 1909). В лето 1906 и 1907 гг. художник жил в Царевококшайском уезде Казанской губернии, в местах около деревень Кушня (здесь он останавливался у дяди на скипидарной фабрике) и Морки (сейчас это Республика Марий Эл). В это время, тесно соприкасаясь с жизнью черемис, он сделал ряд этюдов, набросков и эскизов, посвященных обычаям этого народа. Также Фешиным в 1908г. собирался материал в Чебоксарском уезде в деревне Липше, где он тоже написал немало этюдов и рисунков, посвященных быту черемис. Н. Фешина, по словам Е.П. Ключевской, казанского искусствоведа, интересовал уклад жизни «глубинной «инородческой» России», «восхищала природная нерастраченная сила натуры, своеобразие типов и нравов» [6, с.13]. Не все созданные эскизы получили дальнейшей разработки.

Картина «Черемисская свадьба» (другие названия: «Увоз молодушки», «Умыкание молодушки», «Проводы молодушки», «Марийская свадьба») была написана в 1908г. Два эскиза к ней из коллекции нашего музея создавались примерно в это же время. Они передают динамику развития сюжета свадьбы, отражают шествие праздничного «поезда» для совершения обряда венчания.

Эскиз как предварительная работа над картиной не требует от художника некоего завершения, тщательности проработки. Н.И. Фешин в своих эскизах легок и непосредственен. Даже мазок его рваный, останавливаемый по желанию художника, техника мастера напоминает «нервную, трепаную технику» И.Е. Репина, учителя Н.И. Фешина в АХ. Эскизы выполнены в темной холодной гамме.

Эскизные и этюдные работы художника-колориста – единственная возможность для российского зрителя прикоснуться к большому творению художника – картине «Черемисская свадьба» (185,4х281,9), которую так хотелось бы увидеть воочию. Вот что о судьбе картины говорит кандидат искусствоведения, главный специалист по творчеству Н.И. Фешина Галина Петровна Тулузакова: «Черемисская свадьба» в 1910 году участвовала в выставке мюнхенского Сецессиона, в следующем году - в международной выставке Института Карнеги в Питтсбурге, и была приобретена крупнейшим нью-йоркским коллекционером Джорджем Арнольдом Херном. Затем она сменила нескольких владельцев, и в 1975 году ее принесли в дар Национальному музею ковбоев и наследия Запада, где к тому времени  уже сложилась небольшая, но интересная коллекция работ Фешина американского периода. Работа с сюжетом из деревенской жизни далекой дореволюционной России несколько неожиданно смотрелась среди экспозиций с муляжами лошадей и ковбоев, видимо, это и привело к тому, что это выдающееся полотно выставили на «Сотбис» в 2011 году, и оно было приобретено в частную русскую коллекцию» [7].

В нашей стране сохранилось лишь несколько эскизов и этюдов к этой картине. Два эскиза к «Черемисской свадьбе» – живописный и графический – находятся в ГМИИ РТ, два этюда «Сваха» (1908) и «Барабанщик» (1908) (на обороте: – незаконченный набросок «Пузырист» (1908)) – в ЧГХМ, два живописных эскиза принадлежат Козьмодемьянскому художественно-историческому музею им. А.В. Григорьева.

Еще об одной работе – этюде неизвестной женщины в национальном костюме – нужно сказать особо. До сих пор существуют разные точки зрения: либо это женщина – чувашка, либо – марийка.

Уже в книге поступления 1926г. работа называется «Невеста-чувашка» (1908), далее встречается запись: «Портрет чувашки» (книги поступлений 1939г., 1949г.)), в 1953г. – «Чувашская женщина» [8].

Г.Н. Иванов-Орков, заведующий отделом ДПИ ЧГХМ, специалист по чувашскому костюму, определяет, что «женщина, изображенная на портрете, – чувашка в типичном костюме замужних женщин. Есть прямая аналогия с этюдом «Сваха», находящимся в ЧГХМ. Судя по костюму, она относится к одной из подгрупп средненизовой этнографической группы анат енчи, проживающей близ Чебоксар, поэтому Фешин мог видеть их не только на сельских праздниках, но и на городском базаре. Кстати, у московского живописца Бычкова есть картина «Чуваши на базаре в Чебоксарах», где показаны два типа костюма чувашей, в т. ч. и «фешинский» [9]. Исходя из заключения специалиста, можно предположить, что это этюд к новой этнографической картине о жизни чуваш.

Другое мнение: это этюд 1908г. к картине «Черемисская свадьба». К этому мнению склоняется искусствовед Г.П. Тулузакова [10, с.19]. Н.А. Саканова, сотрудник этнографического музея горных мари, занимающаяся историей жизни и быта марийского народа, в своем исследовании тоже определяет, что это этюд марийки (данные 2006г.).

Приведу здесь и мнение А.В. Григорьева, которое встретилось в одном из его писем: «Между прочим, мне кажется, что … [имя неразборчиво – Т.К.] Никол. считает «Чувашкой» неверно; это невеста для «Марийской свадьбы». Она сидит на свадебном возу» [11].

Вопрос остается открытым. Но, если на портрете – марийская женщина, тогда можно было бы говорить еще об одной подготовительной работе к картине «Черемисская свадьба», рассказывающей о свадебном обряде увоза молодушки.

История поступления двух эскизов к картине «Черемисская свадьба», этюда «Портрет неизвестной» и «Портрета студентки Маши Быстровой», предположительно, связана с отъездом художника с семьей в Америку. Существует мнение, что Н.И. Фешин, в 1923г. уезжая в Америку, посетил А.В. Григорьева в Москве. Александр Владимирович купил у него для Козьмодемьянского музея еще несколько работ, а эскизы к «Черемисской свадьбе» Н.И. Фешин подарил ему как другу. Скорее всего, эти работы поступили в музей в 1925г.

Подготовительным материалом к еще одному большеформатному полотну является эскиз из нашего музея (1910-е) к картине «Бойня», написанной художником в период 1910 (?) – 1916гг. Она задумана Н.И. Фешиным в 1904г. во время поездки в Сибирь в составе экспедиции, возглавляемой инженером-геологом Н.Л. Ижицким. Художник работал над картиной вплоть до 1920г., но так ее и не закончил. Сама картина «Бойня» находится в ГМИИ РТ. Впервые она была экспонирована в Казани в 1920г. на Первой Государственной выставке картин.

П.М. Дульский в своей книге о Н. Фешине пишет: «Эта картина производит весьма тяжелое впечатление своим жутким сюжетом, представляя угол резницы во время совершения акта резки скота [12, с.21]. Художник показывает зрителю кусок жизни именно таким, каким он открылся перед ним, ничего не смягчая.

«Н.И. Фешин много писал женских портретов, с учениц художественной школы, которые с большой радостью позировали ему и были даже счастливы», – вспоминает Тамара Попова, одна из его учениц [13, с.93]. К таким работам относятся портреты жены архитектора Сидорченко и совсем юной и женственной студентки Маши Быстровой, которые находятся в коллекции нашего музея. Нередко студентки позировали живописцу в его личной мастерской, которая находилась под куполом Казанской художественной школы. «Это «святая святых», куда вход был закрыт непосвященным» [13, с.79]. Мастерская Н.И. Фешина была завешана коврами, цветными тканями и заставлена мебелью работы художника. На фоне одного из ковров в мастерской и был создан портрет студентки Маши Быстровой. Впоследствии художник увезет этот ковер с собой в Америку.

Мария Николаевна Быстрова-Яковлева (1898 - ?) училась в КХШ с 1914 по 1918гг., а в 1930-1956гг. работала в институте «Проектстальконструкций» в Москве. Портрет с нее был написан в годы учебы в художественной школе.

«О том, как портрет создавался, Мария Николаевна Яковлева вспоминает: «По приглашению Фешина вместе с Тамарой Поповой я вошла в его мастерскую…

Николай Иванович смотрел на меня своим острым, проницательным взглядом, и после недолгого разговора предложил мне сесть, взял бумагу и быстро сделал с меня небольшой набросок углем. Затем он предложил мне позировать для портрета, назначил день и попросил только, чтобы в моем костюме не было синего цвета. Он не любил холодные тона. В назначенный день я пришла в его мастерскую. На мольберте был натянут холст для портрета, лежали краски и кисти. Я была в белой блузке с красной лентой в волосах.

Николай Иванович предложил мне сесть на диван, позади которого висел большой ковер, дал мне в руки книгу, просил слегка опустить голову и смотреть на него.

Он начал писать. Кисти быстро переносили краски с палитры на полотно. Он немного ходил, слегка прищурив глаза. Работал быстро, с увлечением. После каждого сеанса снимал портрет и не показывал его до окончания работы. Разговаривал мало, его всего поглощала работа. В нем чувствовалась какая-то необыкновенная сила творчества. Его глаза, такие проницательные и глубокие, казалось, видят то, чего другие не видят, не могут видеть.

После окончания сеансов Николай Иванович поблагодарил меня и предложил посмотреть портрет. Своей работой он был доволен» [13, с. 119].

М.Н. Быстрова-Яковлева побывала в нашем музее в 1970-е гг. и поделилась с сотрудниками воспоминаниями о своем учителе: «Часто шутя, он говорил мне: «А ну-ка, цыганочка, пошли на очередной сеанс». Он давал мне книгу и просил, чтоб, прочитав страницу, я думала и оценивала в мыслях прочитанное, а он в это время работал над портретом».

Мария Быстрова, став архитектором, всегда с энтузиазмом относилась к творчеству своего учителя, собирала воспоминания о нем, разыскивала его работы.

«Портрет студентки Маши Быстровой» находится в музее, предположительно, с 1925г. По поводу даты создания этой работы искусствовед Г.П. Тулузакова высказывается, что вероятное время написания - 1917г., так как М.Н. Быстрова-Яковлева училась в Казанской художественной школе в 1914-1918гг. [10, с.486, №85], а не 1910г., как работа датируется в «Каталоге произведений Н.И. Фешина до 1923г.» 1992г. [6, с. 36, №41].

Стоит отметить, что несколько работ из коллекции нашего музея видела широкая американская публика, когда в 1975г. «Портрет студентки Маши Быстровой», «Портрет жены архитектора Сидорченко», «Портрет неизвестной», благодаря изменившейся международной обстановке, экспонировались в трех городах США: Санта-Фе, Оклахома, Сиэтл.

С 1920г. в коллекции музея была всего одна пейзажная работа Н.И. Фешина, которая в авансовом отчете за 6 июля 1920г. [4] проходит как «Зимний пейзаж» (1910-е (?)), а на выставке в ноябре того же года называется – «Весенний мотив» (этюд маслом) [5, с.14, №7]. Художник воссоздал не столько зимнюю или весеннюю картину природы, сколько ее пограничное состояние: между зимой и весной. Поэтому рискну предположить, что «Зимний пейзаж» и «Весенний мотив» – два названия одной и той же работы. Если исследования искусствоведов подтвердят этот факт, то в числе работ Н.И. Фешина, местонахождение которых не известно, о чем говорится в каталоге Е.П. Ключевской и В.А. Цой 1992г. [6, с.50], станет на одну работу меньше.

«Зимний пейзаж» очарователен. Сочно, темпераментно, искренне художник живописует мир природы, просыпающейся от долгого зимнего сна. По воспоминаниям художника П.А. Радимова, Н.И. Фешин признавался, что «не умеет писать пейзажи» [13, с. 122]. Он был излишне самокритичен. «Зимний пейзаж» - большая удача на маленьком холсте: в простом, будничном художник смог увидеть красоту.

Судьба некоторых работ из коллекции нашего музея непростая, зачастую трагичная. Не всё сохранилось до наших дней. Перечитывая архивные документы музея, лишь отчасти находила ответ на свой вопрос: где часть из того, что было собрано А.В. Григорьевым в период 1920 – 1925гг.?

В свое время в коллекции музея был этюд, написанный маслом на холсте и датированный 1913г., – автопортрет Н.И. Фешина, поступивший, как было сказано выше, в числе других работ художника в июле 1920г. из Казани5. Эта ранняя автопортретная работа, где художнику 32 года, написана легко, смело, искренне. Всего лишь два десятилетия портрет был представлен зрителю в Козьмодемьянском музее: согласно архивному документу, он был похищен неизвестным посетителем 28 сентября 1940г. «вследствие недосмотра дежурной по отделу, работающей первый день» [14].

Позднее эту работу исключили из инвентарного списка музея, так как поиск сотрудников уголовного розыска НКВД Марийской АССР не дал результатов. Упоминание об этом автопортрете, кроме нашего архивного материала, встречается в книге П.М. Дульского [12, с.31], а также в Научном архиве ГМИИ РТ [15]. Последнее упоминание о нем – в «Инвентарной книге № 1 (Книге поступлений) 1939г. [16].

В книгах поступлений 1947г., 1949г. (схожих по записи) вновь появляется запись об «Автопортрете» Н.И. Фешина, но как литографии. Этот «Автопортрет» (1921. Автолитография. 21х18,6) был исполнен художником по заказу П.М. Дульского для его монографии 1921г., в которой была вклейка с этим портретом [12, с.18 – 19 (между страницами)]. По всей вероятности, он поступил в музей взамен украденного (точное время появления неизвестно, предположительно, после 1940г. – до 1947г.) или непосредственно от П.А. Радимова, или через А.В. Григорьева. О принадлежности этого автопортрета Радимову говорит запись чернилами на его оборотной стороне: «Дорогому Павлу Александровичу Радимову от автора 1921. 8. 15». Запись сделана, вероятно, рукою П.М. Дульского, автора книги.

Несколько лет назад музей вновь делал попытку разыскать пропавший еще до войны живописный автопортрет художника, передав информацию о работе и ее фотоизображение, предоставленное из НА ГМИИ РТ [17] Г.П. Тулузаковой, в базу данных пропавших произведений искусства Уголовного розыска России. Но, к сожалению, результатов нет.

В июле 1961г. из музея был украден и «Портрет дочери Ии». Небольшой формат работы (20х17) позволил студенту, делающего с нее копию, незаметно вынести портрет из стен музея, опять же «вследствие недосмотра» дежурного. Поэтому великолепная детская головка, написанная отцом в 1919г., когда девочке было всего 5 лет, не смогла принять участие на персональных выставках художника, начиная с Первой Всесоюзной персональной выставки 1963г. в Казани, а затем проходящих в Москве, Ленинграде и Кирове (1963-1965гг.). Портрет Ии до сих пор не был представлен широкой публике, если не считать воспроизведения в книге П.М. Дульского [12, с.23]. Спустя несколько лет (после 1965г.?) работа была найдена и вновь заняла свое достойное место в череде портретных работ Н.И. Фешина. Единственным выездным вернисажем для этого портрета оказалась выставка «Лик времени. Культурное наследие Республики Марий Эл», проходившая в Йошкар-Оле в 2007-2008гг.

С какой детской непосредственностью и чистотой в глазах Ия по-прежнему смотрит на нас. Без любования своей доченькой, без нежной отцовской любви нельзя было бы создать этот милый, оставшийся на века образ ребенка. Любовь отца и дочери была взаимной. Ия Николаевна Фешина-Брэнхэм (1914 – 2002) много сделала для сохранения наследия своего отца. В память о нем она назвала свою дочь, внучку художника, Никаэлой.

Но самой трагичной, на мой взгляд, была судьба натурных работ, которую пытались решить сами музейные хранители прекрасного. Об этом свидетельствует и цитируемое письмо в самом начале статьи. Приведу строчки еще из одного письма И.М. Пландина 1953г.: «Теперь о том, чего от меня требуешь, А. В. [А.В. Григорьев – Т.К.], относительно работ Н.И. Фешина [речь идет о фотографировании работ художника – Т.К.]. Это я сделаю и вышлю скоро. Только вещи Фешина уже не все. Рисунков карандашных нет. Как видно, в руках слепых людей это ценности не представляет. Стеллаж разбили и в фонде их по невежеству уничтожили. Что такое для них голые бабы. Жили мы здесь и авторитета нет. Я лично как художник ничего не значу.

Ну не сердись на меня, что я тебя расстроил. Твой И. Пландин» (орфография и пунктуация - как в документе) [18].

Когда точно пропали графические натурные работы, о которых говорит И.М. Пландин, точно не известно: скорее всего, это могло происходить в разные годы; последняя утрата случилась в начале 1950-ых гг. (до 1953г.) В 1926г., согласно записи в «Книге поступлений», среди живописных работ Фешина было уже 4 графические работы вместо шести (возможно, их могло быть и больше), в 1939г. – уже 3. Из 6 карандашных рисунков натурщиков и натурщиц на 2015г. осталась только одна работа, опубликованная в книге Г.П. Тулузаковой «Николай Фешин. Натурный рисунок» [19, с.28]. Но и эта работа так сильно была подвержена механическому воздействию, что после реставрации в 1981-1982гг. в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря, размеры с 62х33,5см. (65х36) были изменены на 59,5х32см. В результате чего, по-видимому, и была утрачена авторская подпись «Н. Феш 191», о которой говорится в каталоге, составленном казанским искусствоведом Г.А. Могильниковой [20, с. 32].

Получается, что так называемые «слепые люди» не оценили по достоинству работы великого мастера натуры и, что немаловажно, труд А.В. Григорьева, который старательно собирал коллекцию работ своего учителя. Во вступительной статье к каталогу «Первой Козьмодемьянской выставки картин, этюдов, эскизов, рисунков и проч.» (7 ноября - 7 декабря 1920г.) Григорьев как художник так характеризует работы учителя: «Особенно интересны работы Фешина в красочной передаче телесности (в натурщице и портретах) и изяществом контуров как и в рисунках; причем последние, хотя и в набросочной форме, но передают любовь художника к передаче мускулов» [5, с. 10].

В подтверждении мнения Григорьева приведу слова еще одного ученика Н.И. Фешина по КХШ А.А. Любимова: «Николай Иванович так любил рисовать и писать обнаженную фигуру, как любят немногие художники. Он возводил в степень высшего, я бы сказал священного культа человеческое тело. Им столько сделано, особенно рисунков, что трудно посчитать их количество» [13, с. 111].

Стоит отметить, что Фешин часто создавал натурные работы на тонкой оберточной бумаге, «с одной стороны глянцевой, с другой - матовой, в выпуклых кочках, песочного цвета. В эту бумагу в булочных завертывали булки. Николаю Ивановичу эта бумага, очевидно, нравилась своей кочковатой фактурой» [13, с. 112]. Очевидно, поэтому графическая работа, о которой говорится выше, так сильно пострадала в музее: натурный рисунок как раз и был создан на такой оберточной бумаге.

Летом 2015г. в музей вновь поступают еще две графические натурные работы Н.И. Фешина. «Обнаженные» были из тех работ, которые оказались в музее в 1920г. и о которых в вышеупомянутом письме 1953г. И.М. Пландин говорит как о пропавших. Поступившие натурные рисунки углем и карандашом требовали срочной реставрации, которую сразу же провели специалисты из ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря. Фамилию человека, передавшего работы, не называю в силу определенных обстоятельств, а вот имена сотрудников музея, которые поспособствовали возвращению работ, представлю: главный хранитель музея Е.Ю. Карпеева и заведующая отделом учета и хранения О.В. Кораблева.

В настоящее время вся коллекция работ Николая Ивановича Фешина находится в постоянной экспозиции музея. И сегодняшний зритель, останавливаясь около работ мастера, проникая в тайну колдовства художника-живописца, даже не догадывается о сложной, неоднозначной судьбе этих работ, которая напоминает ломаную линию жизни самого художника.

Примечания

1 Ильяков Никандр Филиппович, директор Козьмодемьянского музея с октября 1949г. по февр. 1952гг.

2 Пландин Иван Михайлович, художник, работал в музее с 1934г. (с 1934г. – художник и экскурсовод, 1942-1946гг. – заведующий музеем, с 1946г. – экскурсовод).

3 Пландина Зоя Ефимовна – жена художника и музейного работника И.М. Пландина.

4 Книги поступлений музейных экспонатов разных лет, каталог «Первой Козьмодемьянской выставки картин, этюдов, эскизов, рисунков и проч.». 7 ноября - 7 декабря 1920г., письма, документы.

5 Автопортрет. Этюд. 1913. Х., м. 37х26. Поступил из Казани. Куплен А.В. Григорьевым (или через П.А. Радимова) у автора 6 июля 1920г.

6 Михеева Анастасия Михайловна, директор Козьмодемьянского музея с 1952 по 1962гг.

Принятые сокращения

ГМИИ РТ – Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

НА ГМИИ РТ – Научный архив Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан

КХШ – Казанская художественная школа

ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря – Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря

ЧГХМ – Чувашский государственный художественный музей, г. Чебоксары

ДПИ – декоративно-прикладное искусство

Список используемых источников

  1. ДФ КХИМ (Документальный фонд Козьмодемьянского художественно-исторического музея им. А.В. Григорьева). Из письма Н.Ф. Ильякова к А.В. Григорьеву. 12.04.1950г.
  2. ДФ КХИМ. Из письма А.В. Григорьева директору Козьмодемьянского музея А.М. Михеевой6. Таруса. 27.09.1960г.
  3. ДФ КХИМ. Из письма А.В. Григорьева директору Козьмодемьянского музея А.М. Михеевой. Таруса.
  4. ДФ КХИМ. «Отчет в употреблении аванса, полученного от Козьмодемьянского Уездного Отдела просвещения на расходы по закупке картин и скульптур казанских художников и скульпторов т. А.В. Григорьевым для Козьмодемьянского уездного музея».
  5. КФ КХИМ (Книжный фонд Козьмодемьянского художественно-исторического музея им. А.В. Григорьева). Каталог «Первой Козьмодемьянской выставки картин, этюдов, эскизов, рисунков и проч.». 7 ноября - 7 декабря 1920г. Козьмодемьянск. Государственная типография. 1920. – 32с.
  6. «Каталог произведений Н.И. Фешина до 1923 года». Составители каталога Ключевская Е. П., Цой В.А. – Казань: Татарское-газетно-журнальное издательство, 1992. – 100с.
  7. Деловая электронная газета Татарстана «БИЗНЕС Online» https://www.business-gazeta.ru
  8. ДФ КХИМ.
  9. Электронное письмо Г.Н. Иванова-Оркова.
  10. Тулузакова Г.П. Николай Фешин (изд-е 2-е перераб. и доп.). — СПб.: Золотой Век, 2012. — 504с.
  11. ДФ КХИМ. Из письма А.В. Григорьева директору Козьмодемьянского музея А.М. Михеевой. 27.04.1961г.
  12. П.М. Дульский. Николай Иванович Фешин. – Казань: Казанское отделение Госиздата, 1921. – 49с.
  13. Николай Иванович Фешин: Документы. Письма. Воспоминания о художнике / Сост. и автор комментариев Г.А. Могильникова. — Ленинград: Художник РСФСР, 1975. — 172 с.
  14. ДФ КХИМ.
  15. НА ГМИИ РТ, ф. 4, опись 1, д. 2/297-3
  16. ДФ КХИМ.
  17. НА ГМИИ РТ, ф.4, опись 1, ед. хранения 2/297-2 (Н.И. Фешин. Автопортрет. Этюд. 1913. Козьмодемьянск. Фотоотпечаток).
  18. ДФ КХИМ. Из письма И.М. Пландина А.В. Григорьеву. 1953г.
  19. Тулузакова Г.П. Николай Фешин. Натурный рисунок. – Казань: «Информа», 2006.– 48с.
  20. Фешин Н.И.: Каталог выставки / Сост. и авт. вступ. ст. Г.А. Могильникова. — Казань: Тип. им. Камиля Якуба, 1963. — 84с.

 

Сотрудник музея Татьяна Киреева

Январь 2019г.

Каталог работ Н.И. Фешина

из коллекции Козьмодемьянского художественно-исторического музея имени А.В. Григорьева

(г. Козьмодемьянск, Республика Марий Эл)

FeshinN01

Черемисская свадьба. Эскиз. 1908
Х., м. 58х100.

Поступила в 1925г.

Выставки: 1. 1963, Казань, 1-ая Всесоюзная персональная выставка работ Н. И. Фешина. (Кат. с. 20); 2. 1964, Москва (Организатор: Дирекция художественных выставок Художественного фонда СССР). (Кат. с. 10); 3. 1964, Ленинград (Государственный Русский музей); 4. 1964, Рига (Государственный музей латышского и русского искусства); 5. 1965, Киев (Киевский Государственный музей русского искусства). 6. 1965, Киров (Кировский областной художественный музей им. А. М. Горького). 7. 02.11.2011–15.01.2012, Казань (ГМИИ РТ, организатор: РОСИЗО), «К 130-летию со дня рождения художника Н.И. Фешина». 8. Февраль – апрель 2012, Санкт-Петербург (Русский музей, организатор: РОСИЗО), «К 130-летию со дня рождения художника Н.И. Фешина». 9. Май – июнь 2012, Москва (ГТГ, организатор: РОСИЗО), «К 130-летию со дня рождения художника Н.И. Фешина». 10. 18.01.2017 – 01.03.2017. Чебоксары (ЧГХМ), «Учитель и его ученик. Живопись и графика Н.И. Фешина, А.В. Григорьева».

FeshinN02

Черемисская свадьба. Эскиз. 1908
Х., м. 79х102.

Поступила в 1925г.

Выставки: 1. 1963, Казань, 1-ая Всесоюзная персональная выставка работ Н. И. Фешина. (Кат. с. 20); 2. 1964, Москва (Организатор: Дирекция художественных выставок Художественного фонда СССР). (Кат. с. 10); 3. 1964, Ленинград (Государственный Русский музей); 4. 1965, Киров (Кировский областной художественный музей им. А. М. Горького). 5. 02.11.2011–15.01.2012, Казань (ГМИИ РТ, организатор: РОСИЗО), «К 130-летию со дня рождения художника Н.И. Фешина». 6. Февраль – апрель 2012, Санкт-Петербург (Русский музей, организатор: РОСИЗО), «К 130-летию со дня рождения художника Н.И. Фешина». 7. Май – июнь 2012, Москва (ГТГ, организатор: РОСИЗО), «К 130-летию со дня рождения художника Н.И. Фешина». 8. 18.01.2017 – 01.03.2017. Чебоксары (ЧГХМ), «Учитель и его ученик. Живопись и графика Н.И. Фешина, А.В. Григорьева».

FeshinN03

Портрет неизвестной. Этюд. 1908 (в разные годы называлась: Чувашка. Портрет чувашки. Невеста-чувашка. Чувашская женщина).
(Искусствовед Г.П. Тулузакова высказывает мнение, что «эта работа является этюдом к картине «Черемисская свадьба» (1908)» и называет ее «Портрет неизвестной») [10, с. 19].
Х., м. 89х31,5.
Поступила в 1925г.

Выставки: 1. 1963, Казань, 1-ая Всесоюзная персональная выставка работ Н.И. Фешина; 2. 1964, Москва (Организатор: Дирекция художественных выставок Художественного фонда СССР); 3. 1964, Ленинград (Государственный Русский музей); 4. 1965, Киров (Кировский областной художественный музей им. А. М. Горького). 5. 02.11.2011–15.01.2012, Казань (ГМИИ РТ, организатор: РОСИЗО), «К 130-летию со дня рождения художника Н.И. Фешина». 6. Февраль – апрель 2012, Санкт-Петербург (Русский музей, организатор: РОСИЗО), «К 130-летию со дня рождения художника Н.И. Фешина». 7. Май – июнь 2012, Москва (ГТГ, организатор: РОСИЗО), «К 130-летию со дня рождения художника Н.И. Фешина». 8. 18.01.2017 – 01.03.2017. Чебоксары (ЧГХМ), «Учитель и его ученик. Живопись и графика Н.И. Фешина, А.В. Григорьева».

Реставрация в Казани специалистами из ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря, 1963г.

FeshinN04

Портрет жены архитектора Сидорченко. 1915
Х., м. 83,5х76. (Ранее размеры были 79х71, изменились после реставрации: после разворота авторской живописи).
Справа внизу: Н. Феш
Поступила из Казани до 7 ноября 1920г.

Выставки: 1. 1915, Казань, 5-я периодическая выставка; 2. 1920, г. Козьмодемьянск, «Первая Козьмодемьянская выставка картин, этюдов, эскизов, рисунков и проч.» (Кат. с. 24, №143); 3. 1963, Казань, 1-ая Всесоюзная персональная выставка работ Н. И. Фешина. (Кат. с. 26); 4. 1964, Москва (Организатор: Дирекция художественных выставок Художественного фонда СССР). (Кат. с. 13); 5. 1964, Ленинград (Государственный Русский музей); 6. 1965, Киров (Кировский областной художественный музей им. А. М. Горького); 7. 1975-1976, США (Кат. илл. № 2).

Реставрация в Казани специалистами из ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря, 1963г.

Реставрировалась в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря, отдел реставрации масляной живописи, 1998 – 2001гг. Реставратор Маренникова Н. А.

FeshinN05

Портрет студентки Маши Быстровой. 1917 (?) (по мнению Г.П. Тулузаковой – 1917(?): «т. к. М. Н. Быстрова-Яковлева училась в Казанской художественной школе в 1914-1918гг., то наиболее вероятное время написания портрета – 1917г.») [10, с.486, №85].
Х., м. 65х58.
Слева внизу: Н. Фешин
Поступила из Казани в 1920-е гг. (период 1923 – 1925гг.).

Выставки: 1. 1963, Казань, 1-ая Всесоюзная персональная выставка работ Н. И. Фешина; 2. 1964, Москва (Организатор: Дирекция художественных выставок Художественного фонда СССР); 3. 1964, Ленинград (Государственный Русский музей); 4. 1965, Киров (Кировский областной художественный музей им. А. М. Горького); 5. 1975-1976, США, (Кат. илл. 3); 6. 1976, Казань.

Архив: НА ГМИИ РТ, ф. 4, оп.1, д. 2/16-70/9.

Реставрация в Казани специалистами из ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря, 1963г.

FeshinN06

Портрет дочери Ии. 1919
Х., м. 20х17.

Поступила из Казани. Куплена А. В. Григорьевым у автора 6 июля 1920 г.

Выставки: 1. 1920, г. Козьмодемьянск, «Первая Козьмодемьянская выставка картин, этюдов, эскизов, рисунков и проч.» (Кат. с.24, № 145 («Ребенок»). 2. 01.11.2007 – 01.05.2008гг., Йошкар-Ола (Республиканский музей изобразительных искусств) «Лик времени. Культурное наследие Республики Марий Эл. Из фондов МУ «Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс».

FeshinN07

Бойня. Эскиз. 1910-е
Х., м. 43х56.

Поступила из Казани. Куплена А. В. Григорьевым у автора 6 июля 1920г.

Выставки: 1. 1920, г. Козьмодемьянск, «Первая Козьмодемьянская выставка картин, этюдов, эскизов, рисунков и проч.». (Кат. с.24, № 146); 2. 1963, Казань, 1-ая Всесоюзная персональная выставка работ Н. И. Фешина; 3. 1964, Москва (Организатор: Дирекция художественных выставок Художественного фонда СССР); 4. 1964, Ленинград (Государственный Русский музей); 5. 1965, Киров (Кировский областной художественный музей им. А. М. Горького).

Реставрация в Казани специалистами из ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря, 1963г.

FeshinN08

Зимний пейзаж (Весенний мотив?). 1910-е (?)
Х., наклеенный на фанеру, м. 29х35.
Справа внизу: Н. Феш
Поступила из Казани. Куплена А. В. Григорьевым у автора 6 июля 1920г.

Выставки: 1. 1920, г. Козьмодемьянск, «Первая Козьмодемьянская выставка картин, этюдов, эскизов, рисунков и прочее». (Кат. 1920, с. 14, №7); 2. 1963, Казань, 1-ая Всесоюзная персональная выставка работ Н. И. Фешина. (Кат с. 37); 2. 1964, Москва (Организатор: Дирекция художественных выставок Художественного фонда СССР). (Кат. с. 10); 3. 1964, Ленинград (Государственный Русский музей); 4. 1965, Киров (Кировский областной художественный музей им. А. М. Горького).

Реставрация в Казани специалистами из ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря, 1963г.

FeshinN09

Натурщица. 1910-е (?) (по мнению Г.П. Тулузаковой – 1920г.)[10, №47].
Х., м. 66х75.
Поступила из Казани. Куплена А. В. Григорьевым у автора 6 июля 1920г.

Выставки: 1. 1920, г. Козьмодемьянск «Первая Козьмодемьянская выставка картин, этюдов, эскизов, рисунков и проч.». (Кат. с. 24, № 142); 2. 1963, Казань, 1-ая Всесоюзная персональная выставка работ Н. И. Фешина. (Кат с. 29); 3. 1964, Москва (Организатор: Дирекция художественных выставок Художественного фонда СССР); 4. 1964, Ленинград (Государственный Русский музей); 5. 02.11.2011–15.01.2012, Казань (ГМИИ РТ, организатор: РОСИЗО), «К 130-летию со дня рождения художника Н.И. Фешина». 6. Февраль – апрель 2012, Санкт-Петербург (Русский музей, организатор: РОСИЗО), «К 130-летию со дня рождения художника Н.И. Фешина». 7. Май – июнь 2012, Москва (ГТГ, организатор: РОСИЗО), «К 130-летию со дня рождения художника Н.И. Фешина». 8. 16.02.2017 – 30.03.2017, Москва (ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря), «Николай Фешин. Живопись и графика русского периода».

Реставрировалась в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря, отдел реставрации масляной живописи, декабрь 2015 – февраль 2017гг.

FeshinN10

Обнаженная. 1913 (?)
Б., уголь (итальянский карандаш?).
59,5х32. (Ранее размеры были - 62х33,5 (65х36 – согласно записи 29.11.1953 в Книге поступлений).
Поступила из Казани в 1920г.

Выставки: 1. 1920, г. Козьмодемьянск, «Первая Козьмодемьянская выставка картин, этюдов, эскизов, рисунков и проч.» (Кат. с 24, предположительно входила в число 6 работ под №№147-152); 2. 1963, Казань, 1-ая Всесоюзная персональная выставка работ Н. И. Фешина; 3. 1964, Москва (Организатор: Дирекция художественных выставок Художественного фонда СССР); 4. 1964, Ленинград (Государственный Русский музей); 4. 1965, Киров (Кировский областной художественный музей им. А. М. Горького); 5. 06.09.2015 – 07.12.2015, Москва (ООО «Галерея Вересов»), «Николай Фешин. Графика, живописная миниатюра».

Реставрировалась в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря, отдел реставрации графики, 1981-1982гг. (сильная деформация, утраты бумаги, загрязнение). Реставратор Котухова В. А.

FeshinN11

Автопортрет. 1921
Автолитография. 19,5х15,5.
Справа внизу: Н. Фешин 21
На оборотной стороне запись чернилами: Дорогому Павлу Александровичу Радимову от автора 1921. 8. 15
Предположительно, поступил в музей от П.А. Радимова в период 1941-1947гг.

Выставки: 1. 1963, Казань, 1-ая Всесоюзная персональная выставка работ

Н. И. Фешина.

FeshinN12
FeshinN13
FeshinN14

Обнаженная. 1919
Б., уголь, карандаш. 57х41,5.

|Поступила из Казани в 1920г.
Поступила из Москвы 5 августа 2015г.

Выставки: 1. 1920, г. Козьмодемьянск, «Первая Козьмодемьянская выставка картин, этюдов, эскизов, рисунков и проч.» (Кат. с 24, предположительно входила в число 6 работ под №№147-152); 2. 06.09.2015 – 07.12.2015, Москва (ООО «Галерея Вересов»), «Николай Фешин. Графика, живописная миниатюра». 3. 18.01.2017 – 01.03.2017. Чебоксары (ЧГХМ), «Учитель и его ученик. Живопись и графика Н.И. Фешина, А.В. Григорьева». 4. 16.02.2017 – 30.03.2017, Москва (ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря), «Николай Фешин. Живопись и графика русского периода». 5. 13.09.2018 – 30.11.2018, Москва (ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря), «Век ради вечного».

Реставрировалась в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря, отдел реставрации графики, 2015г. Реставратор Дунаева О.В.

FeshinN15
FeshinN16
FeshinN17

Обнаженная. Середина 1910-х
Б., уголь, карандаш. 43,5х54.

Поступила из Казани в 1920г.
Поступила из Москвы 5 августа 2015г.

Выставки: 1. 1920, г. Козьмодемьянск, «Первая Козьмодемьянская выставка картин, этюдов, эскизов, рисунков и проч.» (Кат. с 24, предположительно входила в число 6 работ под №№147-152); 2. 06.09.2015 – 07.12.2015, Москва (ООО «Галерея Вересов»), «Николай Фешин. Графика, живописная миниатюра». 3. 18.01.2017 – 01.03.2017. Чебоксары (ЧГХМ), «Учитель и его ученик. Живопись и графика Н.И. Фешина, А.В. Григорьева». 4. 16.02.2017 – 30.03.2017, Москва (ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря), «Николай Фешин. Живопись и графика русского периода».

Реставрировалась в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря, отдел реставрации графики, 2015г. Реставратор Дунаева О.В.

Работа, местонахождение которой неизвестно.

FeshinN18

Автопортрет. Этюд. 1913
Х., м. 37х26
Поступил из Казани. Куплен А.В. Григорьевым у автора 6 июля 1920г.
Литература:
1. П. М. Дульский, Н. И. Фешин, 1921г. с. 30.
Архив: ГМИИ РТ, ф. 4, опись 1, д. 2/297-2.
Выставка: 1. 1920, г. Козьмодемьянск, «Первая Козьмодемьянская выставка картин, этюдов, эскизов, рисунков и проч.». (Кат. с. 24, № 144).

Каталог подготовила сотрудник музея Татьяна Киреева
Январь 2019г.

Платформа Обратной Связи (подать обращение)

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Оценка организации

qrcode-ratingОцените организацию МУ «Козьмодемьянский музейный комплекс», пройдя анкетирование на сайте bus.gov.ru (Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях).

Авторизация через сайт Госуслуги; опрос можно пройти анонимно.